Методы исследования
Метод – это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы – способы познания действительности.
Методы социальных наук: социологии, психологии, социальной психологии.
-
эмпирические (не предполагают воздействия, методы сбора информации):
-
наблюдение: включенное и обычное. В социальной работе как и во многих видах деятельности исследовательские задачи могут быть сопряжены с задачами практического воздействия, следовательно, некоторые методы могут иметь двойственный статус (как метод исследования и как метод практической деятельности), то есть могут сочетать в себе элементы того и другого, если даже не одновременно, то последовательно.
-
опрос: анкетирование, тестирование, интервьюирование (открытое и закрытое);
-
метод экспертных оценок;
-
социометрия;
-
диагностика;
-
-
методы обработки информации:
-
биографический (перед ним обычно следует какой-либо вид опроса): предполагает сбор информации и её обработки, используя дневники, мемуары, письма;
-
автобиографический;
-
метод семейной биографии;
-
-
методы теоретического анализа;
-
контент-анализ (сравнительный анализ);
-
системный подход.
-
Номотетические методы: направлены на обобщение эмпирических фактов и выявление общих объективных законов (закономерностей) – это генерализирующие методы, то есть общие. Предполагают переход от частных случаев к общим законам. Цель науки видят в открытии этих общих законов.
Идиографические методы. В современной науке главная методологическая оппозиция проявляется в противостоянии 2-х методологических подходов: парадигмы естественнонаучного познания и парадигмы социогуманитарного познания. Парадигма социогуманитарного познания основывается на идеях о том, что в жизни общества и человека во многих случаях невозможно установить общие закономерности, так как социальные системы более сложные, связи в системах носят открытый характер. Каждый человек, система отношений, в которую он включен, неповторимые, индивидуальные, уникальные, поэтому задача науки состоит во всестороннем изучении и описании этого индивидуального случая. Методы, которые используются при таком исследовании, получили название индивидуализирующие. Такого рода исследования в современных социальных науках получили название «работа со случаем».
- 1. Социальное формирование
- 2. Социализация личности
- 3.Социальная работа
- Социальная работа как наука
- Объект исследования
- Предмет исследования
- Закономерности
- Принципы
- Теоретические модели
- Понятийно-категориальный аппарат
- Методы исследования
- Место в системе наук
- Социальная работа как профессиональная деятельность
- Социальная работа как учебная дисциплина
- Российская социальная работа в общественном сознании
- 4.Подготовка социального педагога Непрерывная система профессиональной подготовки социальных педагогов
- Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях
- Подготовка социальных педагогов в вузе
- Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов