2.2. Конспекты уроков математики
Методика внедрания комплекса математич. Заданий, направленного на повышение сформированности мыслит. Деят.мл.шк
По результатам проведенного исследования мы разработали конспекты уроков, составным компонентом которых является работа по формированию приемов мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста при изучении математики. Уроки были проведены с классом, учащиеся которого принимали участие в диагностике.
Урок 1.
Тема: Порядок действий в выражениях со скобками.
Цели: уточнить общее правило порядка действий в выражениях со скобками, сформировать способность к практическому использованию данного правила в выражения; закрепить табличные случаи умножения и деления на 2.
Задачи:
1) Создать мотивацию к учебной деятельности.
2) Вывести общее правило порядка действий в выражениях со скобками.
3) Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация.
Оборудование: Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. Учебник – тетрадь в 3- х частях. – М.: Издательство «Ювента», 2005.
Ход урока:
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Колокольчик прозвенел,
Всех собрать он в класс сумел!
Не сутультесь, встаньте ровно,
Ведь к уроку все готовы?
Всем садиться разрешаю,
И урок мы начинаем!
- Здравствуйте, ребята!
- Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа.
- Прочитайте надписи на доске и выполните указанные действия в определённой последовательности: Запишите число 10. Прибавьте к нему разность чисел 50 и 30. От полученного результата вычесть 23
- Что мы с вами составили? (Программу действий).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- А теперь давайте выполним эту программу и посмотрим, что у нас получится. (10 + (50 - 30) - 23)
- У всех так получилось?
- Найдите и запишите чему равно значение данного выражения.
- Чему оно равно? (7)
- А теперь составьте по схемам выражения и найдите их значение:
20-8=? 8:2=?
?:2 20-?
(20 - 8):2 = 6 20 - 8:2= 16
- Давайте проверим. У всех так получилось?
- Сравните выражения, что вы можете о них сказать. (Они одинаковые.)
- А теперь сравните их результат. (Он разный.)
- Что общего вы видите в выражениях? (Числа, действия.)
- А чем они отличаются? (Порядком действий.)
- В каком выражении вы поставили скобки? (В первом.)
- Значит, если есть скобки, какое действие выполняется первоначально? (В скобках.)
- А затем? (Умножение и деление)
- А если скобок нет? (Тогда умножение и деление)
- Задание в парах. Найдите значение выражения.
30 - 12:(2 х 3)
- Давайте проверим. (Учитель фиксирует все варианты ответов.)
30 – 12:(2 х 3) = 3
30 – 12:(2 х 3) = 28
30 – 12:(2 х 3) = 27
- Что же у нас получилось? (Выражения одинаковые, а значение выражения разные).
III. Постановка учебной задачи.
- Почему мнения разделились? (Мы использовали разный порядок действий)
- Так какую же цель мы сегодня перед собой поставим? (Установить определённый порядок действий в выражениях со скобками.)
- Какова тема сегодняшнего урока? (Порядок действий в выражениях со скобками.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Математика – наука точная и все правила, и законы соблюдаются строго и последовательно. Откройте учебники на странице 33, прочитайте правило (Про себя.)
- Какое действие будем выполнять сначала? Затем? Затем?
- О чём всегда нужно помнить? (Действия выполняются по порядку.)
- А теперь давайте вернёмся к нашему выражению и правильно расставим порядок действий:
30 - 12:(2 х 3) =
- Какой же ответ является верным? (28)
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление.
- Давайте мы с вами потренируемся в составлении программ действий в буквенных выражениях. (Учебник – 3 часть, с. 34, №4)
a х (b + c) : d – t
Комментирование: (В первом действии к b прибавить c, во втором действии - а умножить на результат первого действия, в третьем действии –результат второго действия разделить на d, четвёртым действием – из результата третьего действия вычесть t)
m – c х (a + d) + x : b
k : b + (a – c) х d
(a – b х c) : t + d
- А теперь, давайте попробуем не только составить программу действий в числовом выражении, но и найти его значение.(№5(б), стр.34)
40 – (45 – 31) : 7 – 8 х 4 = 40 – 2 – 32 = 6
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А сейчас проверим себя, научились ли мы правильно расставлять порядок действий в выражениях. Для этого нужно выполнить самостоятельное задание – №5(а, в), стр. 34
2 х (24 – 18) : 3 + 5 х 3 =
(20 : 5 + 7) – 3 х 3 + 27: 9 =
2 х (24 - 18) : 3 + 5 х 3 = 4 + 15 = 19
(20 : 5 + 7) – 3 х 3 + 27: 9 = 11 – 9 + 3 =5
- Кто выполнил верно, поставьте на полях восклицательный знак. (Синим карандашом)
- Кто допустил ошибки? Какие трудности возникли? Исправьте ошибки.
VIII. Рефлексия деятельности.
- Давайте подведём итог. Какова была тема нашего урока?
- Так какой же порядок действий в выражениях со скобками?
- А теперь, пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой – нарисуйте синий кружок, если у вас не всё сегодня получалось, были трудности – нарисуйте зелёный кружок, а если вы совсем собой не довольны, считаете, что у вас вообще ничего не получилось – нарисуйте красный кружок. (В тетради, на полях),
- Даже если у вас сегодня не всё получилось, не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности, а домашним заданием будет составление на листочках числовых выражений с заданной программой действий (без результата). Этими листочками вы завтра обменяетесь, и будете работать в группах.
- Спасибо за работу!
Урок 2.
Тема: Умножение и деление на 10, 100.
Цели: сформулировать способность к умножению и делению на 10 и на 100; закрепить таблицу умножения и деления.
Задачи:
1) развивать вычислительные навыки, умножение и деление на 10 и 100.
2) Работать над развитием мыслительных действий (анализ, синтез, сравнение).
3) Воспитание чувства ответственности, взаимопомощи.
Оборудование: приложения 1 – 10; Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроке математики, 2 класс, – Москва, «Школа 2000…», 2004 г.
Ход урока:
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний
– Наш урок проведём в виде игры-путешествия в наш лес.
Мы в лес за наукой сегодня пойдём
Внимание, смекалку с собою возьмем.
– Во время путешествия вам предстоит выполнить интересные задания. Оценивать выполнение заданий будете сами. В конце урока узнаем, с какими знаниями вы вернулись из путешествия.
– Итак, задание на развитие внимания.
На опушке леса растут деревья
Какое дерево, с вашей точки зрения, лишнее? (Приложение 3).
– Молодцы! Вы были внимательны, можно смело отправляться в путешествие.
Но, чтобы нам леса скорее достичь
Должны мы подняться по лестнице ввысь!
Лестница – волшебница. На каждой ступеньке – ярусе находятся задания, которые вы должны выполнить. Поднялись на первую ступеньку – ярус, где растут ягоды. (Приложение 4)
И здесь вы видите выражения.
1 задание.
– Чтобы вы могли рассказать о данных выражениях? (Повторение переместительного свойства умножения и деления).
– На какие группы можно разбить данные выражения:
8 х 9
5 + 89
6 х 8
3 + 78
8 х 6
78 + 13
9 х 8
89 + 5
– Между какими выражениями можно поставить знак =. Почему? Обосновать. (Мы использовали переместительное свойство, сложения и умножения).
– Для чего используют переместительное свойство сложения и умножения?
Вывод: От перемены мест слагаемых сумма не изменяется. От перемены мест множителей произведение не изменяется.
2 задание.
– Поднимаемся на следующую ступеньку, где растут грибы. (Приложение 5). И снова видим задание.
– Вы видите схемы. Что в них общего?
– Чтобы вы могли о них рассказать?
– Как найти неизвестный объект операций?
– Запишите только ответы.
Вывод: Чтобы найти неизвестный объект операции, мы должны выполнять обратную операцию.
– Проверка по образцу. Не забывайте оценить свою работу.
– Итак: Как вы нашли неизвестный объект операции?
Вывод: Действию сложения обратно действие вычитание, умножение обратно делению, делению обратно умножение.
– Поднимаемся на следующую ступеньку – ярус, где растут кустарники (Приложение 6). Видим задание, которое вы должны выполнить.
– Вычислите по алгоритму, заданному блок – схемой:
36, 42, 48, 54, 39, 45, 51.
– Что вы замечаете? (Полученные числа уменьшаются на 3).
– Расположите полученные числа в порядке убывания.
