5.1. Воспитательная значимость внутрисемейных отношений
Понятие «потенциальность» (латинское роtentia – скрытая сила) определяется в Логическом словаре как возможность, наличные силы, которые могут быть пущены в ход и использованные. Потенциал – внутренне присущие тому или иному явлению, процессу, общественному или естественно-биологическому организму возможности дальнейшего роста, развития и само-развития в качестве определенной целостности, системы. Это, можно сказать, измеритель степени мощи, силы того или иного явления, его влияния на окружающие предметы, процессы и т.д.
Понятие «потенциал» применимо к характеристике каждого конкретного общества и его отдельных сторон: говорят об экономическом, политическом, нравственном, техническом, научном потенциале и т.д. Применительно к семье также можно говорить о ее потенциале в целом, а вместе с тем и о ее экономическом, культурном, нравственном, рекреативном, репродуктивном и о воспитательном потенциале.
Воспитательный потенциал – внутренне присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно. Они изменяются вместе с изменением функциональной деятельности семьи, прекращением или ослаблением одних функций и возникновением или усилением других. Конкретно-исторический характер воспитательных возможностей семьи, в конечном счете, детерминирован конкретно-историческим характером общественных и прежде всего производственно-экономических отношений.
Воспитательный потенциал семьи – обусловленная общественными отношениями степень развитости ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.
Формирование личности – процесс становления и развития человека как общественного существа. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в плане духовно-практической деятельности родителей, направленной на привитие детям определенных качеств, но и те, которыми обладает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом. Диалектико-материалистический подход к формированию личности требует учитывать их воздействие в единстве и взаимной связи. Всякая недооценка микросредовых условий приводит к педагогическому волюнтаризму, к идеалистической, в конечном счете, точке зрения, что все зависит от воспитания. Опасен, однако, и вульгарный социологизм, находящий выражение в абсолютизации микросредовых условий и недооценке воспитательной деятельности взрослых. Поэтому определение возможных направлений совершенствования процесса формирования личности в семье, его коррекции связано с анализом многообразных факторов, определяющих состояние как семейной микросреды, так и сознательного руководства развитием ребенка со стороны родителей.
Выделение основных факторов воспитательного потенциала семьи имеет свои сложности и свою историю. Уже в первых исследованиях 20-30-х гг. XX в. мы находим требование всестороннего, комплексного подхода к изучению воспитательных возможностей семьи. Так, по мнению А.С. Дурново, такой подход должен включать исследования: 1) уровня производственно-трудового окружения; 2) материальной обеспеченности; 3) жилищных условий; 4) обеспечен-ности питанием; 5) санитарно-гигиенических условий; 6) режима; 7) характера взаимоотношений взрослых и детей; 8) культурного уровня; 9) общей направленности жизни семьи.
Несколько иной подход наблюдается у исследователей в наше время. Если ранее на первый план выдвигались факторы материального порядка, что было вполне естественно в те трудные для страны годы, то теперь акценты делаются на факторы духовного порядка (нравственный и эмоционально-психологический климат семьи, педагогическая культура взрослых, их образование и т.д.).
Среди факторов, оказывающих наиболее эффективное влияние на воспитательный потенциал семьи, Е.В. Бондаревская, например, считает «личный пример родителей, их общественное лицо; авторитет, основанный на активной гражданской позиции; образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный микроклимат; разумную организацию свободного времени и досуга семьи».
С подробным перечислением компонентов воспитательного потенциала семьи мы встречаемся у И.В. Гребенникова. К ним он относит: «материальные и бытовые условия; численность и структуру семьи, ее нравственный и эмоционально-психологический климат; уровень развитости семейного коллектива; характер отношений между его членами; трудовую атмосферу семьи; жизненный опыт и культурно-образовательный уровень взрослых членов семьи; наличие свободного времени и характер организации семейного досуга; личный пример родителей; возможность использования средств массовой информации и культуры; систему и характер внутрисемейного общения и общении семьи с окружающей средой; уровень педагогической культуры взрослых членов семьи (в первую очередь матери и отца); распределение педагогических сил в семье; семейные традиции; особенности профессионального опыта родителей.
Несомненно, все перечисленные факторы, как и целый ряд других, влияют на воспитательный потенциал семьи и требуют внимания исследователей. Столь же очевидно, однако, что не все они сопоставимы по своей сложности, содержанию, а главное – по актуальной значимости (например, характер отношений между членами семьи и материально-бытовые условия, личный пример родителей и особенности их профессионального опыта).
Наиболее существенным в современных условиях (и в перспективе) становится выделение и анализ наиболее значимых факторов, по отношению к которым воспитательный потенциал семьи оказывается наиболее чутким.
Представляется, что каждый из выделенных факторов должен обладать относительной самостоятельностью, проявляющейся в его специфических особенностях, в выполнении своей особой функции. Выделяемые факторы должны также быть сопоставимы по своей сложности и актуальной значимости. Не только отсутствие, но и ущербность любого из них существенным образом сказываются как на функционировании других, так и на воспитательных возможностях семьи в целом, ведет к заметным качественным изменениям ее воспитательных возможностей, а в ряде случаев делает семью и вовсе несостоятельной в воспитательном плане. И наоборот, наличие и органическое единство всех факторов, их необходимая развитость способны обеспечивать адекватность воспитательного потенциала семьи условиям формирования личности ребенка в духе, отвечающем общественным требованиям. К числу таких наиболее важных факторов относятся:
а) внутрисемейные отношения (между супругами, родителями и детьми); б) нравственный пример родителей;
в) организация жизнедеятельности семьи;
г) численность и состав семьи;
д) уровень педагогической культуры родителей и их образования;
е) степень ответственности старших за воспитание детей.
С выделением этих факторов, анализом тех специфических воспитательных возможностей и механизмов, которыми каждый из них обладает, прежде всего, связана выработка педагогически рациональной социальной тактики и стратегии, направленной на активизацию процесса формирования личности в семье.
Анализ воспитательного потенциала семьи предполагает выделение его ведущего компонента. Им, несомненно, являются внутрисемейные отношения, ибо семья как определенная социальная общность выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных и многоплановых потребностей. Естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них она включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и др. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с классовыми, национальными и бытовыми отношениями. В преобразованном виде семья аккумулирует в себе всю их совокупность.
Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. В первую очередь это относится к отношениям между супругами и между родителями и детьми. Прежде чем перейти к конкретному рассмотрению особенностей их влияния на формирование личности, следует остановиться на характеристике воспитательного потенциала внутрисемейных отношений вообще.
Внутрисемейные отношения – первый специфический образец общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. В них как бы фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.
Ведущая роль семейных отношений – их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а следовательно, ее воспитательных возможностей.
Далее, и это самое важное, внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание (разумеется, в рамках нравственно здоровой семьи) наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности. Одна из особенностей внутрисемейных отношений состоит, как известно, в том, что способ взаимодействия между сторонами предполагает непосредственный контакт индивидов в отличие от других общественных отношений, субъекты которых могут быть разъединены пространственными интервалами.
Таким образом, внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное же общение является одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и, как отмечают психологи, является одной из самых фундаментальных высших социальных потребностей личности.
Только на основе общения возможно становление самосознания личности, осознание собственного «я». Потребность в общении появляется у ребенка едва ли не с самого момента рождения. Психологи утверждают, что без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие. Обращает на себя внимание при этом отмеченная многими психологами, педагогами и детскими врачами любопытная деталь: нормальное социальное и психическое развитие ребенка в возрасте от 4 месяцев до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается, кроме того, в постоянном и личном контакте с одним лицом. Прекращение данного контакта на продолжительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. Поэтому все факторы, способствующие общению ребенка со взрослыми, как и контакт с одним лицом, являются сильнейшими стимуляторами его психического и нравственного развития, а всякая искусственная изоляция от взрослых – тормозом его.
Жесткая изоляция ребенка от мира взрослых и общения с ними чревата торможением, а нередко и затуханием той программы человеческих качеств, которая заложена в нем с момента рождения. Об этом ярко свидетельствуют известные науке факты, когда в силу тех или иных трагических обстоятельств малолетние дети оказывались «воспитанниками» диких зверей: волков, медведей и даже самки леопарда. Все они, как известно, не только не обладали какими-либо человеческими умениями (бегали на четвереньках, питались сырым мясом, не обнаруживали никаких навыков к труду и т.д.), но и оказывались неспособными овладеть житейским опытом, несмотря на тщательные усилия воспитателей. Попытки вернуть их в общество людей заканчивались неудачей. Вымышленный Киплингом образ Маугли всего лишь занимательная сказка, ничего общего не имеющая с действительностью.
Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья – как посредством его постоянного общения с родителями и прародителями, так и посредством тех связей, которые она устанавливает с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.д.).
Важно также и то, что «семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым являются родители, поскольку они разного пола, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Значимость этого обстоятельства становится особенно очевидной в условиях феминизации детских воспитательных учреждений и, следовательно, одностороннего, только женского влияния на психику детей, т.е. ни одно детское воспитательное учреждение не в силах, как нам представляется, воспроизвести семейное общение даже в том идеальном случае, если в будущем, на каждые 8-10 детей будет приходиться по одному воспитателю.
Таким образом, семья таит в себе широкие возможности для общения, а следовательно, и усвоения богатства общественных отношений и многообразных проявлений человеческой сущности. Однако наиболее важным обстоятельством для психического и нравственного развития ребенка является то, что общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных, т.е. глубоко личных, сокровенных и задушевных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникшими в результате органического слияния биологического и социально-психологического начал в жизни человека. Им в большей мере, чем другим, присущи глубоко личный контакт, сердечность, отзывчивость, солидарность, искренность, доверие, взаимное понимание, чуткость и забота друг о друге. Совокупность этих духовных ценностей, лежащих в основе взаимоотношений между членами семьи, и составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность семейных отношений этими ценностями – их нравственно-эмоциональную выразительность, которая не имеет себе аналога и которая играет незаменимую роль в формировании личности.
Близость – уникальная, специфическая и неповторимая характеристика внутрисемейных отношений (супружеских и между родителями и детьми). Уникальна и неповторима она потому, что окрашена той любовью и привязанностью, которые свойственны только отношениям родных и дорогих друг другу людей. Будучи характеристикой семейных отношений, близость в то же время и совершенная воспитательная ценность. Прежде всего потому, что неповторимы интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между ними, сердечность, взаимное понимание, что обусловливает эффективность общения, его воспитательную силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком нравственных позиций родителей, проявляющихся в их привычках, обычаях, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, общественным событиям, поступкам окружающих и т.д. С другой стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающимся его поведения.
Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, следует особо выделить родительскую любовь. Родительская любовь – величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, его эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе, отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям и других благородных человеческих чувств. О том, что детям больше всего нужна любовь преданных родителей, говорит известный американский врач Бенджамин Спок.
В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяется его потребность в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения. Общение в атмосфере близости, любви, сердечности, доверия, сплоченности, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств.
Атмосфера семьи – та арена, где у ребенка формируется способность к сопереживанию, способность чувствовать как огорчение и боль, так и радость другого будто свои собственные. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека,– писал в этой связи В.А. Сухомлинский,– все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными. Тут нужно искать эмоционально-эстетический корень благородной духовной потребности в человеке». Социальная значимость этих качеств состоит в том, что их проявление не ограничивается рамками семьи, взаимоотношениями с родителями. Он переносит их не только на родных и близких, но и на других людей.
Интимно-эмоциональная атмосфера семьи, ее уникально-неповторимый микроклимат, характеризующийся нравственно-задушевной выразительностью, полноценностью человеческих отношений, играют немаловажную роль в формировании таких качеств, как верность своему долгу, высокая ответственность человека, справедливость, мужество, смелость, без которых невозможно становление активной жизненной позиции.
Нравственно-эмоциональная полноценность семейных отношений, их теплота позволяют говорить о семье как о той среде, где дети учатся чувствовать, а затем сознавать такие понятия, как верность, преданность своему идеалу, непримиримость к измене, вероломству, предательству. Переживание ребенком уже в раннем возрасте своей причастности к семье, к своему дому является хорошей школой патриотического воспитания.
Особую роль в эмоциональном, нравственном и умственном развитии ребенка, как убедительно показали психологические исследования, играет его близость с матерью, материнская забота о нем в первые годы жизни.
Материнская любовь и забота – наиболее желательные источники удовлетворения чувств ребенка, стимулятор его психосоциального и даже физического развития. Именно в этом заключается одно из самых важных преимуществ семейного воспитания перед другими воспитательными институтами. Такой вывод вытекает из ряда сравнительных исследований детей, воспитываемых матерями, и детей, лишенных материнского влияния и заботы. Среди них, пожалуй, наиболее впечатляют исследования, зафиксировавшие результаты материнского влияния не в обычных, а в экстремальных условиях.
Отсутствие материнской заботы либо ее длительное лишение ведет к тому состоянию ребенка, которое обозначается понятием «психическая депривация».
Психическая депривация – отклонение в развитии ребенка, обусловленное отсутствием материнской заботы либо ее длительным лишением.
Таким образом, семья обладает целой палитрой свойственных ей стимуляторов психосоциального развития ребенка, важнейшие из которых – интенсивность и богатство общения со взрослыми, интимные и стойкие эмоциональные контакты с постоянными лицами (мать, отец и другие члены семьи), родительская и прежде всего материнская любовь, внимание и забота. Это естественные, имманентно присущие ей стимуляторы, наиболее полно отвечающие потребностям развития ребенка, его эмоционального мира и культуры, богатейшего спектра высших человеческих чувств. «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности»,– подчеркивал В.А. Сухомлинский. Личность с разносторонними чувствами глубже переживает происходящее, искренне выражает свое отношение к положительному или отрицательному, активно борется за достижение избранных идеалов. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши,– писал К.Д. Ушинский,– не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».
Богатство эмоционального мира ребенка, закладываемого семьей, – важнейшая предпосылка глубокого и прочного освоения нравственных нормативов. Давно доказана односторонность нравственного интеллектуализма, согласно которому знание нравственных норм способно обеспечить поведение человека. Нравственное убеждение как основа реального нравственного поведения – продукт не просто воспринятых и понятых принципов и норм морали; оно является одновременно обобщением эмоционального опыта, образующего систему нравственных чувств.
Нравственные чувства – необходимый компонент такого сложного психологического феномена, как нравственное отношение, представляющее «образование, в котором налицо слияние мыслей (суждений и оценок явлений), чувств (переживаний определенного характера по их поводу) и волеустремлений (побуждений к действию)...».
Формируя у ребенка определенное эмоционально-психическое состояние, семья тем самым закладывает необходимую основу его нравственного развития, во многом определяет будущую моральную позицию личности, подготавливая процесс интеграции социальных образцов поведения.
Обладая особыми возможностями в формировании эмоциональной культуры личности, семья тем самым создает предпосылки для развития ее индивидуальности, ибо ничто в такой мере не выражает ее субъективный мир, как чувство.
Иными словами, вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности уникален. Он становится особенно ощутимым в настоящее время, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм общественной жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточности». Внутрисемейные отношения таким образом – важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни.
Воссоздание таких семейных связей, а следовательно, соответствующих стимуляторов развития в полном объеме в детском учреждении невозможно потому, что взаимодействие «мать – ребенок» уникально и, кроме того, для него необходима не только мать, но и отец. Иными словами, можно говорить о той или иной форме компенсации материнского влияния в отношении отдельных детей или их групп, но не о его замене, тем более в масштабах всего общества, даже при самой высокой форме его организации.
Всякая попытка полностью передать воспитательную функцию семьи детским воспитательным учреждениям – акт противоестественный. Если бы общество решилось на этот шаг, оно помимо всего прочего поставило бы себя перед риском угасания самого родительского чувства. Глубоко заблуждаются те, кто считает, что потребность в «витаминах любви» легче всего утолить в системе учреждений общественного воспитания и что достаточно для этой цели лишь привлечь к обслуживанию детворы и шефству над такими учреждениями самих матерей и ласковых бабушек, располагающих необходимым свободным временем и влечением к малым детям. Прав был В.А. Сухомлинский, когда писал: «Чувства нельзя заменить никакими материальными благами, никаким, даже самым разумным, распорядком или режимом. Кроме хорошего коллектива у ребенка должен быть самый дорогой человек, для которого рождение, развитие, каждый шаг духовной жизни ребенка – высшая радость».
Действительно, трудно назвать детство полным и радостным даже тогда, когда ребенок находится в идеальных материальных условиях, но не имеет своей семьи и той теплоты, внимания и заботы, которые способна дать только она. Совершенно естественна и вместе с тем показательна та повсеместно наблюдаемая тяга детей, потерявших родителей, к семейной среде. И совсем не случайно возникают поощряемые и санкционируемые обществом различные формы добровольного шефства отдельных лиц и семей над воспитанниками детских домов и интернатов, которые в какой-то мере компенсируют ребенку отсутствие родителей. Более того, в различных странах идет настойчивый поиск воспитательных форм, которые смогли бы в какой-то мере дать тепло семейного очага детям, которые в силу каких-то причин оказались лишенными его.
Таким образом, нравственно-эмоциональная сторона внутрисемейных отношений – уникальный воспитательный фактор, не имеющий своего эквивалента. Поэтому трудно согласиться с теми представителями общественной мысли, которые допускают возможность замены репродуктивной функции семьи биогенетическими способами продолжения человеческого рода, а воспитательной функции семьи – платными профессиональными родителями. Недооценка семейного воспитания либо взгляд на него как на явление преходящего характера имеют место, к сожалению, и в нашей стране.
Таким образом, каждая семья имеет как общее, касающееся всех семей, так и свой, только ей присущий уровень нравственно-эмоциональной выразительности внутрисемейных отношений, который зависит от индивидуальных свойств и особенностей членов семейной группы, их нравственной и духовной культуры, а в классовом обществе – и от их классовой принадлежности. Поэтому воздействие семьи на ребенка специфично в каждом отдельном случае.
- Вопросы к зачету по курсу «Семейная педагогика» для дневной формы получения образования
- 1.1. Семейная педагогика как наука
- Модуль 2. Семейное воспитание.
- 2.1. Семейное и общественное воспитание: общее и особенное
- 2. 2. Цели и задачи семейного воспитания
- Модуль 3. Исторические аспекты семейной педагогики
- 3.1. Становление семейного воспитания
- 3.2. Семейное воспитание XVII – начала XX веков
- 3.3. Семейное воспитание в России на современном этапе (хх-начало ххi века)
- 3.4. Семья и брак
- Модуль 4. Семья как институт социализации личности. Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- 4.1. Правовое положение семьи
- Модуль 5. Развитие и социализация личности в семье. Педагогическая поддержка семьи
- 5.1. Воспитательная значимость внутрисемейных отношений
- 5.2. Роль супружеских отношений в формировании личности ребенка
- 5.3.Взаимоотношения между родителями и детьми и их воспитательный потенциал
- 5.4.Основные направления совершенствования внутрисемейных отношений
- 5.5. Значение родительского дома в формировании ребенка