logo
методика по инф

9. Дидактические требования к современному уроку:

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

  1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

  2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

  3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

Рекомендации по подготовке к уроку:

    1. Чётко определить и сформулировать для себя его тему;

–   определить место темы в учебном курсе;

–   определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

II.   Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?

III.  Спланировать учебный материал урока.

1.Подобрать литературу по теме.

2. Подобрать учебные задания.

3. Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

–        задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

–        задания, способствующие осмыслению материала учеником;

–        задания, способствующие закреплению материала учеником.

  IV.      Продумать «изюминку» урока.

  V.      Сгруппировать отобранный учебный материал.

  VI.      Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего надо подумать:

–        что контролировать;

–        как контролировать;

–        как использовать результаты контроля.

VII.   Подготовить оборудование для урока.

 VIII.      Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

 IX.      Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Конспект должен содержать три основные части:

–        формальную;

–        содержательную;

–        аналитическую

Требования к технике проведения урока:

Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

10. «Алгоритмизация и программирование» является одним из фундаментальных разделов обучения информатики в школе.

полученных при решении предыдущих задач.

Основной задачей учителя при обучении программирования это выбор языка. На основе опыта учителей можно утверждать, что наиболее подходящим языком является Паскаль. Так как язык Паскаль был создан в как учебный язык.

Поскольку в базовом курсе ставится только лишь цель первоначального знакомства с программированием, то строгого описания языка программирования не требуется. Основной используемый метод – демонстрация языка на примерах простых программ с краткими комментариями. Некоторые понятия достаточно воспринять учениками на «интуитивном» уровне. Наглядность такого языка, как Паскаль, облегчает это восприятие. Кроме того, пониманию помогает аналогия между Паскалем и русскоязычным алгоритмическим языком. Для выполнения учениками несложных самостоятельных заданий достаточно действовать методом «по образцу».

Учитель может задуматься над проблемой: как лучше связать изучение методов построения алгоритмов работы с величинами и языка программирования. Здесь возможны два подхода:

  1. Сначала рассматриваются всевозможные алгоритмы, для описания которых используются блок-схемы и алгоритмического языка, затем – правила языка программирования, способы перевода уже построенных алгоритмов в программу на этом языке;

Алгоритмизация и язык программирования осваиваются параллельно.

Обучение программированию должно проводиться на примерах типовых задач с постепенным усложнением структуры алгоритмов. По признаку алгоритмической структуры их можно классифицировать так:

Циклические алгоритмы: вычисление сумм и произведений числовых последовательностей, циклический ввод данных с последовательной обработкой.

Пример 1. Составить алгоритм, по которому на компьютере будет происходить следующее: в переменную S вводится возраст Саши, в переменную M вводится возраст Маши. В качестве результата на экран выводится фраза «Саша старше Маши», или «Маша старше Саши», или «Саша и Маша ровесники». Написать программу на Паскале по этому алгоритму.

Решение. Алгоритм имеет структуру двух вложенных полных ветвлений. При переходе от алгоритмического языка к Паскалю следует обратить особое внимание на необходимость точного соблюдения правил синтаксиса языка: точки с запятой в конце операторов, параметров ввода и вывода в круглых скобках и пр.

Алг САША-МАША

Вещ S, M

Нач вывод ‘Возраст Саши:’

Ввод S

Вывод ‘Возраст Маши:’

Ввод М

Если S > M

То вывод ‘Саша старше Маши’

Иначе если S = M

То вывод ‘Саша и Маша ровесники’

Иначе вывод ‘Маша старше Саши’

Кв

Кв

End.

Program Sasha&Masha;

Var S, M:real;

Begin write (‘Возраст Саши:’);

Readln(S);

Write(‘Возраст Маши:’);

Readln( M);

If S>M

Then write (‘Саша старше Маши’)

Else if S=M

Then write (‘Саша и Маша ровесники’)

Else write (‘Маша старше Саши’)

End.

