15.Творческий потенциал личности, условия и пути его развития.
Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состоянии и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач.
Базовой составляющей творческого потенциала являются: 1) специальные знания, 2)широта кругозора, 3) внутренняя и внешняя готовность к творчеству. Без начальных специальных знаний трудно рассчитывать на эффективный творческий процесс. Иногда для решения какой-либо задачи необходимо просто «подтянуть» базовые знани. При этом задача из разряда творческих может перейти в разряд алгоритмических. Подлинное творчество связано с замыслом, и для его зарождения и раскрытия базовые знания тоже необходимы. Они служат основой для осознания меры противоречия между возможностью и задачей. Но творческий процесс значительно затрудняется без расширения кругозора и накопления информации в смежных областях, ибо часто творческие задачи решают на неосознанном уровне, пользуясь знаниями из других областей. При отсутствии знаний противоречие воспринимается как пропасть, возникает чувство страха, ощущение невозможности решения задачи. При этом творчество изначально блокируется. При наличии определенного объема знаний противоречие в творческой ситуации переживается как тревога, являющаяся «пусковым механизмом» творческого процесса.
Вдохновение — важнейшая сторона творческого потенциала личности, характеризующаяся подъемом, концентрацией творческих сил индивидуальности. Способность сконцентрировать творческие силы определяется как внутренняя готовность к творчеству.
Большое значение для творчества имеет также внешняя готовность к нему. Под внешней готовностью подразумевается такое состояние субъекта, которое обеспечивает наиболее благоприятную реализацию его личностных качеств, связанных с социальными отношениями. Внешняя готовность к творчеству - важная часть творческого потенциала индивидуальности, включающего чувство долга, ответственность, совесть.
Другим важным компонентом творческого потенциала является способность к импровизации.
Импровизация на фоне вдохновения рождается как бы из ничего, из смутной потребности творческого самоосуществления. Вместе с тем, существует ряд приёмов импровизирования, например: перебор случайных возможностей (в математике, планировании и т.п.), поиск ассоциативной доминанты (в познании, понимании чего-либо), создание художественного образа (в поэзии) и т.п.
Вопросы к экзамену:
- 1.Педагогика как наука, ее объект и предмет исследования
- 3.Сущность образования и его роль в современном обществе.
- 4.Система образования в рб и тенденции ее развития.
- 5.Сущность и структура процесса обучения.
- 6.Закономерности и принципы обучения.
- 7.Методы и средства обучения.
- 8.Развитие личности. Условия и пути гармонич.Развития личности.
- 9.Сущность и содержание процесса воспитания.
- 10.Закономерности процесса воспитания.
- 12.Методы и средства воспитания.
- 13.Сущность и содержание семейного воспитания.
- 14.Условия успешного воспитания в семье.
- 15.Творческий потенциал личности, условия и пути его развития.
- 1.Педагогика как наука, ее объект и предмет исследования
- 3.Сущность образования и его роль в современном обществе.