logo
Дидактические проблемы современного урока

1.4 Структура педагогического процесса

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина Н.В.):

1) Цель обучения (для чего учить);

2) Содержание учебной информации (чему учить);

3) Методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;

4) Преподаватель;

5) Учащийся.

Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.)

В.Я. Свирский представляет педагогическую систему так:

Рис.1. Педагогическая система В.Я. Свирского

Е.Л. Белкин представляет педагогический процесс как педагогическую систему - часть социальной системы. Его педагогическая система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева (все элементы взаимосвязаны):

1. Цели обучения и воспитания;

2. Содержание обучения и воспитания;

3. Технология обучения и воспитания (методы, приемы, формы);

4. Организационные формы;

5. Педагог;

6. Учащийся.

Педагогический процесс - есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

ЦЕЛЬ--ПРИНЦИПЫ--СОДЕРЖАНИЕ--МЕТОДЫ--СРЕДСТВА - ФОРМЫ.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание = это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы - это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педагогический процесс имеет и свою методическую структуру. Для её создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательный инструктаж, достижение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих структур педагогический процесс имеет еще более сложную структуру - психологическую: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2)проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3)подъёмы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамики, работоспособности и утомления. Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры: 1 - познавательные процессы, 2 - мотивация учения, 3 - напряжение.

Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих компонентов:

Постановка цели - информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) - формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся - проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, метод средств, форм) - реализация проекта - контроль за выполнением - корректировка - подведение итогов.