logo
ПЕД мой ГОТОВЫЙ

6.3 Методика проведения занятия по теме «Картофелесажалка с ленточным высаживающим аппаратом»

Методика проведения занятия по выбранной теме заключается в изложений нового материала с использованием ТСО

Определяя цель обучения, я считаю главным:

-дать учащимся минимум по требованию знаний;

-научить учащихся правильному выполнению приёмов и операций;

-сочетать изученные операции в конкретном технологическом процессе -выполнения учебно-производственных работ;

-научить учащихся работать быстро и точно, сформировать у учащихся скоростные и точностные навыки, а так же навыки планирования труда.

Важно отметить что учащиеся в виде комбинированного урока теоретические и практические знания получают одновременно закрепляя ее уже потом на просмотре слайда в мульти –медийном проекторе. Здесь стоит учитывать возрастные особенности учащихся, т.к. объем информации слишком велик и требует внимательности и активности, то его стоит провести по программе к середине недели среда или четверг,2 или 3 занятием когда физическое и умственное состояние учащихся на наивысшем уровне.

Сообщение темы и цели урока.

Тему урока учитель обычно объявляет устно и записывает на доске.

Цель урока очень важно правильно раскрыть, т. е. дать учащимся целевую установку на урок. Это не просто информация учащимся о цели урока, записанная в плане, не столько сообщение, что должны сделать учащиеся, сколько разъяснение, для чего они будут это делать, чему научатся, какое значение имеет это для дальнейшего овладения профессией, все это в значительной мере определяет интерес учащихся к работе, стремление качественно освоить приёмы и способы, настраивает на серьёзный, ответственный подход к выполнению задания.

На уроке решаются задачи не только обучения, но и воспитания и развития учащихся. В этой связи часто возникает вопрос, нужно ли эти цели фиксировать в плане урока и раскрывать их перед учащимися?

Воспитание и развитие учащихся происходит в процессе их обучения, на каждом уроке, на каждом этапе, и поэтому учитель всегда (с фиксацией в плане или без неё) должен чётко представлять себе, какие воспитательные и развивающие задачи, на каком материале урока, какими способами он будет осуществлять на данном уроке. Требование обязательной фиксации воспитательных и развивающих целей в планах каждого урока, по моему мнению, не решает проблемы, и нет необходимости сообщать их учащимся, так как эти цели учитель ставит для себя и реализует в процессе обучения.

Урок состоит из двух частей теоретическая в виде лекции , где обучающие пишут самостоятельно основные моменты по теме и практическая , где они изученный материал закрепляют на практике, т.е. настраивают на определенную норму высева картофелесажалку КСМ-4.

Лекция - характеризуется строгостью построения. В ней дается целостное и последовательное изложение учебного материала, раскрывается система взаимосвязанных понятий, закономерностей. Лекция требует от обучающегося большей концентрации внимания. При изложении учебного материала необходимо требовать, чтобы обучающиеся делали в тетрадях записи (выводы, определения, зарисовки, конспектирование материала).

Конспектирование - это не запись под диктовку преподавателя, а самостоятельная работа обучающегося по ходу изложения учебного материала.

Лучше усвоить учебный материал, излагаемый на уроке, помогают наглядные пособия, которые рекомендуется демонстрировать тогда, когда в этом наступает необходимость по содержанию учебного материала. Количество пособий должно быть оптимальным для качественного усвоения учебного материала.

В ходе урока также применяются ТСО. Применение технических средств обучения способствует эффективности учебного процесса. Рациональность их использования в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых на уроке.

Конспект урока

Тема урока: Устройство и технологический процесс картофелесажалки

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

-Обучающая: сформулировать знания по устройству картофелесажалок и изучить технологический процесс.

-Воспитательная: продолжит воспитание интереса к ТСО и картофелесажалкам в целях развития АПК.

-Развивающая: продолжить развитие зрительной памяти и логического мышления.

Задачи урока: изучить технологию механизированного производства ; приобрести навыки по оценке технического состояния и готовности сельскохозяйственных машин к проведению предстоящих работ; практически освоить порядок технических и технологических регулировок сельскохозяйственных машин; научиться комплектовать машинно-тракторные агрегаты для выполнения технологических операций, проводить их техническое обслуживание, выявлять и устранять неисправности машин; изучить организацию проведения механизированных работ с учетом современной технологии и передового опыта.

Дидактическое оснащение:

-Оборудование :учебный класс, мультимедийный проектор, стенд картофелесажалки КСМ-4.

-Наглядные пособия: методические указания по устройству, плакаты.

Перед началом урока преподаватель назначает дежурного, проверяет наличие наглядных пособий к уроку, ТСО (лучше проверить заранее) и т.д.

Звонит звонок...

Организационный момент

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Здравствуйте, садитесь (садится за свое рабочее место). Отметим отсутствующих (открывает журнал, оглашает список обучающихся группы, выясняя причины отсутствующих студентов).

Изложение нового материала.

Перед тем как приступить к изучению новой темы преподаватель подчеркивает важность изученной темы.

Преподаватель составляет план изложение материала, на доске расписывает вопросы, разбираемые на уроке, формы и методы изучения.

Вопросы, разбираемые на уроке:

1 Агротехнические требования к посадке картофеля;

2 Устройство картофелесажалки КСМ -4;

3 Технологический процесс картофелесажалки КСМ-4;

4 Аналоговые картофелесажалки зарубежных фирм.

Изучение новой темы. 30-35 минут

Преподаватель тщательно излагает студентам тему занятия, по вопросам используя плакаты по устройству и технологическому процессу.

В процессе рассказа преподавателя учащиеся слушают, конспектируют. Записывают основные моменты. Преподаватель следит за аудиторией , просит внимательности и активности учащихся, приводит ради интереса и увлекательности различные примеры из жизни.

В углу аудитории стоит стенд в разрезе картофелесажалки КСМ-4.После объяснения основной темы, для более тщательного изучения преподаватель позвал всех учащихся к стенду и начал объяснять, как уже в рабочих условиях происходит движение тех или иных механизмов и в целом машины. Учащиеся полны внимания ,они сразу спрашивают не понятные моменты, основные регулировки и т.д.

После изучения стенда учащиеся сели за свои места и законспектировали основные моменты.

Включив мультимедийный проектор, преподаватель дал указание быть внимательным и соблюдать тишину, затем был показан слайд по картофелесажалкам зарубежных фирм. Учащие внимательно смотрели и слушали за происходящим, им крайне важен и интересен увидеть новую технику, сравнить их с отечественными, узнать о передовых технологиях, а потом уже применять на практике .После окончания слайда шквал эмоции, пошли обсуждения, задавались вопросы преподавателю.

Завершающим этапом урока является выдача домашнего задания, которое заключается в том, чтобы изучить пройденный материал, ответить на вопросы по методичке.

В результате проведения урока учащиеся получили знания по картофелесажалкам, изучили зарубежную технику с применением ТСО

Вывод.

Необходимым компонентом правильно построенного занятия является технические средства обучения. Они включают все предметы и орудия деятельности, которыми пользуется мастер и учащиеся для более эффективной реализации задач образования.

Использования ТСО при обучении по специальности - непременное условие учебно-воспитательного процесса. Педагог профессионального обучения должен представлять, насколько расширяют возможности преподавание демонстрационная техника и оборудование сегодняшнего дня.

Дидактическая сущность ТСО состоит в том, что они позволяют осуществлять разностороннее, комплексное воздействие на учащихся. Применение ТСО позволяет пробудить у учащихся интерес к знаниям, формирует у них внутреннюю учебно-познавательную мотивацию и положительное отношение к предмету.

Таким образом, использование ТСО позволяет полностью соблюдать дидактические принципы наглядности, систематичности, постепенности, что целенаправленно способствует становлению будущего специалиста агропромышленного комплекса.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 Боголюбов С. К. Инженерная графика [Текст]. – М. : Машиностроение, 2000. – 352 с.

2 Дунаев П. Ф. Детали машин. Курсовое проектирование [Текст] : Учебное пособие для машиностроительных специальных техникумов.– 2-е изд., перераб. и доп. / П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов. – М. : Высш. шк., 1990. – 399 с.

3 Корпенко А. Н. Сельскохозяйственные машины [Текст]. – М. : Колос – 1992, - 465 с.

4 Клёнин Н. И., Сакун В.А. Сельскохозяйственные и мелиоративные машины. Элементы теории рабочих процессов, расчет регулировочных параметров и режимов работы [Текст] : учебное пособие для высш. с. – х. учеб. заведений / Н. И. Клёнин, В. А. Сакун. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Колос, 1982. – 671 с.

5 Кузьмин А. В. Расчеты деталей машин [Текст] : Справ. пособие / А. В. Кузьмин, И. М. Чернин, Б. С. Козинцов. – 3-е изд. перераб. и доп. Мн. : Высш. шк., 1996 – 400 с..

6 Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД) [Текст] / А. П. Ганенко, Ю. В. Милованов, М. И. Лапсарь : Учеб. для нач. проф. образования : Учеб. пособие для сред. Проф. образования. – М. : ПрофОбрИздат, 2001. – 352 с.

7 Файрушин Д. З., Зайнуллин Р. Х., Зиязетдинов Р. Ф. Настройки и регулировки сельскохозяйственных машин [Текст] : справ. пособие / Д. З. Файрушин, Р. Х. Зайнуллин, Р. Ф. Зиязетдинов. – Уфа : БГАУ, 2007. – 72 с.

8 Иванов М. Н. Детали машин [Текст] : учебник для студентов высших технических учебных заведения. – 5-е изд., перераб. / М. Н. Иванов. – М. : Высш. шк., 1991. – 383 с.

9 Иофинов А. П., Основы научных исследований [Текст]. – Уфа : БГАУ. 2001 – 113 с.

10 Иофинов А. П. Расчет усилий в звеньях механизмов сельхозмашин [Текст]: Методические указания. / А. П. Иофинов, Э. В.Хангильдин, В. И. Филимонов. – Уфа : 1983.

11 Кочетов В. Т. Сопротивление материалов [Текст]. – Ростов-на-Дону : Ростовский университет, 1987. – 400 с.

12 Халанский В. М. Сельскохозяйственные машины [Текст] : учебник / В. М. Халанский, А. Н. Карпенко. – М. : ВО ''Агропромиздат'', 1989. – 207-215 с.

13 Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя [Текст]: в 3-х т. Т.1…3-5-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1987.

14 Курсовое и дипломное проектирование. Методическое пособие. Направление подготовки дипломированного специалиста специальности 050501 «Профессиональное обучение» [Текст]. – Уфа : БГАУ, 2008. – 44 с.

15 Справочник механизатора [Текст]. Под ред. Карпенко А. Н. – М. : Агропромиздат, 1986. – 319с.

16 Чекмарев А. А. Справочник по машиностроительному черчению [Текст] : учебник / А. А. Чекмарев, В. К.Осипов. – М. : Высш. шк., 1994. – 671с.

17 Рабочая программа дисциплины "Сельскохозяйственные машины". Направление подготовки дипломированного специалиста специальности 050501 «Профессиональное обучение» [Текст]. – Уфа : БГАУ, 2009. – 28 с.

18 Коменский Я. А. Великая дидактика (Избранные педагогические сочинения) [Текст]. / Я. А. Коменский – М. : Педагогика, 1955.

19 Основы методики комплексного подхода к содержанию обра­зования в средних ПТУ [Текст]. / Под ред. А. П. Беляевой. – М., 1979.

20 Основы профессиональной подготовки [Текст]. / Под ред. С. Я. Батышева и С. А. Шапоринского. – М., 1977.

21 Беляева А. П. и др. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования. – М., 1983.

22 Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" [Текст].

23 Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО). В соответствии с законом РФ «Об образовании» постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. №'387 [Текст].

24 СТО 0493582 – 003 – 2009 Стандарт организации. Самостоятельная работа студентов. Оформление текста рукописи [Текст]. – Уфа : 2009. – 36 с.

25 Морозова О.П. Педагогический практикум. М.: Акдемия,2000. – 320с.

26 Беляева А. П. и др. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования. М., 1983.

27 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – 8-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.

28 Скакун В. А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в училищах профтехобразования: Метод, пособие. М., 1987.

29 Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2007. — 160 с.

30 Проблемы дидактики производственного обучения / Отв. ред. Думченко Н.И. - М., 1978

31 Кругликов Г.И. Методика профессионального образования с практикумом. – М.: «Академия», - 2005. – 288 с.

32 Марченко А.И. Общая и профессиональная педагогика. – М.: МГУП, 2001, - 108с.