logo
Экологическая компетентность

2.1 Характеристика баз исследований

Диагностику уровня сформированности компетенций целесообразно проводить с помощью диагностических средств: анкет, опросников, диагностических тестов. Каждый из индикаторов диагностического теста (или их совокупность) позволяет оценить какое-либо личностное качество. Поскольку выдвинутые нами ранее гипотезы предполагают сравнительный характер исследования, то, естественно, что мы в работе ограничились не одной базой исследования.

К девятиклассникам были применены следующие анкеты: опросник «Экологическая компетентность» и тест-опросник Е.В. Асафовой «Экологическая культура».

Анкетирование проводилось в ноябре месяце. В исследовании принимали участие девятиклассники средних школ г. Вологды и Архангельска, также в исследовании принимали участие школы Архангельской области. А именно: в Вельском районе это МБОУ «Судромская школа № 13» и МОУ «Благовещенская средняя общеобразовательная школа» (обучение биологии по обычной программе). Из Судромской школы приняло участие 8 испытуемых, а из Благовещенской средней общеобразовательной школы - 9 человек. Эти школы являются малокомплектными, но они интересны нам тем, что помогут подтвердить гипотезу относительно того, что в сельской местности уровень экологической компетентности ниже, нежели в городе. Сравнительный анализ поможет нам убедиться в правильности выдвигаемых нами гипотез.

В г. Вологде исследование проходило на базе 2-х школ. Это: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 имени А. Ф. Клубова» (в биологию включены вопросы с экологическим содержанием согласно программе кадетского компонента (смотри приложение 1)). МОУ Средняя общеобразовательная школа № 18. (для учащихся есть обязательное изучение предмета регионального компонента «Экология Вологодской области». На базе школы № 15 в исследовании принимало участие 2 класса: 9 «А» и 9 «К» (кадетский). Из 9 «А» класса приняло участие 20 человек. Из 9 «К» класса приняло участие 23 старшеклассника. На базе МОУ Средней общеобразовательной школы № 18 в исследовании приняло участие 2 класса: 9 «А» и 9 «Б». Всего 43 человека.

В г. Архангельске испытание также проходило на базе двух учебных заведений. А именно: МБОУ «Средняя школа № 93 и МБОУ «Гимназии № 25». В 93 школе г. Архангельска исследование проходило в 9 «А» классе, он также является кадетским. Там принимало участие 23 человека. На базе МБОУ «Гимназии № 25» (количество часов по биологии в 2 раза больше, чем в обычной общеобразовательной школе) анкетирование проходили 22 человека. Таким образом, в Архангельске принимало участие человек всего 45 человек. Таким образом, всего в анкетировании участвовало 148 человек.

Описание перечисленных методик и опросников дается в приложениях. Там также приведены сводные таблицы ответов испытуемых по каждой анкете.

2.2 Анализ анкетирования школьников в вопросах экологической компетентности

К старшеклассникам были применены следующие анкеты.

Анкетирование девятиклассников с помощью опросника «Экологическая компетентность личности».

Всего было опрошено 148 человек. Респондентам предложено ответить на девять вопросов анкеты, которые объединить в пять групп:

1. Вопросы, нацеленные на определение уровня озабоченности экологическими проблемами, экологической информированности (эколого-натуралистической эрудиции) респондентов, особенностей получения такого рода информации.

2. Самооценка респондентами уровня собственной экологической компетентности.

3. Оценка респондентами уровня экологической компетентности коллег-студентов.

4. Задание по выделению важнейших компонентов экологической компетентности, а также особенностей ее проявления в профессиональной деятельности.

5. Вопросы-задания, связанные с выбором эффективных форм продуктивного развития экологической компетентности будущего специалиста-эколога.

Ниже представлены результаты проведенного анкетирования. На вопрос интересуетесь ли Вы событиями, происходящими в сфере экологии, получились следующие результаты и их наглядно видно с помощью диаграммы. Таким образом, в Вологде испытуемых было всего - 86, в Архангельске - 45, в Судромской школе - 8, а в Благовещенской - 9 человек, то наглядно можно проследить, кто из респондентов активно интересуется вопросами экологии и в каком районе.