– На какие группы можно разбить числа? (Чётные, нечётные, кратны 9 и не кратны)
– 54, 51, 48, 45, 42, 39, 36
– Найдите число, которое кратно 9 и 5.
– Составить задачи по следующим выражениям: 45 : 5; 45 : 9.
– Расшифруйте слово (Круглый).
– Какие фигуры вы бы назвали «круглыми»?
– Какие числа называют «круглыми»?
– Назовите самое маленькое круглое двузначное, трёхзначное число (10, 100).
III. Постановка проблемы. Открытие нового знания
– Мы с вами добрались до самой высокой ступеньки – ярус, где растут деревья нашего леса. (Приложение 7).
– Что вы видите? (Равенства, которые называются уравнением.)
Х : 10 =36, 500 : Х =100, Х х 10 = 90.
– Данные уравнения нужно сохранить до этапа первичное закрепление.
Могут ли возникнуть трудности при нахождении неизвестных компонентов в каждом уравнении. Почему?
– Давайте поможем тому, у кого возникли трудности?
– Кто из вас догадался, как называется тема урока?
Учитель называет тему, цели урока.
Исследование проблемной ситуации. (Исследование ведётся при решении №1 и №3 страницы 54).
Физминутка.
– Итак, чтобы разрешить данную проблему обратимся к учебнику. Откроем учебник на стр. 54 и посмотрим какие задания предлагает нам автор по этой теме.
Задание 1. Читаем задания. Что нужно выполнить? Что вы заметили?
Двое учеников работают у доски, а остальные самостоятельно в тетради.
– Итак, проверяем.
– Смотрим, какое у нас было число? (3)
– Смотрим на результат. (30).
– Что вы заметили?
Вывод: (делают ученики, а затем читаем по учебнику).
Первичное закрепление
– Продолжаем путешествие по лесу. В нашем лесу мы встретились с белочкой. Она встревожена, не может найти дупло, где спрятала орехи, грибы. (Приложение 8).
– Давайте поможем ей найти своё дупло, для этого выполним задание №2.
Задание выполняется самостоятельно, по рядам. Взаимопроверка: 1 ряд – 1 столбик, 2 ряд – 2 столбик, 3 ряд – 3 столбик.
№3 Читаем задание. Что нужно выполнить?
Вывод: (делают ученики, а затем читаем вывод по книге.)
– Продолжаем путешествовать по лесу. А. Вот и заяц. Он убегает от лисы. (Приложение 9). Поможем ему, выполним задание № 4. стр. 54.
Работаем в парах. Проверка с комментированием.
Физминутка для глаз.
– Возвращаемся к уравнениям. Мы теперь умеем умножать и делить на 10, 100. Самостоятельно решить уравнение.
Трое работают у доски, остальные в тетради. Проверка по образцу.
IV. Повторение. Решение задач
– А вот и встретилась хитрая лисица. Давайте ей не дадим поймать зайца. (Приложение 10). Выполним задание № 6 стр. 55.
Работа в парах. Оценка работы.
– Мы почти выбрались из леса. А вот и медведь нам повстречался (Приложение 11). Медведь не выпустит нас из леса пока мы не выполним следующее задание.
Самостоятельная работа.
– Составить всевозможные равенства со следующими числами:
7, 100, 700 – 1 ряд.
42, 10, 420 – 2 ряд.
30, 10, 300 – 3 ряд.
Взаимопроверка, оценка.
V. Итог урока. Рефлексия деятельности
– Вот мы и вышли из леса.
– Какие новые знания вы получили, путешествуя по лесу?
– Испытывали ли вы какие-нибудь трудности?
– Кто? Какие? Над чем нужно поработать?
– Кто оценил себя на +, ++, +++.
– Кто уходит с урока с таким настроением? (Грустное, равнодушное, радостное). (Приложение 12).
– А теперь вернёмся в наш лес. Вам было интересно путешествовать?
– Спасибо за работу!
Урок 3.
Тема: Решение задач.
Цели: уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, выражение, решение, ответ; научить делать краткую запись задач в виде схем, познакомить с записью решения в тетрадь.
Задачи:
1) Закрепить навыки счета.
2) Работать над развитием мыслительных действий (приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
3) Воспитывать аккуратность, чувство взаимовыручки.
Оборудование: круги синие и желтые, загадка о пингвине, цветок, таблица – схема, иллюстрации, предметы к задачам, глобус, опоры.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация знаний.
Отправляемся в путешествие в Антарктиду, чтобы помочь пингвинам добраться до земли. (Игровой момент: на доске глобус, льдины, на льдинах пингвины, числа);
а) цветик-семицветик поможет нам перелететь в Антарктиду,
Ты лети, лети лепесток,
через Север на Восток
лишь коснешься ты земли,
быть по-моему вели.
Соедини две льдинки так, чтобы в сумме получилось 9. Один ученик на доске, остальные на наборном полотне составляют пары чисел. (За каждое правильно выполненное задание учитель перемещает 1 пингвина ближе к земле)
б) работа с наборным полотном: покажите число, предыдущее 9, 14; покажите число, последующее 4, 11; покажите соседей числа 8, 15; найдите сумму чисел 4 и 2, 5 и 3, что ищем? (целое); найдите разность чисел 5 и 2, 9 и 4, что ищем? (часть) ; часть из чего вычитаем? (из целого числа); из какого числа надо вычесть 2, чтобы получилось7?
в) на доске выражения: 3 + 2, 5 – 3, 5 – 2; найдите значение выражений; что интересного заметили? (одинаковые части и целое); какое выражение потерялось? (2+3); какое свойство сложения использовали? (переместительное); как найти целое? часть?
III. Подготовительная работа.
На доске круги: синие, желтые, по какому признаку можно разбить льдинки, плавающие по океану? (по цвету: синие, желтые) составим все возможные равенства, повторим правила о целом и частях
3 + 4 = 7
4 + 3 = 7
7 – 3 = 4
7 – 4 = 3
на доске появляется таблица с отрезком
- на какие части разбит отрезок?
- надо ли составлять новые равенства? Почему? (нет, те же части и целое)
Вывод: правила о части и целом одинаковы для предметов и отрезков.
IV. Знакомство с задачей. Иллюстрирование на доске.
Пингвин по льдинкам шел,
На обед рыбку нашел.
Три – на одной,
Две – на другой,
Сколько всего на обед рыбок будет?
Будем учиться решать задачи!
а) текст задачи можно разбить на 2 части:
условие – то, что известно
вопрос – то, что надо найти
назовите условие и вопрос, на доске появляется опора условие – вопрос.
б) Т.к. правила о части и целом одинаковы для предметов и для отрезков, то условие и вопрос можно показать на схеме.
Это схема, весь отрезок – целое, число рыб – части
что ищем? (целое)
в) составим выражение к задаче 3 + 2. На доске появляется опора схема –
выражение
г) найдем значение этого выражения: 3 + 2 = 5 – это решение задачи.
д) ответьте на вопрос задачи. На доске появляется опора решение, ответ
Итог: повторите план работы над задачей.
Физминутка.
V. Первичное закрепление.
а) задание № 1-2 с.44
Назовите условие, вопрос. Что обозначает на схеме весь отрезок? Что обозначают части? Как найдем целое? часть? Чем похожи и чем отличаются эти задачи?
б) самостоятельная работа, задание № 4.
Проверка. Нужно выбрать правильное решение из трех.
VI. Итог урока.
Итак, на уроке мы помогли пингвинам добраться до земли, т.к. работали дружно, старались все задания выполнить правильно.
Спасибо за работу!
- Формирование приемов мыслительной деятельности у младших школьников при изучении математики
- Оглавление
- Введение
- Глава I Теоретические основы формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников при изучении математики
- 1.1. Мыслительная деятельность и особенности ее проявления
- У младших школьников
- 1.2. Характеристика программ по математике для младших школьников
- 1.3. Методика формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников при изучении математики
- Выводы по 1 главе
- Глава II Методика использования комплекса математ.Заданий, направленный на повышение сформированности мыслительной деятельности
- 2.1. Организация и проведение исследования
- Констатирующий анализ сформированности мысл. Деят. Мл. Шк. На уроках математики
- 2.2. Конспекты уроков математики
- 2.3. Методические рекомендации для педагогов
- По формированию приемов мыслительных действий
- У младших школьников при изучении математики
- Конторльный анализ сформированности мысл. Деят. Мл. Шк. На уроках математики
- Выводы по главе II
- Заключение
- Список литературы