2.2. Значение родного языка. Задачи обучения родному языку детей дошкольного возраста
С каждым годом неуклонно растет объем знаний, который нужно передать подрастающему поколению. для этого создаются новые программы подготовки детей к школе в дошкольных учреждениях и обучения в школе. Чтобы помочь детям справиться с решением сложных задач, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего оно играет большую роль в их умственном развитии. Родной язык — это «ключ, который открывает детям сокровища знаний» (О. И. Соловьёва). Через родной язык дети приобщаются к материальной и духовной культуре (художественной литературе, фольклору, изобразительному искусству), получают знания об окружающем мире (животном и растительном царстве, о людях и их взаимоотношениях и т.д.). Словом дети выражают свои мысли, впечатления, чувства, потребности, желания. А так как любое слово является в той или иной мере обобщением, то в процессе овладения речью у ребенка постепенно развивается логическое мышление. Освоение языка дает возможность детям свободно рассуждать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Обучение родному языку создает больше возможности для нравственного развития дошкольников. Слово помогает развитию совместной деятельности детей, сопровождая их игры и труд. Через слово ребенок усваивает нормы морали, нравственные ценности. Л. С. Выготский утверждал, что формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. Овладение родным языком происходит одновременно с воспитанием эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность детей. Таким образом, роль родного языка во всестороннем развитии ребенка огромна и неоспорима. Однако развивать речь — не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Необходима целенаправленная работа над их речью. Основная цель работы по развитию речи в до- школьных учреждениях — формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической). С чего же начинать обучение? Ответ на этот вопрос дает А. П. Усова. Она обращает внимание педагогов на то, что все стороны языка должны быть в поле их зрения. Ни одна из этих сторон языка не сможет правильно развиваться, если они не будут тесно связаны между собой и если их развитие не будет направляться взрослыми [131]. Как подчеркивает О. С. Ушакова, в каждой из этих сторон имеется узловое образование, которое позволяет вычленить приоритетные линии работы [127]. В работе над звуковой стороной речи особое внимание обращается на обучение владению такими характеристиками, как темп, сила голоса, дикция, плавность, а также интонация при высказывании. В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, так как только понимание ребенком значения слова (в системе синонимических, антонимических, полисемических отношений) может привести к сознательному выбору слов и словосочетаний, точному их употреблению. При формировании грамматического строя речи большое значение имеют прежде всего освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений). В развитии связной речи — это обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями, частями текста), формирование представлений о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста (описание, повествование, рассуждение). Вместе с тем центральной, ведущей задачей обучения родному языку является развитие связной речи, которая,, по меткому выражению Ф. А. Сохина, вбирает в себя все речевые достижения ребенка. Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объем речевых навыков и умений, требование к речи детей в разных возрастных группах. В настоящее время в дошкольных учреждениях используются вариативные программы: «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Детство», «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О. С. Ушакова). Педагоги имеют возможность выбора. Однако, выбирая программу, необходимо учитывать ее научную обоснованность, убедительность задач и содержания образования. В программе должно быть доказано, почему именно эти задачи и содержание могут обеспечить речевое развитие дётей, должна быть обеспечена взаимосвязь речевого развития с другими сторонами воспитания и разделами программы.
Вопросы и задание для повторения 1. Какая речевая задача является ведущей в обучении родному языку? Обоснуйте свой ответ. 2. Каковы приоритетные линии работы над каждой стороной речи?
- 2.2. Значение родного языка. Задачи обучения родному языку детей дошкольного возраста
- 2.3. Методические принципы обучения детей родному языку
- 2.4. Деятельность как условие развития речи
- 2.5. Средства развития речи детей
- 2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, вот как могут быть составлены описания на тему «у кого какой зверь» [51]:
- 3.1.4. Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста
- 3.3.2. Особенности освоения детьми грамматического строя речи
- 3.3.3. Механизмы формирования грамматического строя речи дошкольников
- 3.4.3. Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
- 3.4.4. Средства и методические приемы воспитания звуковой культуры речи
- 3.5. Ошибки устной речи дошкольников и пути их преодоления.
- Вопросы и задания для повторения
- Тема 1. Развитие речи детей в отечественной педагогике