logo
Глухов В

Возможностями развития.

  1. Обучение и развитие детей с ограниченными возможностями развития – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков интеллектуальной и предметно-практической деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

В ходе обучения осуществляются цели образования и воспитания. Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и обучения детей с ограниченными возможностями). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного заведения с учетом характера и степени тяжести нарушения развития.

Развитие детей с ограниченными возможностями в большей степени, чем нормально развивающихся детей, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей с ОВР, тормозится формирование психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности интеллектуального развития могут оказаться нереализованными.

  1. В систему социальных институтов коррекционной направленности входят организации и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населе- ния, культуры и спорта, а также межведомственные структуры.

Процесс становления отечественной государственной системы социальных институтов практической дефектологии начался в конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ века. В настоящее время в нашей стране она представлена достаточно широкой, разветвленной сетью дошкольных и школьных учреждений специального назначения.

2.2 В систему дошкольных специальных учрежденийвходят: ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, коррекционные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также дошкольные отделения при специальных школах и школах-интернатах. Комплектование специальных дошкольных учреждений базируется на следующих организационных принципах:

Специфическими особенностями организации работы специальных (коррекцион- ных) дошкольных учреждений являются:

Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образовании» и в 1995 г. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую технологию образовательных учреждений. Для семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, детский сад может оказаться прак- тически единственным местом, где созданы необходимые условия для развития ребенка с ограниченными возможностями.

Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 01.07.1995 г. №677) дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с нарушениями развития принимаются в ДОУ при наличии условий для коррекционной работы, на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), с согласия родителей или лиц, их заменяющих. В детских образовательных учреждениях организуются также группыкратковременного пребывания для детей с нарушениями развития, которые в силу каких-либо причин не могут на постоянной основе посещать дошкольные учреждения. (Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 29.06.1999 г. № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».) Здесь могут оказать психолого-педагогическую помощь проблемным детям, а для их родителей организуется консультирование по вопросам обучения и воспитания. Занятия с такими детьми проводятся индивидуально или малыми группами в присутствии родителей.

В условиях отечественного дошкольного образования интегрированное обучение пока еще только внедряется, а для успешной реализации его задач необходимо соответствующие материально-техническое снабжение и кадровый потенциал. Для обеспечения коррекционного воздействия и лечебно-оздоровительной работы такие условия могут быть обеспечены в коррекционных группах детских садов комбинированного вида, где имеются компенсирующие группы, и центры развития ребенка. Многие специалисты придерживаются мнения, что существующая форма дошкольной организации «начальная школа – детский сад» также достаточно удобная вариативная форма для обучения и воспитания детей с нарушениями развития дошкольного возраста. Посещая этот комплекс, ребенок имеет возможность безболезненно начать школьную жизнь в привычной обстановке и в окружении знакомых детей. На основе преемственности в работе дошкольных и школьных учреждений учителя начальной школы имеют возможность осуществлять с первых дней учебы индивидуальный подход к каждому ребенку.

    1. Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в различных образовательных учреждениях или на дому. Отбор детей с нарушениями развития во все виды и типы образовательных учреждений также осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия, которая дает квалифициро- ванное заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

На сегодняшний день в Российской Федерации существуют девять видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Каждая из этих школ имеет свой видовойпорядковый номер:

Предполагается создание специальных образовательных учреждений и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: для детей с аутизмом и другими нарушениями эмоционально-волевой сферы, детей с болезнью Дауна.

В системе здравоохранения имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

Во всех специальных школах (школах-интернатах) детям обеспечиваютсянеобходимые условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество. Помимо образования специальная школа обеспечивает медицинское и психологическое сопровождение, в школах соблюдаетсяохранительный режим, уделяется значительное внимание трудовой, пред- профессиональной подготовке учащихся. Содержание и формы трудовой и профориентационной работы учитывают региональные, этнонациональные условия, потребности местного рынка труда, индивидуальные потенциальные возможности воспитанников, их интересы.

Выпускники специальных школ (за исключением специальной школы VIIIвида) получаютцензовоеобразование, которое соответствует государственному образова- тельному стандарту массовой общеобразовательной школы.

В школах VIIIвида могут комплектоваться классы для детей с глубокой умственной отсталостью (имбецилы), в школахI-IVвидов – классы для детей со сложными нарушениями (например, глухие умственно отсталые, слабослышащие умственно отсталые и т.д.). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих особые образовательные потребности, создаются специальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с профилем нарушенного развития.

Обучение на дому организуется в случае, если ребенок-инвалид не в состоянии посещать специальную школу. Основанием для надомного обучения является медицинское заключение. Так, специальные школы и школы-интернаты VIIIвида ведут надомное обучение детей-инвалидов, имеющих нарушение интеллекта с сопутствующими заболеваниями, которые препятствуют ежедневному посещению школы. В последнее время стали функционировать школы надомного обучения.

Для обучения, воспитания, социальной адаптации детей и подростков с комплексными (сложными) нарушениями развития, с сопутствующими заболева- ниями, а также для оказания комплексной помощи создаются реабилитационные центрыразличных профилей. Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции, социально-трудовой адаптации и профориентации, психолого-педагогической и социальной помощи, социальной помощи семье и детям, оставшихся без попечения родителей и др. В этих центрах осуществляется коррекционно-педагогическая, психологическая и профориента- ционная помощь, налаживается деятельность по формированию навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков, осуществляется специальная образовательная деятельность, оказывается консультативная помощь родителям по информационным и правовым вопросам, социальная и психологическая помощь детям-сиротам, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, и их выпускникам.

В системе психологической службы (как уже было указано выше) также организованы различные центры: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и т.д. Эти центры обслуживают специфический контингент (педагогически запущенных детей, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, детей, подвергшихся различным видам насилия, вынужденных покинуть семью, детей из семей беженцев, переселенцев, пострадавших от стихийных бедствий и техногенных катастроф и т.д.). В числе этих детей нередко встречаются и дети с отклонениями в психофизическом развитии. Коррекционно-воспитательную работу в таких центрах осуществляют психологи, социальные педагоги, социальные работники, дефектологи, медицинский персонал. Эти межведомственные структуры создаются с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов. Дополняя работу государственных структур, они обеспечивают новые подходы к организации специализированной деятельности по поддержке детей с ограниченными возможностями и ориентированы на долгосрочные меры помощи семье и ребенку.

При общеобразовательных школах создаются логопедические пункты для оказания логопедической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Логопедическая служба оказывает помощь в коррекции нарушений произноси- тельной стороны речи, в коррекции нарушений письменной речи, преодолении заикания и других нарушений речевого развития.

  1. Принципы специального образования– этосистема наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и направляют развитие познавательной деятельности лиц с особыми образовательными потребностями (Н.М. Назарова, 2006 и др.).

В основу коррeкциoнно-педагогической деятельнос­ти положены специальные педагогические принципы.

Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальныепринципы:

Кратко остановимся на содержании некоторых общих принципов специального образования:

4. Методы обучения в специальном образовании

Метод обучения– система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Методы специального образования – это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями(И.М. Назарова, 2006 и др.).

Методы обучения включают разнообразные приемы, которые являются их составными частями.

По классификации Ю.К. Бабанского (2007) в процессе обучения детей с отклонениями в развитии используются следующие методы: организации и осуществления учебно–познавательной деятельности; стимулирования и мотивации учения; методы контроля и самоконтроля.

К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятель-ностиотносятсяперспективныеметоды – передача и восприятие учебной информации посредством чувств;словесныелекция, рассказ, беседа;наглядныедемонстрация, иллюстрация;практическиеупражнения, опыты;логическиеиндуктивные, дедуктивные, аналогии;гностическиеорганизация и осуществление мыслительных операцийпроблемно-поисковые, репродуктивные, исследовательские;самоуправленияучебными действиямисамостоятельная работа с книгой, приборами.

Методы стимулирования и мотивация учения: формирование интереса к учениюпознавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний; формирование долга и ответственности в учении – поощрение, порицание и др.

Методы контроля и самоконтроля– различные варианты проверки знаний: устная, письменная и др.