Этапы решения задачи на ЭВМ. Работа по решению любой за­дачи с использованием компьютера делится на следующие этапы:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Построение алгоритма.

  4. Составление программы на языке программирования.

  5. Отладка и тестирование программы.

  6. Проведение расчетов и анализ полученных результатов.

Часто эту последовательность называют технологической цепоч­кой решения задачи на ЭВМ. Непосредственно к программирова­нию в этом списке относятся пункты 3, 4, 5.

На этапе постановки задачи должно быть четко сформулирова­но, что дано и что требуется найти. Здесь очень важно определить полный набор исходных данных, необходимых для получения ре­шения.

Второй этап — формализация задачи. Здесь чаще всего задача переводится на язык математических формул, уравнений, от­ношений. Если решение требует математического описания ка­кого-то реального объекта, явления или процесса, то форма­лизация равносильна получению соответствующей математи­ческой модели.

Третий этап — построение алгоритма. Опытные программисты часто сразу пишут программы на языках, не прибегая к каким-либо специальным способам описания алгоритмов (блок-схемам, псевдокодам). Однако в учебных целях полезно использовать эти средства, а затем переводить полученный алгоритм на язык про­граммирования.

11. Современные методы обучения математике: проблемный (перспективный) метод; лабораторный метод; метод программированного обучения; эвристический метод; метод построения математических моделей, аксиоматический метод и др.

Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи основные черты научного поиска (Д.В. Чернилевкий).

Проблемный метод обучения - обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций.

Под проблемной ситуацией понимают осознанное затруднение, порождаемое несоответствием между имеющимися знаниями и теми знаниями, которые необходимы для решения предложенной задачи.

Задача, создающая проблемную ситуацию, называется проблемной задачей , или просто проблемой . Признаками проблемы являются: 1) порождение проблемной ситуации; 2) определенная готовность и определенный интерес решающего к поиску решения; 3) возможность неоднозначного пути решения, обусловливающая наличие различных направлений поиска.

Проблема должна быть доступной пониманию учащихся, а ее формулировка должна вызывать интерес и желание учащихся ее разрешить.

Существует три основных типа учебных проблем:

Проблема математизации, математического описания, перевода на язык математики ситуаций и задач, возникающих вне математики или внутри математики, т.е. проблема построения математических моделей.

Проблема исследования различных классов моделей, результатом решения проблем этого типа является дальнейшее развитие системы теоретических знаний путем включения в нее новых “маленьких теорий”.

Проблема применения новых теоретических знаний в новых ситуациях, перенос математических знаний на изучение новых объектов.

Проблемное обучение имеет следующую структуру:

Актуализация изученного материала.

Создание проблемной ситуации.

Постановка учебной проблемы.

Построение проблемной задачи.

Поиск и решение проблемы (формулирование гипотезы, доказательство гипотезы, анализ подходов, обобщение).

Проверка решения проблемы. Исследование. Анализ результатов поиска.

Проблемное обучение - обучение, при котором учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а организует учащихся на их поиск. Математические понятия, закономерности, теории излагаются в ходе поиска, наблюдения и анализа.

Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учащимися, когда возможна свобода выбора выражения своих мыслей, когда диалог между учителем и учащимися осуществляется в доброжелательной обстановке.

Проблемность является неотъемлемой чертой педагогического процесса, однако, не всякое занятие можно назвать проблемных. Все зависит от того, каков объем методов и организационных форм, свойственных проблемному обучению, используется на занятии.

Проблемное обучение имеет свои преимущества и недостатки.

В качестве преимуществ можно отметить: развитие мыслительной деятельности учащихся; развитие математических способностей; формирование интереса к учению; воспитание активности в обучении; формирование творческого начала.

Существенным недостатком применяемого метода в обучении является необходимость больших временных затрат, а также необходимость специальной методической подготовки учителя.

При проблемном обучении, «прежде чем выучить, требуется понять, все принимает характер открытия: надо искать, находить теоремы самим, осмысливать правила критически». Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетанием аналитического и эвристического путей развития. 

 Проблемное изложение (используется главным образом на лекции, в ходе работы с книгой, экспериментирования и т.д.) заключается в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая при этом путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, а учащиеся мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. Результатом проблемного изложения является усвоение учеником способа и логики решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно. Своеобразие этого метода заключается в том, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые знания, но и следит за логикой доказательства, контролирует убедительность мысли учителя.

12. «Алгоритмизация и программирование» является одним из фундаментальных разделов обучения информатики в школе.

полученных при решении предыдущих задач.

Основной задачей учителя при обучении программирования это выбор языка. На основе опыта учителей можно утверждать, что наиболее подходящим языком является Паскаль. Так как язык Паскаль был создан в как учебный язык.

Поскольку в базовом курсе ставится только лишь цель первоначального знакомства с программированием, то строгого описания языка программирования не требуется. Основной используемый метод – демонстрация языка на примерах простых программ с краткими комментариями. Некоторые понятия достаточно воспринять учениками на «интуитивном» уровне. Наглядность такого языка, как Паскаль, облегчает это восприятие. Кроме того, пониманию помогает аналогия между Паскалем и русскоязычным алгоритмическим языком. Для выполнения учениками несложных самостоятельных заданий достаточно действовать методом «по образцу».

Учитель может задуматься над проблемой: как лучше связать изучение методов построения алгоритмов работы с величинами и языка программирования. Здесь возможны два подхода:

  1. Сначала рассматриваются всевозможные алгоритмы, для описания которых используются блок-схемы и алгоритмического языка, затем – правила языка программирования, способы перевода уже построенных алгоритмов в программу на этом языке;

Алгоритмизация и язык программирования осваиваются параллельно.

Обучение программированию должно проводиться на примерах типовых задач с постепенным усложнением структуры алгоритмов. По признаку алгоритмической структуры их можно классифицировать так:

Циклические алгоритмы: вычисление сумм и произведений числовых последовательностей, циклический ввод данных с последовательной обработкой.

Пример 1. Составить алгоритм, по которому на компьютере будет происходить следующее: в переменную S вводится возраст Саши, в переменную M вводится возраст Маши. В качестве результата на экран выводится фраза «Саша старше Маши», или «Маша старше Саши», или «Саша и Маша ровесники». Написать программу на Паскале по этому алгоритму.

Решение. Алгоритм имеет структуру двух вложенных полных ветвлений. При переходе от алгоритмического языка к Паскалю следует обратить особое внимание на необходимость точного соблюдения правил синтаксиса языка: точки с запятой в конце операторов, параметров ввода и вывода в круглых скобках и пр.

Алг САША-МАША

Вещ S, M

Нач вывод ‘Возраст Саши:’

Ввод S

Вывод ‘Возраст Маши:’

Ввод М

Если S > M

То вывод ‘Саша старше Маши’

Иначе если S = M

То вывод ‘Саша и Маша ровесники’

Иначе вывод ‘Маша старше Саши’

Кв

Кв

End.

Program Sasha&Masha;

Var S, M:real;

Begin write (‘Возраст Саши:’);

Readln(S);

Write(‘Возраст Маши:’);

Readln( M);

If S>M

Then write (‘Саша старше Маши’)

Else if S=M

Then write (‘Саша и Маша ровесники’)

Else write (‘Маша старше Саши’)

End.

Этапы решения задачи на ЭВМ. Работа по решению любой за­дачи с использованием компьютера делится на следующие этапы:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Построение алгоритма.

  4. Составление программы на языке программирования.

  5. Отладка и тестирование программы.

  6. Проведение расчетов и анализ полученных результатов.

Часто эту последовательность называют технологической цепоч­кой решения задачи на ЭВМ. Непосредственно к программирова­нию в этом списке относятся пункты 3, 4, 5.

На этапе постановки задачи должно быть четко сформулирова­но, что дано и что требуется найти. Здесь очень важно определить полный набор исходных данных, необходимых для получения ре­шения.

