1.1 Содержание понятия результатов воспитания в школе
В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
ФГОС задает рамки нового содержания образования, которое ставит во главу угла личность ребенка. Личностными результатами стандарт считает социально и нравственно обусловленные внешние, то есть, поведенческие и внутренние качества человека: ценности, убеждения, принципы.
В системе образовательных результатов особое место занимает развитие ценностно-смысловой сферы, что выражается в освоении личностных универсальных учебных действий, формировании новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также приобретения опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций. К примеру, в ряду личностных универсальных учебных действий, на развитие которых школа призвана обращать приоритетное внимание, на первом месте называется формирование основ гражданской идентичности личности, а на втором - формирование «социальных компетенций, включая ценностно - смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание» [ФГОС ООО, п.1.2.2] [1]. Ценностно - смысловые компетенции безусловно связанны с ценностными ориентирами ученика, его видением и пониманием всего окружающего, умением ориентироваться в этом мире, понимать своё предназначение, уметь выбирать цели для своих поступков, уметь принимать решения и нести за них ответственность, что ведёт к самоопределению личности. Под ценностью понимается значимость для человека объектов и субъектов окружающего мира, определяющая его интересы и потребности, а под ценностной ориентацией мы понимаем избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему его установок, убеждений, предпочтений, в том числе выраженную в поведении [8].
Отличительной особенностью ФГОС второго поколения является то, что они рассматриваются как общественный договор всех субъектов, заинтересованных в развитии ребенка как будущего гражданина страны.
Стандарты недвусмысленно свидетельствуют, что с выдвижением духовно-нравственного развития школьника процессы духовного созревания личности попадают в поле педагогической ответственности. В новых образовательных стандартах по-новому ставится проблема оценивания эффективности образовательного процесса и достижений школьника. По сути, это общественно-государственный запрос на разработку стандартизованных количественных методов мониторинга нравственного развития школьника.
Определяя содержание и роль результатов воспитания, необходимо подчеркнуть, что в центре воспитательного процесса находится личность обучающегося как развивающаяся система отношений с миром, самим собой и с другими.
Результаты воспитания могут быть достигнуты в различных областях, в том числе, и в эмоционально-ценностной,в познавательной, в уровне развития способностей, в коммуникативных и творческих умениях.
Критерием эффективности и качества педагогического процесса является воспитанность школьников - наличие у них высоких моральных качеств.
Результатами воспитания можно считать: воспитание школьника, проявляющееся через его ценностные отношения; ответное действие воспитанника на воспитательное действие
Воспитание - это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий
Воспитательная деятельность - особый вид педагогической деятельности, осуществляемый педагогом в системе педагогических отношений и направленный на:
-совершенствование людей и отношений между ними; - создание благоприятных условий для развития личности;
-микроклимат общностей, в которые входит воспитанник.
Под воспитанностью понимать уровень сформированности или развития личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.
Воспитание мы рассматриваем через воспитательную деятельность, воспитательный процесс и результаты воспитания, систему воспитания, которая не имманентна процессу образования. Система воспитания прописана в ООП, которая является одним из инструментов управления ОУ. Школа, сегодня, ответственна за решение задач социализации детей через формирование и развитие их социальной компетентности и социальных компетенций. Развитие социальных компетенций включено в перечень требований к личностным результатам обучающихся, установленных ФГОС начального общего образования [1]. Говоря о компетенции, мы говорим о возможности или способности ученика найти связь между полученным знанием и возникшей ситуацией, и на этой основе действовать для решения определённой проблемы в данной ситуации. Под социальной компетенцией понимаем навыки и обязанности, способствующие выполнению социальных норм - правил жизни в обществе [9;42]. На данный момент в педагогической науке еще нет однозначного определения понятия «социальные компетенции». Все ключевые компетентности и компетенции социальны в широком смысле этого слова, поскольку формируются, развиваются и реализуются в социуме. Так, социальные компетенции могут быть рассмотрены в широком смысле, то есть как степень социализации человека (И. А. Зимняя). Понятие «социальные компетенции» чаще всего рассматривается как компонент понятия «социальная компетентность». И это не только сведения о мире, стране, регионе, школе, семье, но и особенности взаимодействия людей, традиции, нормы и правила поведения. и взаимодействия в каждом из этих окружений. Культура взаимодействия является составной частью социальной компетенции личности. Социальная компетентность представляет собой интегрированный комплекс социальных компетенций, базирующийся на системе личностных психологических особенностей, нравственных ценностей и установок личности, в совокупности позволяющий индивиду успешно взаимодействовать с обществом и продуктивно выполнять различные социальные роли [3]. Педагоги считают важнейшим путем развития ребенка формирование у него социальной компетенции, т.е. знаний о способах поведения и взаимодействия в различных типах его окружения. Для формирования социальной компетенции, считаем важным, выделить такое средство как технологию воспитания, включающую деятельностные формы обучения и воспитания такие как: социальная практика, игровые ситуации, развитие школьного самоуправления и социальное проектирование. Именно данные виды деятельности предполагают включение обучающихся в социально - практические виды деятельности с оказанием помощи со стороны педагога.
Ценностные ориентации формируются и развиваются на основе индивидуального и социального жизненного опыта, на основе познания идеалов и ценностей. В литературе существует более четырехсотопределений понятия «ценность», с учетом различных подходов и сторон данной проблематики, котрой занимались такие исследователи как Б.Г. Ананьев [3], С.С. Бубнова [4], Г.П. Выжлецов, Н.А. Журавлева [9], А.Г. Здравомыслов [10], Д.А. Леонтьев [17], В.Л. Ядов [32], и многие другие. Уточняя понятие «ценность», трактуемое как значимые, удовлетворяющие потребности личности предметы и явления действительности, определим ценности как цели, к которым устремляется человек, его идеалы в жизни.
С понятием ценность тесно связано понятие «ценностная ориентация», которое впервые стало употребляться в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом [23]. Ценностная ориентация - это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей, в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей деятельности и средств их достижения.
Ценностные ориентации являются важнейшим элементом сознания личности, в них преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и убеждения.
Система ценностных ориентаций человека не может быть чем-то застывшим и неизменным, она подвижна и меняется во времени соответственно, с динамически меняющейся действительностью.
По мнению многих ученых система ценностных ориентаций личности определяет ее мировоззрение.
Проблема формирования ценностных ориентаций, изучения индивидуальностиличности, может быть решена с позиций системного подхода, наиболее прогрессивного в современной науке. Такой подход отвечает нашему пониманию ценностных ориентаций и позволяет их рассматривать их как многоуровневое, иерархически выстроенное образование, определяемое как факторами социализации, так и системой свойств индивидуальности. Такой подход предлагает концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [16]. В рамках данной концепции и распространения в науке системного подхода, можно говорить о системообразующей функции ценностных ориентаций. Исходя из данной функции возможно предположить, то становление личности как целого, ее гармоничное развитие происходит под воздействием не отдельных ценностей, а целого комплекса различных ориентаций, которые способствуют развитию индивидуальности личностей.
Типы ценностных ориентаций являются особенностью выражения активности личности в социуме - социальной активности.
Согласно теории Б. Скиннера, поведение или поступок полностью сводятся к условиям, в которых находится в данное время человек. Они не могут быть плохими или хорошими, добрыми или злыми, все зависит от ситуации, в таком случае можно говорить о множестве.
Американский исследователь Милтон Рокич в своих исследованиях изучал проблематику ценностных ориентаций. По его мнению, система личностных ценностей представляет собой иерархию убеждений. При этом ценность выступает как стойкое убеждение, что цель действия, тот или иной способ поведения более предпочтельны с социальной точки зрения, чем другое действие, способ или цель.
Основная заслуга М. Рокича становится не только попытка выявить общие для всего человечества ценности, но и определить их личностную выраженность и значимость для каждой отельной личности[17], [25].
К. Роджерс, считает ядром личности самость и видит её как постоянно меняющуюся структуру личности, своеобразным хранилищем ценностных ориентаций. Таким образом [27].
Выдающимся исследователем проблемы ценностей был Абрахам Маслоу, теоретически обосновавшим ключевой мотив деятельности человека - стремление к самоактуализации и заключившим, что низшие и высшие ценности и потребности личности взаимосвязаны[24].
В отечественных исследованиях, которые во многом сходны с выводами западных ученых, поднимается проблематика ценностей, отражающаяразличные аспекты человеческой личности.
В.Н. Мясищев утверждает, что складывающиеся в процессе жизни человека, ценности и смыслы, обусловлены общественно-историческойдействительностью и определены его трудовой деятельностью [21].
Понятие «социальная ситуация развития» вводит Л.С. Выготский, в созданной им культурно-исторической теории, и считает, что ценностные ориентации, смыслы и значения как культурные ценности общества индивид присваивает, в процессе взаимодействия с другими людьми. [7].
С.Л. Рубинштейн и многие другие отечественные психологи связывают личность, прежде всего, с нравственными ценностями. Развитие и становление личности происходит благодаря ценностно-ориентированной деятельности, отражающей внутренние переживания личности и отношения к окружающей действительности.
Таким образом, можем утверждать, чтоценностные ориентации личности, её направленность, основные ценности наиболее полно раскрываются в ее деятельности, в ее отношениях с другими людьми и окружающим миром [26].
Воспитательный процесс - целостная динамическая система, системообразующим фактором которой являетсяЦЕЛЬ развития личности воспитуемого,во взаимодействии педагога и ученика.
Воспитательная система, как часть образовательной системы ОУ, представляет собой системо - целеобразующее звено, выдвигая и корректируя образовательные задачи, исходя из анализа эффективности воздействия на личность учащегося.
Воспитание в процессе обучения в школе является существенным этапом социализации личности. [1, с. 15].
Таким образом, можем сделать вывод, что при взаимодействии общества и личности происходит взаимный переход личных и социальных ценностей, и в ходе индивидуального развития имеет место интериоризация ценностей социальных групп и их трансформация в источники индивидуальных ценностей.
Целью воспитательной деятельности в школе - создание условий формирования и развития личности обучающихся, их социализации.
Задача воспитания заключается в том, чтобы помочь подростку сознательно выбрать способ поведения в соответствии с ценностями - нормами, позитивно воспринимаемыми обществом. Базовыми ценностями являются моральные, нравственные ценности: честность, справедливость, сострадание и другие.
В центре воспитательного процесса находится личность обучающегося, рассматриваемая как развивающаяся система отношений с миром, самим собой и с другими.
Мы как результат воспитания рассматриваем воспитанность и выясняем уровень нравственной активности как защиты морали и уровень социальной активности, лидерские способности и сплочённость учебного коллектива, уровень социализации школьника.
Воспитанность включает запас нравственных представлений, убеждений и, что важно, которые проявляются в реальном нравственном поведении.
Задача школы создавать условия для воспитания, так называемую, мотивационно - развивающую среду для формирования личности ребенка, ставя его в ситуацию выбора, тренируя его способность самостоятельного нравственного выбора, тем самым оказывая влияние на результаты воспитания.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1.НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ШКОЛЕ
- 1.1 Содержание понятия результатов воспитания в школе
- 1.2 Методы диагностики результатов воспитания в школе
- 1.3 Технологии воспитания как технологии влияния в школе
- 1.4 Управление воспитательной деятельностью в школе