12. Урок литературы как методическая проблема. Требования к современному уроку литературы, структура уроков, классификация уроков. Требования к анализу урока литературы.
Теоретические проблемы урока как законченного целого, как части общего курса и системы уроков представлены в исследованиях М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, М. А. Данилова, В. И. Стрезикозина, Ю. К. Бабанского, И. Т. Огородникова, И. Н. Казанцева, М. М. Левиной, Г. Д. Кирилловой и других. Исследуются важнейшие проблемы: современные требования к уроку, взаимосвязь частей урока, выбора методов обучения и организации деятельности учащихся; результативность, эффективность уроков и проблема оптимизации обучения; типология урока; формирование личности ученика; повышение нравственного потенциала урока; содержание и формы самостоятельной работы учащихся на уроках; развитие навыков и умений учащихся в динамике учебного процесса; задачи и целевая установка урока; организация и отбор материала; взаимосвязь коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке; урок и НТР; роль учителя на разных этапах урока; формы проведения урока.
Особое внимание уделяется изучению структуры урока: как традиционной (четырехчленной), так и поэтапной (пошаговой), в связи с поисками взаимосвязанных ситуаций урока.
В психолого-педагогической литературе раскрыто значение проблемных ситуаций на уроке, помогающих формированию творческого мышления учащихся (исследования А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, Т. В. Кудрявцева).
В методике преподавания литературы поставлены как теоретические проблемы урока (типология, классификация, структура урока, его воспитательная направленность, роль в нем учебной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, взаимодействие методов обучения на уроке), так и задачи конкретной реализации положений педагогической науки. В первую очередь следует назвать труды В. В. Голубкова и Н. И. Кудряшева. Кроме того, эта проблема нашла отражение в работах Н. А. Станчек, Н. К. Силкина, в учебных трудах под редакцией Н. О. Корста, Т. Ф. Курдюмовой, В. В. Трофимовой, Н. А. Демидовой, О. Ю. Богдановой, в работах Г. И. Беленького, Л. Н. Лесохиной, Л. С. Айзермана, Т. С. Зепаловой, Н. Я. Мещеряковой, Е. Н. Ильина и других.
Следуя стремлению определить место урока в системе развивающего обучения, ученые рассматривают вопросы построения урока и взаимодействие его частей.
Важнейшие проблемы урока литературы нуждаются в дальнейших исследованиях. Назовем некоторые из них: место урока в системе развивающего обучения, роль урока литературы в развитии логического и образного мышления учащихся, в формировании их творческой самостоятельности, взаимосвязь коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке, особенности объяснения учителя и ученика на уроке литературы, развитие форм урока: урока-диспута, урока-панорамы, урока-концерта, урока-лекции и т. д.
Возможности использования не только «четырехчастной», но и «поэтапной» структуры урока в старших классах возрастает в связи с необходимостью увеличения творческого начала в усвоении учащимися новых знаний, активизацией процесса закрепления и применения знаний, ориентацией на многообразие видов деятельности на уроке и на сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы.
Немаловажное значение имеют особенности психологии старшего школьника, его интерес к моральным свойствам личности, стремление дать оценку изображенному автором миру и героям, желание систематизировать впечатления от прочитанного, понять произведение как единое целое и вместе с тем свойственная ряду учащихся чрезмерная логизация в ущерб способности эмоционально воспринять текст.
- 1. Литература в школе как учебный предмет. Школьные программы и учебники.
- 2. Методика преподавания литературы как научная дисциплина.
- 3. История развития методики литературы в 19 веке.
- 4. История развития методики литературы в 20 веке.
- 5. Теоретические проблемы современной методической науки. Традиционные и новаторские идеи в изучении литературы в школе.
- 7. Возрастные особенности восприятия художественного произведения учащимися средней школы.
- 8. Методы и принципы изучения литературы в школе.
- 9. Приемы анализа текста. Пересказ, виды пересказов.
- 10. «Скрытые» формы анализа текста.
- 11. Выразительное и комментированное чтение как приемы анализа текста.
- 12. Урок литературы как методическая проблема. Требования к современному уроку литературы, структура уроков, классификация уроков. Требования к анализу урока литературы.
- 13. Типы уроков литературы. Урок-семинар в старших классах средней шшколы.
- 16. Изучение художественных произведений в их родовой специфике. Особенности анализа эпических произведений.
- 1717. Особенности анализа лирики.
- 18. Особенности анализа драматических произведений.
- 19. Завершающие занятия в системе работы над художественным произведением. Повторение на уроках литературы.
- 21. Специфика курса литературы в старших классах. Лекция как тип урока при изучении обзорных тем.
- 24. Речевая деятельность школьников на уроках литературы, критерии речевого развития учащихся.
- 25. Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе изучения литературы.
- 26. Внеклассная работа по литературе: ее цели, особенности и формы.
- 27. Учет и оценка знаний на уроках литературы. Традиционные и новые формы аттестации школьников по литературе.
- 30. Государственный образовательный стандарт по литературе.