Второй этап — формализация задачи. Здесь чаще всего задача переводится на язык математических формул, уравнений, от­ношений. Если решение требует математического описания ка­кого-то реального объекта, явления или процесса, то форма­лизация равносильна получению соответствующей математи­ческой модели.

Третий этап — построение алгоритма. Опытные программисты часто сразу пишут программы на языках, не прибегая к каким-либо специальным способам описания алгоритмов (блок-схемам, псевдокодам). Однако в учебных целях полезно использовать эти средства, а затем переводить полученный алгоритм на язык про­граммирования.

13. При  обучении  информатике  применяются,  в  основном,  такие  же  методы  обучения,  как  и  для  других  школьных  предметов,  имея,  однако,  свою  специфику.  Напомним,  вкратце, основные понятия о методах обучения и их  классификацию. Метод  обучения –  это  способ  организации  совместной  деятельности  учителя  и учащихся  по  достижению  це‐

лей обучения.  

Методический  приём (синонимы:  педагогический  приём, дидактический приём) –  это  составная  часть  метода  обучения,  его  элемент,  отдельный  шаг  в  реализации  метода  обучения.  Каждый  метод  обучения  реализуется  через  сочетание  определенных  дидактических  приёмов.

Многообразие  методических  приёмов  не  позволяет  их  классифицировать,  однако  можно  выделить  приёмы,  которые  достаточно  часто  используются  в  работе  учителя  информатики. Например:  

• показ (наглядного  объекта  в  натуре,  на  плакате  или  экране  компьютера,  практического  действия,  умственного действия и т.п.);  

• постановка вопроса;  

• выдача задания;  

• инструктаж.

Методы  обучения  реализуются  в  различных  формах и с помощью различных средств обучения.  Каждый  из  методов успешно решает лишь какие‐то одни определенные задачи  обучения,  а  другие –  менее  успешно.  Универсальных  методов  не  существует,  поэтому  на  уроке  должны 

применяться разнообразные методы и их сочетание.  В  структуре  метода  обучения  выделяют  целевую  составляющую,  деятельную  составляющую  и  средства  обучения.  Методы  обучения  выполняют  важные  функции  процесса  обучения:  мотивационную,  организующую,  обучающую,  развивающую  и  воспитывающую.  Эти  функции  взаимосвязаны и взаимно проникают друг в друга.  Выбор  метода  обучения  определяется  следующими  факторами:  

• дидактическими целями;  

• содержанием обучения;  

• уровнем  развития  учащихся  и  сформированности  учебных навыков;

• опытом и уровнем подготовки учителя.  

По  характеру  познавательной  деятельности  методы  обучения делятся на: объяснительно‐иллюстративные;  репродуктивные;  проблемный;  эвристический;  исследовательский.

По  дидактическим  целям  методы  обучения  делятся на  методы:  приобретения  новых  знаний;  формирования  умений,  навыков  и  применения  знаний  на  практике;  контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Классификацию  методов  обучения  проводят  по  различным  основаниям:  по  характеру  познавательной  деятельности;  по  дидактическим  целям;  кибернетический  подход по Ю.К. Бабанскому.   Объяснительно‐иллюстративные  или информационно‐рецептивные  методы  обучения,  состоят  в  передаче  учебной информации  в «готовом» виде и восприятии (рецепции) её учениками.  Учитель  не  только  передает  информацию, но и организует её восприятие.  

Репродуктивные методы  отличаются  от  объяснительно‐иллюстративных наличием объяснения знаний,  запоминания  их  учениками  и  последующим  воспроизведением (репродукцией)  их.  Прочность  усвоения  достигается 

многократным  повторением.  Эти  методы  важны  при выработке навыков владения клавиатурой и мышью,  а  также  при обучении программированию.

При  эвристическом  методе  организуется  поиск  новых знаний. Часть знаний сообщает учитель, а часть ученики  добывают  сами  в  процессе  решения  познавательных задач. Это метод ещё называют частично‐поисковым.  

