3.Ценностное отношение личности к здоровому образу жизни.
Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд нации, научный и интеллектуальный потенциал общества. Уровень здоровья в значительной степени обусловливает возможность профессионального совершенствования, личностного роста, полноту восприятия, удовлетворенность жизнью, поэтому важнейшей задачей сохранения и укрепления здоровья тела и духа каждого человека является обеспечение гармоничного физического, духовного развития молодого поколения, воспитания активной жизненной позиции, высоких жизненных принципов.
Здоровье детей представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. По справедливому замечанию академика Ю.П. Лисицина, «первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех остальных факторов, обусловливающих здоровье населения».
Здоровый образ жизни как системное явление складывается из трех основных взаимосвязанных элементов-культур: культуры питания, культуры движения, культуры эмоций. Как показали наши наблюдения, отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психологическую структуру человека: «тело не болеет отдельно и независимо от души» (Сократ). Подростки зачастую не желают заниматься укреплением своего здоровья, так как это требует целеустремленности, настойчивости, значительных волевых усилий. Таким образом, здоровый образ жизни должен культивироваться целенаправленно, системно, непрерывно в течение всей жизни человека, и не зависеть от обстоятельств и эпизодических жизненных ситуаций.
По данным Министерства здравоохранения РФ, из всех подростков, прошедших медицинский осмотр, в 94,5% выявлены заболевания. По данным официальной статистики в последние 5 лет заметно возросли показатели заболеваемости новообразованиями, болезнями эндокринной системы и расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.
В педиатрическом отделении ГУЗ «Детская областная больница» г. Белгорода на обследовании и лечении находятся пациенты-подростки с жалобами на деятельность внутренних органов. Как правило, это соматические нарушения психогенного характера, следовательно, в клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. Соматогенные заболевания, обусловленные психическими нарушениями, чаще возникают у тревожно-мнительных пациентов с ипохондрической фиксацией на своем состоянии. Нами было проведено анонимное анкетирование.
По результатам анкетирования, основная часть (59,3%) подростков не считают необходимым поддерживать здоровый образ жизни. Настораживает тот факт, что здоровый образ жизни видят в занятии спортом всего 27,2% подростков. Также подростки не соблюдают режим дня, спят в основном по 8 часов, днем почти не отдыхают. Большую часть свободного времени проводят на улице. По результатам диагностики мы условно всех участников эксперимента разделили на три группы:
Первая группа (А) - 2 подростка (6,6%), которые совсем не заботятся о здоровом образе жизни, все они (100%) имеют вредные привычки. Это группа подростков, которые воспринимают свое здоровье как средство удовлетворения своих потребностей. Их характеризуют следующие особенности: 1) ориентация на безразлично-потребительское отношение к собственному здоровью, отсутствие чувствительности к изменениям в собственном организме и страданиям других людей; 2) потребность в приобретении новых знаний о здоровье отсутствует, в лучшем случае они готовы воспринимать информацию от других людей, не проявляя активности в ее поиске; 3) интерес к проблемам укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни не проявляется.
Вторая группа (Б) - 22 подростка (73,3%), которые не стремятся проявлять заботу о своем здоровье, имеют вредные привычки 18 подростков (81,8%), относятся к здоровью как к факту. Их характеризует: 1) заинтересованность в получении знаний о психическом благополучии, физическом совершенстве, методах поддержания и развития здоровья и здорового образа жизни; 2) желание посещать спортивные секции, делать специальные упражнения, одеваться по сезону, поддерживать эмоционально ровное настроение; 3) потребность в поддержке со стороны взрослых (родителей), в регулярном контроле.
Третья группа (В) - 6 подростков (20,1%), которые заботятся о своем здоровье, но имеют вредные привычки 2 подростка (33,3%). Их характеризует: 1) активная жизненная позиция, направленная на созидание себя как физически развитой, эмоционально устойчивой личности, уверенной в себе, умеющей свободно и естественно проявлять чувства и эмоции соответственно возрасту; 2) адекватное восприятие себя, ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности; 3) стремление овладевать здоровьесберегающими технологиями, оздоровительными процедурами, приобретать соответствующие умения и владения.
В процессе работы с подростками-пациентами нами был организован и проведен цикл бесед в игровой форме о здоровом образе жизни: «Здоровье - это счастье!», «Когда ты весел, у тебя все получается», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?». На этих занятиях подростки узнали, что понятие здорового образа жизни включает в себя много аспектов: во-первых, соблюдение режима дня; во-вторых, приобретение культурно-гигиенических умений. Вместе с пациентами-подростками медицинские сестры отделения рассматривали проблемные ситуации относительно охраны здоровья, защиты от микробов, на основании чего подростки делали вывод о том, что необходимо хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после посещения туалета.
На основании проведенной работы с подростками в условиях стационара можно сделать вывод о необходимости активного участия медицинских работников, педагогов, психологов и других социальных институтов в вопросах оздоровления детей, воспитания у них ценностного отношения к здоровому образу жизни, которое необходимо формировать, начиная с раннего детства. Только в этом случае забота о собственном здоровье станет естественной формой поведения каждого ребенка в течение всей жизни.
- Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка
- 1.Детство как предмет научного исследования.
- 3.Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Преодоление феномена «отчуждения» детей от школы.
- 1.Понятия «аксиология», «педагогическая аксиология».
- 1.Экономические установки, идеи, взгляды и уклады как часть научного мировоззрения учащихся, пути и методы ее формирования.
- 2.Сущность понятия «профессиональное самоопределение».
- 3.Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся во внеклассной работе.
- 1.Экологическая культура как специфический способ организации и совершенствования экологической деятельности человека, содержание и технологии формирования экологической культуры.
- 2.Здоровый образ жизни как условие успешности многостороннего личностного развития.
- 3.Ценностное отношение личности к здоровому образу жизни.
- 4.Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни.