5.4.Основные направления совершенствования внутрисемейных отношений
Общая тенденция современной семьи – формирование нового типа внутрисемейных отношений, характеризующихся нравственно-эмоциональным богатством и выразительностью взаимоотношений между ее членами, что является прямым следствием и выражением глубочайших экономических, социальных и культурных преобразований. Это относится к супружеским отношениям, являющимся фундаментом семьи. Становление нового типа супружеских отношений связано с изменением положения женщины после 1917 года.
Определяющим условием формирования нового типа супружеских отношений явилось вовлечение женщины в общественное производство, создающее «новую экономическую основу для высшей формы семьи и отношения между полами».
Становление нового типа супружеских отношений свое непосредственное выражение находит в процессе демократизации семьи. Уходит в прошлое авторитарный тип семьи с ее главенством мужа и подчиненным, неравноправным положением женщины, с жестко фиксированным распределением обязанностей между полами. Преобладающей становится эгалитарная семья.
Эгалитарная семья – это семья, для которой свойственны равноправие, справедливый характер семейной кооперации и рациональное распределение обязанностей. В условиях равноправия женщины с мужчиной в обществе и семье создаются одинаковые возможности для всестороннего развития обоих, а, следовательно, для идейной близости, общности интересов, ценностных ориентаций, без чего немыслима настоящая прочность семейного единства, его нравственно-эмоциональное здоровье.
Предпосылки обогащения нравственно-эмоциональной основы супружеских отношений связаны также с появлением новых установок людей на брак, супружество, желательные качества спутника (спутницы) жизни. В них не доминируют более расчеты материального порядка, корыстные соображения. Ведущим мотивом брака становится любовь.
Любовь – высшая ценность брака, обусловливая нравственно-эмоциональную выразительность супружеских отношений и делая их социально-ценными в воспитательном плане. Однако любовь – не единственное чувство, скрепляющее супружеские отношения. Характерно, что на предложенный в 640 семьях супругам вопрос: «Что Вас объединяет в Вашей супружеской жизни?» - больше половины опрошенных в качестве уз назвали любовь к детям, заботы об их воспитании, взаимное уважение, взаимное доверие, значительное число – привычку друг к другу, супружеский долг и другие ценности. Любовь назвали менее половины опрошенных. Означает ли это, что в большей части семей подорваны нравственно-эмоциональные связи между супругами, а супружеские отношения утратили свою воспитательную ценность? С точки зрения профессора А.И. Кочетова, – да. «Нет любви в отношениях отца и матери – весь мир бледнеет не только для взрослых, но и для детей,– пишет он.– Когда же из отношений родителей уходит любовь, никакие педагогические меры не могут восполнить ее влияния на ребенка. В такой формально существующей семье царит крайне вредная, разлагающая душу ребенка атмосфера семейных отношений».
Такое утверждение представляется слишком крайним. Конечно, с уходом любви в семье возможна «разлагающая душу ребенка атмосфера», точно так же как подобная атмосфера возможна и при наличии любви между родителями (в случае, например, ревнивой или эгоистической, себялюбивой, не связанной с уважением и доверием любви). Но дело даже не в этом, а в том, что такой вывод означает непризнание состоятельными в воспитательном плане более половины семей.
В действительности же все далеко не так. Даже если после какого-то периода совместной жизни любовь перестала быть главной силой, соединяющей супругов, то взаимное уважение, супружеский долг, любовь к детям, забота об их воспитании способны создавать (и создают) нравственно-эмоциональную выразительность супружеских отношений, делая семью стабильной, нисколько не подрывая ее воспитательный потенциал.
Совершенствование нравственно-эмоциональной выразительности супружеских отношений в условиях современного общества способствует дальнейшему развитию гармоничности и эмоциональной полноценности отношений родителей к детям. Прежде всего, она зависит от глубины родительской любви как социально осмысленного чувства, т.е. от чувства не слепого, а сочетающегося с уважением и требовательностью к ребенку.
Чувство родительской любви не остается неизменным. Оно развивается и прогрессирует в сторону его интенсификации, обогащения содержания, раскрытия подлинно человеческих, социальных моментов в нем.
Новые принципиальные изменения в содержании родительской любви (как и во взаимоотношениях родителей и детей в целом), раскрытие в ней всего богатства человеческих чувств связаны с освобождением семейных отношений в нашей стране от влияния чуждых их природе отношений собственности. Ценность ребенка в семье – это не ценность нового работника. Сегодня для родителей он выступает в качестве иной ценности – социально-нравственной и психологической.
В отношении к ребенку со стороны сегодняшних матерей и отцов четко просматривается тенденция растущего уважения к его личности: понимание ее разумных интересов и запросов, бережное и внимательное отношение к труду, инициативе, признание права на известную самостоятельность в поступках, суждениях, свобода в выборе брачного партнера, профессии. Разумеется, уважение к детям не исключает соответствующего влияния на принятие решения, тем более если это влияние основывается на опыте, знаниях и если при этом учитываются способности и интересы ребенка.
Уважение к личности ребенка, которое характеризует отношение родителей к детям в семье, неотделимо от требовательности первых ко вторым. «Это соединение требований к личности и уважение к ней – не две разные вещи,– разъяснял А.С. Макаренко, – а одно и то же. И требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям, и в уважении предъявляются в то же самое время и требования наши к личности».
Таким образом, как взаимоотношениям супругов, так и взаимоотношениям между родителями и детьми в подавляющей части семей нашего общества свойствен общий положительный эмоциональный тон, эмоционально-психологическая общность – важнейший признак семьи как коллектива, а вместе с тем и один из важнейших гарантов успешной реализации ее воспитательной функции.
- Вопросы к зачету по курсу «Семейная педагогика» для дневной формы получения образования
- 1.1. Семейная педагогика как наука
- Модуль 2. Семейное воспитание.
- 2.1. Семейное и общественное воспитание: общее и особенное
- 2. 2. Цели и задачи семейного воспитания
- Модуль 3. Исторические аспекты семейной педагогики
- 3.1. Становление семейного воспитания
- 3.2. Семейное воспитание XVII – начала XX веков
- 3.3. Семейное воспитание в России на современном этапе (хх-начало ххi века)
- 3.4. Семья и брак
- Модуль 4. Семья как институт социализации личности. Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- 4.1. Правовое положение семьи
- Модуль 5. Развитие и социализация личности в семье. Педагогическая поддержка семьи
- 5.1. Воспитательная значимость внутрисемейных отношений
- 5.2. Роль супружеских отношений в формировании личности ребенка
- 5.3.Взаимоотношения между родителями и детьми и их воспитательный потенциал
- 5.4.Основные направления совершенствования внутрисемейных отношений
- 5.5. Значение родительского дома в формировании ребенка