Исследовательский  метод  обучения  состоит  в  том, что  учитель  формулирует  задачу,  иногда  в  общем  виде,  а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания  в  ходе  её  решения.  При  этом  они  овладевают  методами научного  познания  и  опытом  исследовательской  деятельности.

Рассказ-это последовательное изложение учебного материала описательного характера. Обычно учитель рассказывает историю создания ЭВМ и персональных компьютеров, и т.п.

Объяснение –  это  изложение  материала  с  использованием доказательств,  анализа,  пояснения,  повтора.  Этот  метод  применяют  при  изучении  сложного  теоретического 

материала,  используя  средства  наглядности.  Например, учитель объясняет устройство компьютера, работу процессора, организацию памяти.

14. Внеклассная  работа  -  это  организация  педагогом  различных  видов  деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная  работа  –  различные  воспитательно-образовательные  мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время. Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно, оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия.

Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

Основные цели проведения внеклассной работы по информатике:

·        Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе по информатике.

·        Определить степень совпадения интересов педагога и учеников.

·        Определить место внеклассной работы по информатике средних и старших классов в школьной жизни.

·        Определить направленность этой  внеклассной работы.

При этом в методической литературе основными задачами внеклассной работы по информатике отмечаются следующие:

  1. привитие интереса к предмету;

  2. развитие и усовершенствование навыков по предмету;

  3. развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности

учащихся;

  1. подготовка учащихся к практической деятельности;

  2. организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и

нравственным воспитанием.

Как и в обучении, любому школьному предмету, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика внеклассной работы очень разнообразна. Во внеклассной работе больше, чем в любой другой, проявляется влияние личности учителя, его кругозора, интересов, теоретического и нравственного багажа. Содержание внеклассной работы подчиняется строго определенным требованиям: научности (устанавливает определенное соотношение содержания школьного предмета с содержанием науки); доступности (содержание должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, не уходить далеко от школьной программы, стимулировать стремление к познанию, к работе с дополнительной литературой, к исследовательской деятельности); актуальности и практической значимости (связь с жизнью); занимательности (учащемуся должно быть интересно во время проведения внеклассной работы).

Таким образом, внеклассная работа является одним из эффективных средств развития познавательного интереса младшего школьника, потому что в процессе внеклассного занятия используются различные виды деятельности, способные вызвать заинтересованность младшего школьника. Внеклассная работа по информатике является одной из форм деятельности школьников, в задачи которой входит развитие познавательного интереса. Проблемой развития познавательного интереса занимались многие психологи и педагоги.

15. Процесс обучения инф-ке реализует концепцию непрер-го курса изучения инф-ки. Курс вкл в себя 3 этапа:

- пропедевтический

-базовый

- профильный

Основные цели пропедевтического курса инф-ки:

-форм-е начал комп-ой грамотности(представление об инфо, основных св-вах инфо, способов работы с ним)

-развитие логич и алгоритмического мышления

-форм-е элементарных комп-ых навыков(знакомство с комп)

Содержание комп-ой грамотности не должно ограничиваться рамками предмета инф-ки, должны привлекаться все шк-ые предметы.

Мл.шк-ий возраст наиболее благоприятен для развития процессов рефлексии, составление внутр.плана действий,к-ые яв-ся основой для форм-ия алгоритмич.стиля мышления.

Практическое применение комп должно исп-ся на всех уроках и во внеурочной Д-ти.

Обучение инф-ке в зависимости от возм-ей школ и сил преподавателя реализуется в 3-х вариантах:

-бесконечное изучение инф-ки в рамках одного урока в интеграции с др.шк-ми предметами

-орг-ция комп-ой поддержки предмета без деления на группы

- с делением на группы

Применяемые в мл.школе методы и формы обучения должны учитывать умств, физиолог, и псих.особенности уч-ся.

Исп-ся след.методы и формы обучения, позволяющие эфф-но построить учебный процесс с учетом особенностей:

-диалог

-работа в группах

- игровые методики

-инфор-ые минутки

-эврестический подход.