logo
ShPOR_MPL

13. Типы уроков литературы. Урок-семинар в старших классах средней шшколы.

Семинарские занятия делятся на 3 вида: - развернутые выступления учеников по заранее поставленным вопросам и их обсуждение, - обсуждение рефератов и докладов учащихся, - диспут. Уроки-семинары. В последние годы в школах широко стали применяться уроки-семинары. Их цель активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала. Например, при изучении в классе по русской литературе романа А. Фадеева "Молодая гвардия" могут быть проведены семинарские занятия. Учитель заранее дает вопросы для обсуждения на семинаре и указывает литературу для самостоятельной работы. Таким образом, учащиеся не только штудируют учебник, но и значительно расширяют свои знания, изучая дополнительную литературу и одновременно приобретая умение самостоятельно добывать знания. В этом состоит ценность семинарских занятий.

15. Письменная речь. Устная и письменная речь находятся в тесной взаимозависимости, потому и методика развития устной и письменной речи школьников на заняти-ях по литературе имеет много общего. следует иметь в виду ее специфические особенности, отличающие от устной речи. Формы письменной речи — монологические, для нее характерна логическая упорядоченность, строгость построе-ния фраз, наличие не только сочинительных, но и подчинительных конструкций, широкое употреб-ление союзов, использование разнообразия сино-нимов. Методика преподавания литературы уделя-ла и уделяет значительное внимание работе по развитию письменной речи школьников в процессе изучения художественных произведений. В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев Особое внимание как в прошлые десятилетия, так и в современной методической литературе уделено теории и практике школьного сочинения.

Виды упражнений по развитию письменной речи учащихся средних классов:Работа по развитию письменной речи учащихся многообразна и зависит: а) от возрастных особен-ностей учащихся, б) уровня их литературного и речевого развития, в) от рода и жанра художест-венного произведения, на базе которого проводит-ся речевая работа со школьниками и г) от постав-ленных учителем познавательных и коммуника-тивных задач.

Сочинение и изложение. ИЗЛОЖЕНИЕ — это письменный пересказ прочи-танного или прослушанного и проанализированно-го текста.

СОЧИНЕНИЕ представляет собой собственные размышления пишущего по поводу прочитанного и разобранного художественного произведения или его отрывка в различных письменных речевых жанрах. В изложении пишущий воспроизводит готовый текст произведения или отрывка из него, в сочинении создается собственный текст.

Прежде всего сочинения разделены методистами на две основные группы: сочинения на литератур-ные темы (сочинения, связанные с курсом литера-туры) и сочинения, основанные на личных впечат-лениях, жизненных наблюдениях и опыте учащих-ся.

Разнообразные приемы анализа крупных эпичес-ких и драматических произведений в старших классах ведут к разнообразию ученических сочи-нений на литературную тему. Среди них можно выделить следующие виды сочинений:

1. Сочинения о литературных героях (индивиду-альная, групповая, сравнительная характеристика образов-персонажей). В таких темах на первый план выходит образ героя из социальных, нравст-венных, философских, художественно-эстетических проблем, связанных с образом данного героя или ряда героев одного или не-скольких произведений одной эпохи.

2. Сочинения, основанные на анализе произведе-ния в целом, в которых, в свою очередь, выделя-ются темы, требующие:

а) оценки всего произведения

б) рассмотрения нравственных, социальных, философских проблем, поставленных в этом произведении

в) анализа художественной формы произведения

3. Разборы отдельных эпизодов и частей произве-дения

4. Литературные обзоры типа «Судьбы русской деревни в литературе 50-80-х гг. XX в.», «Человек и его время в рассказах А.С. Солженицына

5. Рассуждения (размышления) учащихся об отношении литературы к жизни («Что мне дало изучение русской классической литературы», «В Россию можно только верить (Ф.И. Тютчев).

6. Сочинения-исследования проблемного характе-ра («Революционер ли Базаров?», «Я себя убил или старушонку? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)», «Смешон или страшен Молчалин?»

Требования к ученическому сочинению. Настоящие требования являются результатом обобщения передового педагогического опыта учителей-словесников и рекомендаций методической науки по обучению старшеклассников работе над сочи-нением. К таким требованиям следует отнести:

1. Соответствие содержания сочинения заданной теме.

2. Содержательность, завершенность, полнота охвата темы.

3. Доказательность высказанной мысли, аргумен-тированность защищаемых положений.

4. Логичность и последовательность в изложении материала.

5. Самостоятельность в подходе к теме.

6. Единство стиля изложения, ясность, точность, доступность, образность языка сочинения.

7. Точность в использовании эпиграфа и цитатного материала.

8. Рациональное сочетание материала художест-венного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы.

9. Отсутствие фактических ошибок и неточностей.

10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.