logo
Дидактические проблемы современного урока

1.5 Педагогические цели

Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. Но у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и учащегося могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее идет педагогический процесс, лучше строятся воспитательные отношения.

Цель - категория философская, приведем одно из определений: цель - это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.

Педагогическая цель - это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.

Виды педагогической цели многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели самих педагогов и учащихся.

Нормативные государственные цели - это наиболее общие цели, определяющие в правительственных документах, в государственных стандартах образования. Параллельно существуют общественные цели - как цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения. Инициативные цели - это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного заведения, профиля специализации и учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей:

- группа А - цели формирования знаний, навыков, умений, т.е. цели формирования сознания и поведения;

- группа В - цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям родителям, искусству и т.п.

- группа С - цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.

Организационные цели становятся педагогом в области его управленческой функции. Например, может быть цель - использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся, расширить функции учащихся в оказании взаимопомощи в ходе занятия.

Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся, например: изменить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебного процесса.

Функции педагога состоят в том, чтобы сформировать у учащихся процедуры целеполагания; изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся - важнейшее условие успеха педагогического процесса.

Разработка цели - процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы:

a) сравнить, обобщить определенную информацию;

b) сделать выбор наиболее значимой информации;

c) на ее основе сформулировать цель, т.е. определить объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия. Объект педагогической цели - конкретный ученик или группа учеников в определенных ролевых позициях. Предмет педагогической цели - это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе;

d) принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.