3.3. Контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня самооценки старших дошкольников.
Контрольный эксперимент проводился с 25 по 30 сентября 2010г .
Для определения эффективности проделанной работы и подтверждения гипотезы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте, только с детьми уровень развития самооценки, которых был занижен.
Результаты контрольного эксперимента представлены в таблицах 3.5; 3.6; 3.7; 3.8
Определение стиля педагогического общения воспитателя
Таблица 3.5
-
Демократический стиль общения
балл
Авторитарный стиль общения
балл
Доброжелателен. Держится ободряюще.
4
Недоброжелателен
1
Заинтересован, активен, выкладывается.
4
Безразличен, «себе на уме»
1
Стимулирует инициативу, допускает выражения собственного мнения, свободное поведение учащихся.
3
Авторитарен, тренирует детей, не терпит возражений, собственных мнений, свободной манеры, одергивает и все время держит ребят под жестким контролем.
2
Раскрыт, не боится выражать свои чувства, показывать свои недостатки.
5
Думает только о престиже, носит «маску», старается во что бы то ни стало держаться за свою социальную роль.
Динамичен и гибок в общении, легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, «тушит» возможные конфликты.
3
Негибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающие проблемы.
1
Вежлив и приветлив с детьми, уважает их достоинство, индивидуализирует общение с разными учащимися.
3
Общается только «сверху вниз», одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения.
1
Может поставить себя на место ребенка, взглянуть на его проблему его глазами, создает чувство, что его правильно понимают.
2
Все видит только «со своей колокольни», невнимателен к говорящему, создает у него ощущения, что его не понимают.
1
Активен, все время находится в общении, держит группу в «тонусе».
3
Пассивен, пускает общение на самотек.
1
27 баллов
8 баллов
Оценивание деятельности детей воспитателем Таблица 3.6
№ | Эффективное оценивание | Исполь зует
| Неэффективное оценивание | Исполь зует
|
1. | Склонен положительно оценивать, личность, деятельность и поведение ребенка. | + | Склонен отрицательно оценивать личность, деятельность и поведение ребенка. |
|
2. | Положительную оценку использует постоянно | + | Положительную оценку редко, то случая к случаю. |
|
3. | Положительная оценка сопровождается пояснением того, что достойно поощрения, сообщением детям грамотных критерий оценочной деятельности. | + | Положительная оценка дается в общих чертах, не выделяются ее критерии. |
|
4. | Замечает даже незначительные успехи ребенка, хвалит за его продвижение. | + | Достижения ребенка оцениваются с общими эталонами, успехами других детей, индивидуальные успехи остаются без поощрения. |
|
5. | Воздействует на мотивационную сферу детей, опираясь преимущественно на внутренние стимулы (пробуждает его интерес к деятельности и т.п.) | + | Воздействует на мотивационную сферу детей, опираясь на внешние стимулы (пробуждает его интерес к деятельности ради похвалы, награды и т.п.) | + |
6. | Поощряя ребенка (группу), отмечает значимость достигнутых результатов. | + | Поощряя результат ребенка (группы), не отмечает их значимость. |
|
7. | Применяет опережающую положительную оценку. | + | Применяет опережающую негативную оценку. |
|
8. | Оценивая, стремится к оптимизации его положения среди сверстников, пытается наладиться между ними гуманные взаимоотношения. | + | Не оценивает положительно с целью оптимизации его положения среди сверстников, оценка дается без учета социометрического статуса ребенка. |
|
9. | Оценка ребенка, результата его деятельности соизмеряется с затраченными им усилиями, проводится с учетом его «зоны ближайшего развития» |
| Оценка ребенка, результата его деятельности не соизмеряется с затраченными им усилиями, без учета его «зоны ближайшего развития», его усилий. | + |
10. | Стремится к разрешению конфликтов путем совместного поиска решения проблемы мирным путем, справедливо. | + | При решении конфликтов не вникает в его суть, воздействует силой, криком, наказывает правых и виноватых |
|
11. | При отрицательной оценке подвергает критике конкретный поступок, не оценивая негативно личность в целом. | + | Высказывает отрицательную оценку, переходит на личность в целом. |
|
Определение уровня формирования самооценки дошкольника
Таблица 3.7
№ | Вопросы для беседы | Настя | Рома |
1. | Как ты думаешь, какой (ая) ты – хороший, плохой или средний? Почему ты так думаешь?
| Хорошая. Я знаю. | Хороший. |
2. | Кто по-твоему думает о тебе (оценивает тебя) так же, как и ты? Как именно оценивает? Что думает? Почему ты так думаешь? (облегченный вариант ответа: «А мама тоже считает тебя хорошим, плохим, средним и т.д. Мама, папа, дедушка, воспитатель, сестра и т.д.) почему ты так думаешь?
| Мама говорит хорошая, бабушка, воспитатель. | Мама, папа, бабушка. Говорят я молодец. |
3. | Кто, по-твоему, думает о тебе (оценивает тебя) не так, как ты сам? Как именно? Почему ты так думаешь?
| Иногда мама, говорит я веду себя плохо. | Иногда мама с папой, что я их не слушаюсь. |
4. | Что тебе нравится в себе? Еще что? Почему нравится?
| Когда я рисую, играю, одеваюсь. | Как я умею играть в футбол, я хорошо играю и умею. |
5. | Что тебе не нравится в себе, еще что? Почему?
| Плохо себя веду, не слушаюсь. | Наверно когда балуюсь. |
6. | Что воспитателю нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
| Помогаю, слушаюсь, хорошо играю, выполняю задания. | Поведение хорошее, я ее слушаюсь. |
7. | Что воспитателю не нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
| Когда не сплю, не слушаю на занятии, балуюсь. | Я иногда ее не слушаюсь, иногда не балуюсь на занятии. |
8. | За что воспитатель тебя хвалит?
| Когда я все правильно делаю, помогаю убирать игрушки. | За то, что я не дерусь, играю интересно. |
9. | За что воспитатель тебя ругает, наказывает?
| Ругает иногда, если балуюсь, и ее не слушаюсь. | Балуюсь. |
- Педагогические условия формирования самооценки у старших дошкольников в системе детского сада
- Содержание
- Глава 1. Особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста…………………………………..…………………….8
- Глава 2. Педагогические условия формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада………….………………………………………………..………..……27
- Глава 3. Экспериментальное исследование влияния педагогического взаимодействия на формирование самооценки детей старшего дошкольного ………………………………………………………………40
- 4. Осуществить экспериментальное исследование по формированию самооценки у детей старшего дошкольного возраста с помощью определённых педагогических условий.
- Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
- Глава 1
- 1. 1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
- 1. 2. Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста
- 1. 3. Самооценка детей старшего дошкольного возраста
- Глава 2. Педагогические условия формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада
- 2.2. Содержание педагогического общения воспитателя со старшими дошкольниками.
- 3.1. Констатирующий эксперимент.
- Наблюдение
- 3.2. Формирующий эксперимент.
- 3.3. Контрольный эксперимент.
- Выявление отношения детей к воспитателю
- Заключение
- Список использованных источников