ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и значимость проблемы.
В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В новых образовательных стандартах по-новому ставится проблема оценивания эффективности образовательного процесса и достижений школьника. Наиболее приоритетными направлениями реформирования системы образования являются:
развитие оценочной деятельности, охватывающей все большие стороны педагогического процесса;
разработка технологий и средств оценки качества образования;
моделирование систем оценки и управления качеством воспитательной деятельности.
Новый стандарт образования, кроме требований к предметным знаниям и умениям, содержит требования к личностным результатам освоения учащимися основной образовательной программы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО в контексте ФГОС выступает:
как самостоятельный и самоценный элемент содержания, обеспечивающий взаимосвязь между требованиями стандарта и образовательным процессом;
как средство обеспечения качества образования;
как регулятор образовательного процесса;
как фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования.
В современном школьном образовании особую значимость приобрела проблема оценки результатов личностного развития обучающихся
Среди исследователей нет единого подхода к определению уровней и критериев оценки воспитанности учащихся. В зависимости от состава и полноты формируемых качеств личности, ее направленности и нравственной позиции, выделяют: развитие нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов личности, мировоззрения (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Шиянов); направленность личности (Л.И. Божович, З.И.Васильева, А.В. Зосимовский); отношение к обществу, труду, отдельным людям (В.А.Яковлев, А.С.Белкин); активную жизненную позицию (Т.Н. Мальковская, Н.Ф.Родионова).
Проблема оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, П.П.Блонский, Дж.Брунер, Л.И.Божович, Л.С.Выгодский, Э.А.Голубева, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.Р.Лурия, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина).
Система оценки результатов воспитания в современных условиях - необходимый и значимый управленческий механизм развития образования в школах. Существующий в реальной педагогической практике механизм оценки процесса воспитания характеризуется следующими недостатками:
отсутствием единых подходов пониманию «качества воспитания» и механизмов его отслеживания в реальной практике;
отсутствие согласованных индикаторов качества образования;
отсутствием контрольно-измерительных материалов, фиксирующих новое качество воспитания;
недостаточное использование научно обоснованных методик и статистически обработанных данных мониторинговых исследований в управленческой деятельности администрации школ.
Перечисленные недостатки практики воспитания приводят к проблеме исследования: отсутствие системы оценки результатов воспитания в школе, отвечающей современным требованиям, не позволяет принимать адекватные управленческие решения.
Ожидаемый результат исследования: система оценки, позволяющая отслеживать результаты воспитания и воспитательной деятельности для повышения качества воспитательного процесса.
Проблема определила тему исследования: система оценки результатов воспитания как ресурс управления школой.
ЦЕЛЬ: создание системы оценки результатов воспитания для управления воспитательной деятельностью школы.
ОБЪЕКТ: воспитательная деятельность в школе.
ПРЕДМЕТ: система оценки результатов воспитания для управления школой.
ЗАДАЧИ:
Определить содержание понятия результаты воспитания в школе
Определить диагностические методики для оценки результатов воспитания
Апробировать диагностические методики для оценки результатов воспитания
Определить логику построения системы оценки результатов воспитания в школе
Определить взаимосвязь между результатами и инструментами для воздействия на проблемные зоны воспитания.
Разработать рекомендации по использованию системы оценки результатов воспитания в школе при принятии управленческих решений.
ГИПОТЕЗА:
Действенно управлять воспитательной деятельностью ОУ, влиять на результаты воспитания возможно в том случае, если:
в ОУ работает система оценки результатов воспитания, которая включает методики оценивания результатов воспитания;
определен перечень инструментов для воздействия на выявленные при оценке проблемные зоны в результатах воспитания;
определена связь между результатами и инструментами для воздействия на проблемные зоны воспитания.
Методы исследования представлены тремя группами:
Методики оценивания результатов воспитания:
СПС сортировка предложенных суждений (Козырев Ф.Н.)
Социометрия (Дж.Морено);
Методы сравнительного анализа результатов и методов научных исследований по теме диссертации
Методы оценки самой системы:
Анкетирование (учащихся, учителей, родителей)
Опрос
Значимость исследования состоит в:
Определении комплекса диагностических методик оценки результатов воспитания и личностного развития школьника.
разработке системы оценки результатов воспитания как источника информации для управления образовательным процессом школы.
На защиту выносятся следующие положения:
система оценки результатов воспитания, включающая методики оценивания результатов;
перечень инструментов для воздействия на результаты воспитания;
взаимосвязь между результатами и инструментами для воздействия на проблемные зоны воспитания.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1.НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ШКОЛЕ
- 1.1 Содержание понятия результатов воспитания в школе
- 1.2 Методы диагностики результатов воспитания в школе
- 1.3 Технологии воспитания как технологии влияния в школе
- 1.4 Управление воспитательной деятельностью в школе