Заключение
Процесс интеграции предметов есть длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.
В настоящее время нет единого понимания сути этого явления. Существует много мнений, точек зрения на данное явление, свою позицию на этот счет имеет каждый учитель-практик.
Интеграция учебных предметов - далеко не механическая деятельность, а интегрированный учебный предмет не есть простая сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенных изменений в содержании, структуре учебных предметов, усилений в них общих идей и теоретических концепций. Иными словами, интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве. Она возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения
Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок.
С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала, развивает самостоятельность учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Выше описанные положения подтвердила проведенная опытно- экспериментальная работа на базе МОУ СОШ №175 в 3 «В» классе.
На этапе констатирующего эксперимента учащимся экспериментального и контрольного классов выполнялось задание, позволяющее определить уровень познавательной активности. По данным констатирующего эксперимента было установлено, что оба класса находятся примерно на одинаковом уровне.
На этапе формирующего эксперимента была проведена система интегрированных уроков русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства, чтения, отличительной особенностью которых являлось использование упражнений на развитие творческих способностей, умений работать с дополнительной литературой.
Контрольный эксперимент выявил: учащиеся экспериментального класса показали уровень познавательной активности выше, чем учащиеся контрольного класса.
Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась.
- Введение
- Глава 1 Теоретические основы проблемы интегрирования учебных дисциплин как средства активизации учебно - познавательной деятельности младших школьников
- 1.1. Дидактические основы активизации учебно - познавательной деятельности младших школьников
- 1.2. Интеграция предметов как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников
- Выводы по 1 главе
- Глава 2 Развитие познавательной активности учащихся начальных классов средствами интегрированных уроков
- 2.1. Определение уровня познавательной активности младших
- Школьников
- 2.2.Система интегрированных уроков как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников
- 2.2. Эффективность разработанной системы интегрированных уроков
- Выводы по 2 главе
- Заключение
- Список литературы