6.2.4 Содержание педагогического процесса
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры является содержание педагогического процесса.
Опираясь на ГОС НПО я выделил следующие пункты:
Статья 22. Начальное профессиональное образование
(в ред. Федерального законаот 18.07.2005 N 92-ФЗ)
1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.
2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательныхучрежденияхначального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
Статья 23. Среднее профессиональное образование
1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
2. Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.
(п. 2 в ред. Федерального законаот 18.07.2005 N 92-ФЗ)
3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учрежденияхсреднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
(п. 3 в ред. Федерального законаот 24.10.2007 N 232-ФЗ)
4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
В.С.Безрукова предлагает понимать под содержанием ту часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему. Содержание педагогического процесса строится на основании требований Государственного образовательного стандарта и должно обеспечивать:
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
На основании требований стандарта образования составляется учебный и рабочий план. Я в своей работе руководствуюсь рабочей программой дисциплины « Сельскохозяйственные машины» для направления 050501 «Профессиональное обучение (агроинженерия)», утвержденный Ученым советом Башкирского ГАУ 01.06.2005 г.
Календарно-тематический план определяет согласование тем производственного обучения и специальной технологии. Такая взаимосвязь производственного и теоретического обучения очень важна.
Оптимально такое сочетание по времени и содержанию, когда теоретический материал предшествует освоению профессиональных умений или преподается параллельно. Сквозная линия практического обучения, опирающаяся на постоянную подпитку расширяющимися теоретическими сведениями, образует конгломерат знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям подготовки современного специалиста.
Необходимо подчеркнуть, что мастер производственного обучения должен ознакомиться и учесть распределение в учебном плане и вообще предметов обязательного обучения и факультативных — по выбору. Напомним, что, являясь наставником, он не должен ограничиваться интересом только к профессиональным дисциплинам. Мы уже немало говорили о важности всестороннего развития личности учащегося и роли мастера в этом процессе. Понятно, что такое актуальное требование предполагает значительный интеллектуальный багаж самого мастера, его способность убедительно показать учащемуся важность того или иного предмета для его деятельности в будущем.
Составление тематического плана — сложная и ответственная работа. Понятно, что молодому мастеру будет полезно воспользоваться существующим опытом, тем более что составленный календарно-тематический план не исключает систематической работы по его улучшению и совершенствованию. Независимо от формы плана при перспективном планировании необходимо учитывать ряд методологических моментов. Назовем их.
1. Учебная программа для конкретной группы распределяется по темам, подтемам (разделам), которые, в свою очередь, соотносятся с конкретными занятиями. Это несложно сделать, так как 15 программе указаны часы, а при известном количестве занятий в неделю происходит четкое распределение по месяцам и полугодиям. При планировании необходимо учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков, т.е. должна быть целостная система. Тема занятий определяется для каждого конкретного урока. Она объемлет основные вопросы, подлежащие изучению, или трудовые приемы, которые предстоит освоить.
2. В соответствии с программой определяется круг теоретических сведений (технологических вопросов), которые следует закрепить на практике. Это могут быть свойства обрабатываемых на данном занятии материалов, сведения об устройстве используемого оборудования и приспособлений, особенностях наладки инструментов и т.д. При перспективной подготовке мастера к занятиям представляется возможным наметить и определить, какими средствами наглядности и ТСО он располагает для иллюстрации своих инструктажей. При необходимости может быть запланировано изготовление или приобретение недостающих таблиц, плакатов, кодограмм, диафильмов и справочной литературы.
На основании учебного плана и типовой учебной программы составляются рабочие программы по каждой дисциплине
Тематический план должен содержать:
Сведения о наличии необходимых наглядных пособий, оборудования;
Информацию об объеме знаний и умений, определенном программой;
Примерное распределение учебного времени по темам.
В тематическом плане указываются номера уроков и их проведения, наименование раздела и темы программы, темы уроков их краткое содержание, количество часов, типы урока и методы обучения, вид самостоятельной работы обучающихся на уроке и время на ее выполнение перечень оборудования и наглядных пособий, задания на дом, основная и дополнительная литература.
На каждый учебный семестр по предмету преподаватель составляет
тематический рабочий план. Тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим рациональной организации образовательного процесса по дисциплине, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами, также дающим возможность осуществлять систематический контроль за ходом выполнения программы и равномерной загрузке обучающихся. В нем указываются номера уроков, даты их проведения, наименование раздела и темы программы, количество часов, типы урока и методы обучения, вид самостоятельной работы студентов на уроке и время на ее выполнение, перечень наглядных пособий и ТСО, задания на дом. Тематический план представлен в приложении А.
Все вышеперечисленные документы помогают преподавателю организовать учебный процесс в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта РФ.
- 6 Педагогическая часть
- 6.1 Общая характеристика дисциплины и темы занятия дипломного проекта.
- 6.2 Технология проектирования урока
- 6.2.1 Понятие и структура педагогического процесса
- 2. Принцип научности
- 3. Принцип доступности
- 4. Принцип наглядности
- 5. Принцип сознательности и активности
- 6.2.4 Содержание педагогического процесса
- 6.2.5 Методы педагогического процесса
- 6.2.6 Педагогические средства обучения
- 6.2.7 Педагогические формы, как способ организации процесса обучения
- 6.3 Методика проведения занятия по теме «Картофелесажалка с ленточным высаживающим аппаратом»