8. Методы и принципы изучения литературы в школе.
Общедидактические принципы обучения:1. принцип практической направленности, 2. принцип воспитывающего обучения, 3. принцип научности, 4. принцип наглядности, 5. принцип занимательности. Дидактические принципы обучения 1. Научности:а) выдержана логика урока, соблюдена логика изложения учебного материала; б) содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний; в) не обходятся научные проблемы, спорные вопросы, показываются перспективы развития научных знаний. 2. Проблемности: а) учитель использует проблемное изложение учебного материала; б) на уроке присутствует поиск решения учебной задачи совместно с учителем; в) организован поиск учебной задачи самими учащимися. 3. Наглядности: а) при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное; б) наблюдения учеников систематизированы, отношения причин и следствия очевидны; в) речь учителя информативна, выразительна, понятна. 4. Активности и сознательности: а) всеми участниками учебного процесса понимаются цели и задачи предстоящей работы; б) хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно; в) учение опирается не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления. 5. Доступности: а) выполняются классические правила, сформулированные Я.А.Коменским: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному; б) используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию; в) при первичном изучении нового материала изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания. 6. Систематичности и последовательности: а) обучение на уроке хорошо продумано учителем, нет ни одного вопроса, который бы остался без внимания учителя; б) обеспечивается преемственность обучения, нет искусственно привязанных идей; в) реализуется логика формирования теоретических знаний: объект изучения - теория -инструментарий - следствия - границы применения. 7. Прочности (завершенности обучения): а) содержание образования соответствует применяемым методам обучения; б) осуществляется переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и к третьему уровню с обязательной фиксацией факта усвоения у всех учащихся (возможно с использованием уровневых тестов или любой другой обратной связью); в) применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления. 8. Развития учебной деятельности: а) принятие и осознание учеником познавательной задачи, актуализация мотивов ее решения; б) восприятие новой информации и ее понимание (овладение); в) применение этой информации в качестве ориентировочной основы деятельности, рефлексия целей, задач и способов деятельности; г) вхождение ученика в "зону ближайшего развития и перенос освоенных способов деятельности в новые условия. 9. Воспитания: а) положительное влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств учителя; б) требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции; в) весь урок эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся.
Методы обучения – способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.(Российская педагогическая энциклопедия). Метод обучения – система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования. В современной науке есть следующие классификации методов: 1. по источникам передачи и характеру восприятия информации (Перовский С. И., Лордкипадзе Д. О.). Выделяют 3 группы методов: а. словесные, б. наглядные, в. практические. 2. по дидактическим задачам (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). Выделяют 3 группы методов: а. методы приобретения новых знаний, б. методы формирования умений и навыков и осуществление их на практике, в. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. 3. по характеру познавательной деятельности (Скаткин, И. Я. Лернер). Выделяют 5 методов: а. объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), б. репродуктивный, в. проблемного изложения, г. эвристический (частично поисковый), д. исследовательский. 4. Кудряшов Н. И. а. репродуктивный, б. эвристический, в. исследовательский, г. творческого чтения, 5.бъяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), б. репродуктивный, в.ов: а.ение их на практике, в.ивающую усвоение им по сочетанию методов преподавания и методов учения (Махмутов М. И.): а. преподавания, б. обучения, в. учения. Метод преподавания – обусловленная закономерностями учения содержанием учебного материала система преподавания, применяемая как способ управления учителем познавательной деятельности ученика. Метод учения – прием обусловленный методом преподавания способ учебно-познавательной деятельности ученика, отражающий закономерности учения и направленный на достижение цели, поставленные учителем и принятый учеником и реализуемый через приемы учения. Метод обучения – это обусловленный социальными целями образования способ организации учителем учебно-воспитательного процесса.
- 1. Литература в школе как учебный предмет. Школьные программы и учебники.
- 2. Методика преподавания литературы как научная дисциплина.
- 3. История развития методики литературы в 19 веке.
- 4. История развития методики литературы в 20 веке.
- 5. Теоретические проблемы современной методической науки. Традиционные и новаторские идеи в изучении литературы в школе.
- 7. Возрастные особенности восприятия художественного произведения учащимися средней школы.
- 8. Методы и принципы изучения литературы в школе.
- 9. Приемы анализа текста. Пересказ, виды пересказов.
- 10. «Скрытые» формы анализа текста.
- 11. Выразительное и комментированное чтение как приемы анализа текста.
- 12. Урок литературы как методическая проблема. Требования к современному уроку литературы, структура уроков, классификация уроков. Требования к анализу урока литературы.
- 13. Типы уроков литературы. Урок-семинар в старших классах средней шшколы.
- 16. Изучение художественных произведений в их родовой специфике. Особенности анализа эпических произведений.
- 1717. Особенности анализа лирики.
- 18. Особенности анализа драматических произведений.
- 19. Завершающие занятия в системе работы над художественным произведением. Повторение на уроках литературы.
- 21. Специфика курса литературы в старших классах. Лекция как тип урока при изучении обзорных тем.
- 24. Речевая деятельность школьников на уроках литературы, критерии речевого развития учащихся.
- 25. Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе изучения литературы.
- 26. Внеклассная работа по литературе: ее цели, особенности и формы.
- 27. Учет и оценка знаний на уроках литературы. Традиционные и новые формы аттестации школьников по литературе.
- 30. Государственный образовательный стандарт по литературе.