В практике специального образования общепедагогические методы используются в определенном сочетании друг с другом. Ведущий на каком-либо этапе обучения метод дополняется другими способами психолого-педагогического взаимодействия учителя и учеников. Отбор методов коррекционной педагогики должен проводиться в соответствии с социально-образовательными потребностями детей: на начальной стадии ведущими чаще всего являются наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения; словесные методы применяются на первых этапах обучения лишь в качестве дополнительных вследствие нарушения развития речи при различных отклонениях в развитии. В качестве ведущих эти методы используются на более поздних этапах овладения учебным материалом,в сочетании с наглядными и практическими; логические и гностические методы используются ограниченноиз-за преобладания наглядных видов мышления у детей, имеющих отклонения в развитии. Важно отметить, что грамотное сочетание наглядных и практических методов повышает эффективность работы.

4.1 Основные формы организации коррекционного обучения и воспитания

Формы организации обучения этопрактическая организация совместной, согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.Они имеют социальную обусловленность, складываются в педагогическом процессе и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Основные формы организации обучения: индивидуальная; групповая; фронтальная; классно-урочная.Индивидуальнаяформа организации обучения заключает в себе много положительных моментов: педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения, соответствующие индивидуальному уровню развития ребенка, сучетомтемпа усвоения им материала, особенностей психического процесса и др. Данная форма исторически трансформировалась в индивидуально-групповую. При групповой работе учебная группа разделяется на несколько подгрупп обучающихся, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (в практике коррекционного обучения – обычно 3-5 чел.) Грамотно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает детей к коллективным методам взаимодействия. Она может использоваться для различных целей: решение задач и упражнений; выполнение лабораторных и практических работ; изучение нового материала. Индивидуальная форма целесообразна в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются тяжелые или комплексные нарушения в развитии, и он требует постоянной индивидуальной психолого-педагогической поддержки, контроля; при обучении требуется многократное предъявление учебного материала; ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, дополняющей фронтальные занятия; ребенок обучается на дому. Оптимальная продолжительность индивидуальных занятий – 20-30 минут.

Фронтальнаяформа организации обучения обеспечивает совместную деятельность всего класса: учитель излагает учебный материал для всех, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают общей темой. Такая форма организации обучения обеспечивает единовременное совместное продвижение обучающихся к определенному уровню знаний и освоенных навыков в различных видах деятельности. Вместе с тем при ее использовании недостаточно полно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого ученика.

Классно-урочнаясистема – основная форма организации учебного процесса. В отличие от индивидуального обучения и его индивидуально-группового варианта, данный вариант организации учебно-воспитательного процесса утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); «классифицирование» (планирование) обучения; осуществление учебного процесса в виде уроков; постоянное чередование уроков; вариативность деятельности; педагогическое управление.

Индивидуально-групповаяформа возможна при организации коррекционных занятий, занятий по развитию речи, формирования навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др. Данная форма обучения может применяться в работе с детьми, которые имеют комбинированные нарушения, тяжелые формы интеллектуальных нарушений.

Комбинированные (смешанные) уроки обычно проводятся на начальных этапах специального обучения. В средних и старших классах специальной школы уроки, как правило, традиционного типа.

Групповые формы учебной работы детей с особыми образовательными потребностями широко распространены в специальной школе.

При необходимости учителя на уроке используют индивидуализированную форму организации взаимодействия с отдельными учениками, отстающими от других.

К дополнительным формаморганизации педагогического процесса в системе специального образования:экскурсии; самоподготовка; дополнительные занятияи др.

Вспомогательные формыработы направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей, имеющих отклонения в развитии:факультативы; кружки; клубы по интересами т. д.

5. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе

специального образования

Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути решения тех или иных образовательных задач.

К средствам обучения относятся: живое слово учителя; виды искусства; наглядные пособия; технические средства обучения; собственная деятельность детей; педагогические ситуации; природная среда; окружающая обстановка.

Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать целям, задачам и содержанию коррекционного обучения воспитания в специальном образовании. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

Выделяют следующие функции средств обучения: компенсаторную; адаптивную; информативную; интегративную: инструментальную.

Функцию средства обучения выполняет также собственная художественная деятельность детей: художественно-речевая; театрализованно-игроваяи др. Их использование в коррекционно-педагогическом процессе способствует развитию речи, общения; познанию прекрасного; раскрытию творческого потенциала личности.

Проектирование и информационное наполнение содержания специального образования реализуется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать: пропедевтические или дополнительные разделы, учебный материал для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире, в соответствии с отмечаемым нарушением развития; средства актуализации знаний и личного опыта, активизации познавательной деятельности и мотивации учения; средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями отмечаемых недостатков развития; средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития; задания, упражнения для формирования навыков предметно-практической деятельности; упражнения, направленные на формирование компенсаторных механизмов.

6. Основы организации ранней коррекционной помощи детям с

отклонениями в развитии

Демографическая ситуация в нашей стране настоящее время характеризуется падением естественного прироста населения, что обусловлено низкой рождаемостью, достаточно высоким уровнем младенческой смертности и заболеваемости детей. Учитывая экономические трудности сегодняшнего времени, самым приемлемым и самым эффективным путем снижения числа детей с нарушениями в развитии и повышения их социальной адаптации является организация ранней специализированной помощи. Исследования в области специальной психологии и педагогики доказали, что раннее начало целенаправленной коррекционной работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений в развитии. Максимально раннее коррекционное воздействие обусловлено прежде всего анатомо-физиологическими особенностями ребенка. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент здоровья человека. В этом возрасте отмечается становление всех морфологических и функциональных систем организма, складываются первые социальные контакты. Кроме того, ранняя комплексная коррекционная помощь способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что, в свою очередь, положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка, формировании основ правильного поведения и социализации. Установление общности и единства психологических закономерностей развития ребенка в норме и патологии позволили в свое время Л.С. Выготскому научно обосновать общую теорию развития личности ребенка с ограниченными возможностями. Одним из важнейших достижений Л.С. Выготского является анализ взаимодействия процессов развития и обучения в детском возрасте, как в норме, так и при патологии развития, раскрытие сложных динамических соотношений между ними, установлениедетерминирующей и направляющей роли обучения по отношению к процессу развития.

Учение Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях человеческого (в частности, детского) организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии биологического и социального в процессе развития, о зонах актуального и ближайшего развития и др. легли в основу организации ранней специализированной помощи детям с отклонениями в развитии. Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего (от нескольких дней жизни до трех лет) возраста, выявления и специальной помощи сыграло переосмысление на современном уровне положений Л.С. Выготского о «социальности развития младенцев» и об их отношениях со взрослыми, об использовании сензитивного периода для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии (Лубовский В. И., 1994 и др.*).

Проведенные научные исследования зарубежных (Р. Болби, Д. Винникотт, М. Айнсворт, Т.М. Филд, Л. Беквит и др.) и отечественных (Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько и др.) ученых в области медицины, специальной психологии и педагогики убедительно доказали эффективность комплексной коррекционной помощи на самых ранних этапах развития детей с ограниченными возможностями. Уникальность этого возраста заключается в его особой «восприимчивости» к педагогическим воздействия, особой сензитивности в формировании большинства специфически человеческих качеств и способностей. Практическое воплощение идеи создания системы ранней коррекционной помощи начинается с определения объекта воздействия. По мнению большинства специалистов, такая работа должна проводиться не только с детьми, имеющими те или иные нарушения развития, но и при риске возникновения у детей нарушений социальной адаптации. При этом основным «инструментом» выявления детей, нуждающихся в комплексной междисциплинарной помощи, должна стать система массового скрининга. При патологии развития на основе комплексного обследования необходимо оказание помощи детям с ОВР (ОВЗ) совместными усилиями врачей, психологов, дефектологов, массажистов, диетологов, инструкторов по лечебной физкультуре и других специалистов. Своевременно и квалифицированно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить реализацию абилитационных мероприятий, а также обеспечить возможность некоторой части детей с ограниченными возможностями обучения в массовой общеобразовательной школе. Существенный вклад работа с детьми раннего возраста может внести и в коррекцию неблагоприятной ситуации в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Скрининг (выявление и оценка) факторов риска проводится при первичном обращении родителей в генетическую или женскую консультацию. В период беременности в случае ее неблагоприятного течения будущей матери может проводиться пропедевтическое лечение. Производится также выбор правильной техники ведения родов. В первые часы после рождения у ребенка обследуют состояние его органов, ткани, нервной системы. Все эти мероприятия – от мониторинга состояния беременной женщины до выхаживания ребенка с нарушениями в развитии – обеспечивают комплексный подход в проведении медицинского аспекта абилитации. В последние годы особую актуальность приобретает проблема отрицательного воздействия на нервно-психическое развитие детей алкоголизма и наркомании родителей. Являясь социальным злом, они приводят в действие чисто биологические патологические механизмы. Вызывая тяжелые повреждения соматического здоровья и генетического аппарата будущих родителей, алкоголь и наркотики могут воздействовать на развитие и становление функций нервной системы в период грудного вскармливания; затем, как собственно социальные факторы – в процессе воспитания маленького человека. Следует отметить, что научно-технический прогресс способствует появлению целого ряда новых химических, радиационных воздействий, которые по-разному неблагоприятно влияют на организм матери и ребенка.

Программа медицинской абилитации тесно связана с программой психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста и в своей реализации учитывает патологические факторы, влияющие на процесс развития ребенка: болезни матери, патологию беременности, патологию родов, появление первых признаков аномального развития. В организации профилактических мер и лечебного ухода за ребенком большую роль играет семья и семейная обстановка. Абилитационные мероприятия желательно проводить в домашних условиях, в тесном контакте с матерью ребенка. Следует иметь в виду, что абилитация ребенка должна носить комплексный характер. В ее реализации должен быть задействован ряд специалистов: врач-педиатр, методист по лечебной гимнастике, логопед, психолог, социальный работник (педагог), которые обучают родителей специальным коррекционным приемам выработки возрастных психофизических и психосоциальных навыков у проблемного ребенка, вносят коррективы в предложенные коллегами обучающее-развивающие упражнения.

При каждом дошкольном образовательном учреждении может быть организована группа кратковременного пребывания, где будет оказываться комплексная помощь ребенку раннего возраста с отклонениями в развитии, а также квалифицированная помощь его родителям.

Ранняя коррекция включает:

Ранняя коррекционная работа предполагает решение следующих задач:

При работе с ребенком младенческого возраста взрослый должен направлять свои усилия на удовлетворение потребностей ребенка в движениях, эмоциональном восприятии и самовыражении, в знакомстве с новыми предметами. Коррекционная работа с детьми младенческого возраста направлена также на развитие функций руки и сенсорно-двигательных координаций в процессе манипулирования, в развитии подражания и эмоционально-делового общения, в активизации лепета.

С наступлением раннего возраста (когда происходит изменение ведущих мотивов и ведущей деятельности), взрослый создает условия для развития у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функционального назначения (Что можно с ним сделать? В чем его значение?). Решающее значение имеет совместная предметно-игровая деятельность, которая является предпосылкой успешного развития высших психических функций: восприятия, речи, мышления, памяти, эмоций, мотивации; обогащается сенсорный опыт. Значимым компонентом содержания взаимодействия на данном этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что способствует формированию у него образов «Я» и «Я-сознания».

Абилитационную программу помощи необходимо осуществлять в следующих направлениях: диагностическое, коррекционно-воспитательное. Вдиагностическомнаправлении ведущим является медико-психолого-педагогическое изучение ребенка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза, с другой, – разработки индивидуальной программы развития ребенка с постоянной корректировкой программы коррекционной работы. Следующее направление –коррекционно-воспитательное должно быть направлено на формирование и развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а также – на предупреждение вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, формирование всех видов деятельности, характерных для данных возрастных этапов, поведения и личностных ориентиров. Коррекционно-воспитательное направление решает также задачи социализации, максимального уровня самореализации, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении. Коррекционные занятия ведут дефектологи, социальные работники, логопеды; они проводятся как в групповой, так и индивидуальной форме. Коррекционно-воспитательная работа проводится одновременно с психологическим сопровождением, для чего необходимо организо- вать комнату психологической разгрузки. Эта работа проводится в тесном контакте с медицинской абилитацией, которая включает медикаментозную терапию, физиолечение, электро-, свето-, лазеро-, магнитотерапию, водолечение, природотерапию, жемчужные ванны, массаж, диетотерапию, фитолечение, лечебную гимнастику. Регулярный врачебный контроль позволяет вносить своевременные корректировки в программу индивидуального развития ребенка. Большое внимание должно уделяться развитию двигательных навыков детей посредством использования мягких модулей: матов, горок-скаток, бревен. Рекомендуется максимально использовать коррекционные игры с гигантскими мячами, мячами-модулями, сухие бассейны. Можно использовать также ходунки, качели, напольные манежи и другое оборудование.