1.4 Структура педагогического процесса
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина Н.В.):
1) Цель обучения (для чего учить);
2) Содержание учебной информации (чему учить);
3) Методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;
4) Преподаватель;
5) Учащийся.
Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.)
В.Я. Свирский представляет педагогическую систему так:
Рис.1. Педагогическая система В.Я. Свирского
Е.Л. Белкин представляет педагогический процесс как педагогическую систему - часть социальной системы. Его педагогическая система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева (все элементы взаимосвязаны):
1. Цели обучения и воспитания;
2. Содержание обучения и воспитания;
3. Технология обучения и воспитания (методы, приемы, формы);
4. Организационные формы;
5. Педагог;
6. Учащийся.
Педагогический процесс - есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:
ЦЕЛЬ--ПРИНЦИПЫ--СОДЕРЖАНИЕ--МЕТОДЫ--СРЕДСТВА - ФОРМЫ.
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание = это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы - это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педагогический процесс имеет и свою методическую структуру. Для её создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательный инструктаж, достижение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих структур педагогический процесс имеет еще более сложную структуру - психологическую: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2)проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3)подъёмы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамики, работоспособности и утомления. Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры: 1 - познавательные процессы, 2 - мотивация учения, 3 - напряжение.
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов:
Постановка цели - информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) - формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся - проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, метод средств, форм) - реализация проекта - контроль за выполнением - корректировка - подведение итогов.
- Введение
- Глава 1. Современные педагогические принципы высшей и средней школы
- 1.2 Современные дидактические принципы высшей и средней школы
- 1.3 Основные дидактические концепции
- 1.4 Структура педагогического процесса
- 1.5 Педагогические цели
- 1.6 Дидактико-методические системы. Основные теоретические направления и принципы обучения
- Глава 2. Построение дидактического материала на примере урока математики в младших классах средней школы
- 2.1 Разработка сценария урока
- 2.2 Проведение урока
- Анализ работы
- Список литературы
- Современный урок по праву
- 10.Урок с дидактической игрой.
- Занятие № 2 Дидактическое обеспечение современного урока и его эффективность
- 17. Урок с дидактической игрой
- Дидактические требования к современному уроку:
- 47. Дидактический анализ современного урока.
- Дидактическая модель урока
- Дидактическая структура современного урока
- Дидактические требования к современному уроку
- 9. Дидактические требования к современному уроку: