Выявление отношения детей к воспитателю
Таблица 3.8
вопросы | Настя | Рома |
1. Любишь ли ты ходить в детский сад? | Да.
| Да. |
2. Какой воспитатель? | Хорошая.
| Хорошая. |
3. Что тебе в ней нравиться? | Она хорошая, помогает мне. | Мы с ней играем в разные игры. |
4. Что не нравиться? | Ругает, когда не хочу выполнять задания. | Ругает, когда обижаю девочек. |
Анализ результатов исследования влияния педагогического взаимодействия на самооценку старших дошкольников в контрольном эксперименте показывает:
1.Воспитатель в большей степени стал использовать демократический стиль общения. В ходе наблюдения было выявлено, что демократический стиль – 27 баллов, авторитарный – 8 балла (см. табл. 3.5). Старается использовать игровые приемы на занятиях, общителен, все время находится во взаимодействии с детьми, доброжелателен. Ставит себя на место ребенка, смотрит на его проблему его глазами.
2. Воспитатель уделял особому внимание педагогической оценке, стал следить, как он оценивает детей, какие использует оценки. Старается использовать стимулирующие оценки, объясняет почему так нельзя делать, лучше как поступить. Часто создает ситуации, где ребенку можно объяснить, какова оценка этого действия. Если у ребенка не получается какое-то действие, успокаивает ребенка, помогает ему. Если же использует отрицательную оценку, объясняет сразу же, за что он ее получил,
3. Повторное наблюдение за воспитателем во время занятия и игровой деятельности показывает, что воспитатель разговаривает с детьми доверительным тоном, использует объяснения, задает много вопросов детям, усвоил ли он, понятно ребенку, о чем говорят. Тон разговора бывает, ласков и строг, старается заинтересовать ребенка. Поддерживал и поощрял детей словами. Иногда использовал наставления, были и недовольства. Но в основном воспитатель сдерживал себя, старался избегать приказов. Дети на занятии были активные, свободны в действиях, улыбались и старались.
3. Данные таблиц 3.7 показывают, что в результате проведенного нами формирующего эксперимента уровень самооценки испытуемых детей повысился. Оценки со стороны взрослых воспринимаются детьми адекватно, понимают, что оценка дана справедлива. Дети стали решительнее, их принимают в игры, даже предлагают главную роль.
Кроме того, заметно изменилось отношение детей воспитателю (Табл. 3.8). дети стали чаще задавать воспитателю вопросы, рассказывать о семье, радуются с ним успехами, просят о помощи.
Вывод: разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня самооценки старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен. Дети в детском саду стали увереннее, общительнее, активнее.
Педагогам необходимо знать и помнить, что все взаимодействие воспитателя и ребенка, его оценочные воздействия взрослого влияют на становление самостоятельности и самооценки ребенка.
Для достижения более адекватной самооценки педагогам необходимо знать, что доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности и адекватной самооценки.
Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрение более эффективно, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действий.
Детям старшего дошкольного возраста нужно обязательно давать возможность реализовать свое намерение, даже если оно может немного сбить график ребенка. Уважение к его делу активизирует ориентацию ребенка на самостоятельные действия. Не всегда взрослому следует брать инициативу в свои руки во избежание формирования пассивности у старшего дошкольника.
Поддержка проявлений самостоятельности – это важное условие формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Появление инициативы у ребенка и элементарного планирования, стремление к получению задуманного результата являются критерием проявления самостоятельности у старших дошкольников, а вместе с этим развития адекватной самооценки.
Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания. Использование этой схемы педагогами и родителями при оценке деятельности и поведения детей старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свои действия и поступки.
Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ
- Педагогические условия формирования самооценки у старших дошкольников в системе детского сада
- Содержание
- Глава 1. Особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста…………………………………..…………………….8
- Глава 2. Педагогические условия формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада………….………………………………………………..………..……27
- Глава 3. Экспериментальное исследование влияния педагогического взаимодействия на формирование самооценки детей старшего дошкольного ………………………………………………………………40
- 4. Осуществить экспериментальное исследование по формированию самооценки у детей старшего дошкольного возраста с помощью определённых педагогических условий.
- Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
- Глава 1
- 1. 1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
- 1. 2. Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста
- 1. 3. Самооценка детей старшего дошкольного возраста
- Глава 2. Педагогические условия формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада
- 2.2. Содержание педагогического общения воспитателя со старшими дошкольниками.
- 3.1. Констатирующий эксперимент.
- Наблюдение
- 3.2. Формирующий эксперимент.
- 3.3. Контрольный эксперимент.
- Выявление отношения детей к воспитателю
- Заключение
- Список использованных источников