5.2. Роль супружеских отношений в формировании личности ребенка
В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. Через них в первую очередь воздействует на семью, на весь строй ее жизни материальная жизнь общества, господствующий в нем способ производства. Именно от характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а следовательно, ее воспитательные возможности. На это обстоятельство было обращено внимание давно. Воспитательная значимость отношений между супругами неоднократно подчеркивалась В.А. Сухомлинским. «В хорошей семье, – писал он,– где мать и отец живут в согласии, где господствуют чуткие отношения к слову … перед ребенком раскрывается все то, на чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщественному. Если вера эта разрушена, в детскую душу ворвется трагедия, горе. Нет ничего опаснее для семьи, для школы, для нравственной полноты жизни нашего общества, чем ребенок – страдающий, несчастный – на обломках своей веры». Вывод выдающегося педагога подтверждается многочисленными исследованиями.
Известно, что степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских взаимоотношений по-разному представлена в таких (с точки зрения ее структуры) типах семьи, как демократическая, авторитарная и переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие детей. Проведенные сравнительные исследования, выявили, что демократический тип семьи обладает более высоким воспитательным потенциалом. Установлено, в частности, что в семьях с более высоким уровнем демократизации супружеских отношений значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, проявляют заботу о родителях; структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из семей с более низкой степенью демократизации супружеских отношений.
Важнее, однако, в интересующем нас аспекте выделение типов семьи с согласованными и дезорганизованными супружескими отношениями и их различными модификациями. И первые, и вторые свойственны как демократическому, так и авторитарному типу семьи. Именно по отношению к ним, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, оказывается наиболее чувствительным психическое, нравственное и умственное развитие ребенка.
Не пройдя с ранних лет школы доброты, человечности, сердечности, чуткости, отзывчивости, а этой школой, по словам В.А. Сухомлинского, может быть «только наглядный пример человеческого союза двух любящих сердец – отца и матери», ребенок лишается морального иммунитета против зла.
Состояние супружеских отношений – главная детерминанта, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего акта. Исследования свидетельствуют, что в счастливых браках семейные обязанности (включая воспитательные) в большинстве случаев выполняют оба супруга (52,92%), а в неудачных эти обязанности чаще всего целиком или почти целиком несет на себе жена (56,56%). В счастливой семье легче реализуется единство воспитательных воздействий на ребенка, которые носят более последовательный, систематический и целенаправленный характер. В дезорганизованной семье такое единство достигается значительно труднее, чаще наблюдается разнобой в родительских требованиях. Отец и мать в таких семьях нередко ведут борьбу за влияние на детей, прибегая к «подкупу». Ребенок учится ловчить, добиваться своих желаний любыми средствами. Кроме того, из-за занятости супругов выяснением своих отношений падает внимание к детям, к организации их учебного труда, ослабевает контроль за их поведением. Отсюда у детей неудача в школе, которая ведет к потере веры в себя, появлению чувства неполноценности, заниженному представлению и пониманию жизненных перспектив, осложнению самого процесса формирования жизненной позиции.
Известным индикатором воспитательных усилий в различных типах семей может служить наличие или отсутствие у родителей четкой программы воспитания ребенка. Однако внимание к детям и наличие программы воспитания сводятся на нет, если родители не пользуются у ребенка авторитетом, а он немыслим без любовного и уважительного отношения ребенка к отцу и матери. Следовательно, в условиях гармоничности и полноценности нравственно-эмоциональной стороны семейных отношений больше шансов для утверждения родительского авторитета, а стало быть, в данных обстоятельствах значительно эффективнее реализуются нравственные установки и требования родителей, касающиеся поведения ребенка. И наоборот, шаткие основы для родительского авторитета в семьях с дезорганизованными, конфликтными отношениями ведут к тому, что заинтересованность взрослых в воспитании, активная стимуляция детей к достижениям зачастую не достигают цели. Немаловажное значение имеет и тот факт, что в условиях гармоничных супружеских отношений преобладает более эффективный демократический стиль воспитания, в основе которого лежат внимание и поощрение, тогда как в семьях с преобладанием конфликтных ситуаций отмечается авторитарный подход, основанный на строгости и наказании.
Наконец, гармоничность и полноценность отношений родителей к детям, их нравственно-эмоциональная выразительность как важнейший воспитательный фактор, в конечном счете, есть выражение и отражение нравственно-эмоциональной сути супружеских отношений. Эта связь была замечена в свое время еще Гегелем, который писал: «Мать любит в ребенке супруга, а последний –жену; оба имеют в нем свою любовь перед собою». Неустроенность, конфликтность в семье способствуют утере гармоничности и эмоциональной полноценности отношений родителей к ребенку.
Конечно, мы не склонны видеть единственную причину этого только в семейном неблагополучии. Утеря или ущербность эмоциональных контактов между родителями и детьми возможна как следствие слабости педагогических позиций родителей (все, например, виды ложного авторитета, о которых в свое время говорил А.С. Макаренко: чрезмерная опека и регламентация в поведении, гипертрофированное чувство родительской любви и т.п.). Нередко они возникают как результат противоречий, недопониманий, возникающих между родителями и детьми на почве нравственных, мировоззренческих убеждений. Однако названная выше причина в конфликтных семьях является одной из самых главных.
Таким образом, духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми.
- Вопросы к зачету по курсу «Семейная педагогика» для дневной формы получения образования
- 1.1. Семейная педагогика как наука
- Модуль 2. Семейное воспитание.
- 2.1. Семейное и общественное воспитание: общее и особенное
- 2. 2. Цели и задачи семейного воспитания
- Модуль 3. Исторические аспекты семейной педагогики
- 3.1. Становление семейного воспитания
- 3.2. Семейное воспитание XVII – начала XX веков
- 3.3. Семейное воспитание в России на современном этапе (хх-начало ххi века)
- 3.4. Семья и брак
- Модуль 4. Семья как институт социализации личности. Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- 4.1. Правовое положение семьи
- Модуль 5. Развитие и социализация личности в семье. Педагогическая поддержка семьи
- 5.1. Воспитательная значимость внутрисемейных отношений
- 5.2. Роль супружеских отношений в формировании личности ребенка
- 5.3.Взаимоотношения между родителями и детьми и их воспитательный потенциал
- 5.4.Основные направления совершенствования внутрисемейных отношений
- 5.5. Значение родительского дома в формировании ребенка