2.2. Эффективность разработанной системы интегрированных уроков
Для выявления эффективности предложенной системы интегрированных уроков был проведен контрольный эксперимент, целью которого является выявление уровня познавательной активности младших школьников после проведенного формирующего эксперимента.
Оборудование: карточки с образцами заданий (см. в приложении 5), листы для выполнения заданий, шариковые ручки, принадлежности для рисования.
В контрольном классе эксперимент проводился учителем по материалам экспериментатора.
Ход эксперимента, проведенного в экспериментальном классе:
Учитель: «Ребята, вам сейчас предстоит выполнить очень сложное задание: отгадать старинную загадку про одно дерево. Для этого сначала прочитайте ее внимательно и предложение после нее. Кто догадался - не говорите никому. Далее выберите одно понравившееся задание и выполните только его».
Во время выполнения задания в классе стояла тишина, однако время от времени слышались реплики типа: «Так, попробую сначала еще раз» или «Ну, как так береза может это делать?».
Дети экспериментального класса справились с заданием за 25 минут. По сравнению с констатирующим экспериментом им понадобилось больше времени, это говорит о том, что у них повысился интерес к выполнению трудных работ, а также желание разобраться в незнании чего-то до конца.
Обоснование выбора задания и критериев определения уровней познавательной активности:
Каждое из заданий, как в констатирующем эксперименте, выявляет соответствующий уровень познавательной активности.
Первое задание:
Напиши отгадку и нарисуй это дерево - выявляет уровень воспроизводящей активности или относительно-активный,
Второе задание:
2. Напиши отгадку и дополни письменно предложения:
Это дерево мир освещает, так как….
разбитому связь, так как …
больных исцеляет, так как…
чистоту соблюдает, так как…
Выявляет уровень интерпретирующей активности или исполнительно-активный.
Третье задание:
3. Напиши отгадку. Ответь письменно на вопрос: «Почему, по-твоему, это дерево «мир освещает, разбитому связь, больных исцеляет, чистоту соблюдает?». Нарисуй это дерево в 4 временах года – соответствует выявлению
учащихся, достигших творческого уровня.
Сам текст задания в виде загадки подобран неслучайно, так как он стимулирует познавательную активность: побуждает к поиску. Третье задание объединяет в себе задание на развитие наблюдений за окружающим миром (надо нарисовать дерево в четырех временах года), развитие письменной речи
(умение доказывать и обосновывать свою точку зрения), развитие умений, приобретенных на уроках изобразительного искусства.
Результаты анализа работ
Работу выполняли столько же человек, сколько и при констатирующем эксперименте (18 человек экспериментального класса и 20 человек контрольного класса). Не изменился и факт, выявленный на этапе констатирующего эксперимента: в обоих классах не наблюдается учеников, которые бы вообще не выполнили работу, т.е. в классах нет детей с нулевым уровнем развития познавательной активности.
В констатирующем эксперименте в экспериментальном классе два человека выполнили первое задание (Ибишова Т. и Леликова Д.), в контрольном эксперименте к выполнению первого задания (Напиши отгадку и нарисуй это дерево) никто не приступил, это говорит о том, что и этим ученицам стало интересно выполнять задания потруднее. Четыре ученицы выбрали второе задание, из них трое (Зенкова М., Леликова Д. и Моисеева О.) в констатирующем эксперименте выбрали первое задание, а в контрольном сознательно выбрали задание потруднее и поднялись на средний уровень. Два ученика остались на высоком уровне познавательной активности (Ендальцев Д. увлекся рисованием и не успел дописать начатое).
Большинству учащихся (14 ученикам) экспериментального класса захотелось выполнить задание №3, что указывает на высокий уровень познавательной активности, однако некоторые из них выполнили часть задания, некоторые выполнили задание неверно, поэтому при определении уровня учитывались также и эти показатели, как и на этапе констатирующего эксперимента.
Если береза нарисована точно по описанию и представлена в 4 временах года, есть верные письменные высказывания, то присваивался высокий уровень.
Если береза нарисована в трех временах года или с недочетами, есть письменные высказывания, то присваивался средний уровень.
Если береза нарисована верно, но нет письменных высказываний, или нарисована не по описанию или вообще не нарисована и не представлены были письменные высказывания, то присваивался работе низкий уровень.
Краткая характеристика работ учащихся двух классов представлена в приложении 6.
Работы учащихся представлены в приложении 7.
Выводы по контрольному эксперименту
Таким образом, в экспериментальном классе 2 человека подтвердили высокий уровень, 7 человек стали иметь средний уровень, количество человек, имеющих низкий уровень познавательной активности на этапе констатирующего эксперимента, уменьшилось, их стало 9.
В контрольном классе с заданием, выявляющим высокий уровень познавательной активности, не справился никто: ученики не смогли догадаться и дать развернутый ответ на вопрос: «Почему, по-твоему, это дерево «мир освещает, разбитому связь, больных исцеляет, чистоту соблюдает?» 14 человек из 20 написали ответ и нарисовали березу, 6 постарались объяснить, почему она мир освещает, разбитому связь, больных исцеляет, чистоту соблюдает.
Эти данные наглядно можно представить в следующей таблице:
Таблица 2
Определение уровня познавательной активности учащихся на этапе контрольного эксперимента
Группы учащихся | Творческий (высокий) | Исполнительно-активный (средний) | Относительно-активный (низкий) |
Контрольный класс (3 «Б») | 0% | 30% | 70% |
Экспериментальный класс (3 «В») | 11% | 39% | 50% |
По сравнению с данными констатирующего эксперимента контрольный класс по общим показателям снизил свой уровень. Результаты выше, чем при констатирующем эксперименте, показал экспериментальный класс.
После проведения контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что интегрированные уроки действительно повышают уровень познавательной активности:
интегрированные уроки повысили эмоциональный настрой в классе, возможности для проявления индивидуальных творческих способностей детей;
из наблюдений замечено, что дети стали более общительны, раскованы в суждениях, у них появилось стремление учиться, радоваться познанию нового, не бояться трудностей;
дети стали приносить книги в класс, чего раньше не было, и показывать их одноклассникам на переменах.
Таким образом, проведенные исследования подтвердили гипотезу о том, что интегрированные уроки стимулируют познавательную активность учащихся и являются средством ее развития.
- Введение
- Глава 1 Теоретические основы проблемы интегрирования учебных дисциплин как средства активизации учебно - познавательной деятельности младших школьников
- 1.1. Дидактические основы активизации учебно - познавательной деятельности младших школьников
- 1.2. Интеграция предметов как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников
- Выводы по 1 главе
- Глава 2 Развитие познавательной активности учащихся начальных классов средствами интегрированных уроков
- 2.1. Определение уровня познавательной активности младших
- Школьников
- 2.2.Система интегрированных уроков как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников
- 2.2. Эффективность разработанной системы интегрированных уроков
- Выводы по 2 главе
- Заключение
- Список литературы