Рисунок 1 - Уровень интереса респондентов к вопросам экологии

Данная диаграмма показывает, насколько активно респонденты проявляют интерес к вопросам экологии в Вологде, Архангельске и 2-х школах Архангельской области. Можно сделать вывод, что в Архангельске старшеклассники больше проявляют активный интерес по сравнению с Вологдой, Судромской школой и Благовещенской. Это может зависеть от ряда факторов. Например, от того, что обследование респондентов в Архангельске шло в гимназии и в кадетском классе. Возможно, повышенная активность к вопросам экологии у респондентов появляется и тогда, когда идет активная подготовка к ЕГЭ, например. Например, в гимназии в г. Архангельске есть элективный курс по экологии. Хотя он и нацелен на желающих, мы не исключаем такой вероятности что это могло повлиять на результаты исследования. То есть, возможно педагоги активно готовясь к программе на курс, часть материала выдают девятиклассникам на занятии. Если сравнивать, например, Судромскую и Благовещенскую школу с городами, то интерес к вопросам экологии там несколько ниже, что подтверждает нашу гипотезу, заявленную в нашем дипломе.

Таким образом, анализ данных показывает, что школьники проявляют интерес к вопросам экологии, как правило, только в рамках подготовки к ЕГЭ по биологии. Примечательно, что ответ «не интересуюсь» дают редко. Это означает, что уровень экологической образованности населения все-таки имеет определенный уровень.

Рисунок 2 - Какие экологические проблемы вызывают у Вас наибольшую обеспокоенность?

Наибольшее беспокойство среди проблем Вологодской области, как и Архангельской, у большинства респондентов вызывают следующие: вырубка лесов, вырубка лесов и водных объектов. Эти проблемы действительно актуальны. Проблемы регионов наглядно отражены в Рис 2. Важно отметить, что девятиклассники активно откликнулись на заполнение этой анкеты, что может говорить о том, что на занятиях биологии действительно проговаривается актуальность этих проблем и возможные пути выхода из экологического кризиса.

Определение уровня экологической культуры.

Следующим показателем, характеризующим уровень экологической компетентности, выступает экологическая культура, уровень которой определялся с помощью теста Е. В. Асафовой (Приложение № 3)

Экологическая культура в современной обществе уже выступает в качестве современной формы проявления общей культуры человека. Особенно это проявляется в сфере взаимоотношений общества и природы. Экологическая культура служит специфическим показателем активной жизненной позиции человека, надежной гарантией практического применения результатов антропогенной деятельности не в ущерб современному обществу и будущим поколениям.

В настоящее время экологическая культура выступает как важнейший показатель уровня сформированности экологической компетентности. Уровень экологической культуры школьников отражен на рисунке 3.

Рисунок 3 - Уровень экологической культуры школьников

Важнейшим институтом формирования экологической культуры является система образования, закладывающая базовые принципы и знания, которыми каждый из нас руководствуется во взаимоотношениях с природой.

Таким образом, данная диаграмма показывает нам следующее. Поскольку в Вологде было наибольшее количество респондентов, поэтому и уровень экологической культуры оказался выше, нежели, например, в Архангельске. Количество респондентов с высоким и средним уровнем примерно одинаково как в Архангельске, так и в Вологде. Это может говорить о том, в обоих городах в исследовании принимали участие кадетские классы, где уровень подготовки детей достаточно высокий. Как было сказано раннее анкетирование проводилось в ноябре. Как правило в ноябре, у девятиклассников еще достаточно сил для подготовки в итоговым тестам по разным предметам. Поскольку это не конец года. Примерно одинаковые показатели экологической культуры имеют Судромская и Благовещенская средние школы. В сравнении с Вологдой и Архангельском в Судромской и Благовещенской школе чуть меньше респондентов с высоким уровнем экологической культуры, что и подтверждает нашу гипотезу.

2.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по развитию уровня экологической компетентности школьников

Происходящие изменения в окружающем нас мире, способствуют развитию нового мышления, новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих экологических проблем. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия.

Подобные задачи требуют пересмотра всей человеческой деятельности в отношениях с природой, а также конкретных знаний в области основ экологии. Сегодня нужны грамотные, компетентные профессионалы в своем деле, с прочной базовой экологической подготовкой.

Наши знания о природе, об окружающем мире за последние годы невероятно расширились, а наши возможности остались пока весьма ограниченными. Мы пока еще лишены способности предвидеть развитие природных и общественных явлений на более или менее отдаленные времена.

Поэтому цель экологического воспитания и образования в школе заключается не только в том, чтобы школьники овладели определенным набором знаний об окружающем мире, но и в том, чтобы эти знания способствовали их пониманию родства с природой, формированию нравственных качеств, использованию экологических принципов во всех областях человеческой деятельности. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения экологической деятельности. Этим должно быть обусловлено введение в образовательный процесс школ методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Одним их эффективных средств формирования новой картины мира в сознании учащихся является исследовательская деятельность, которая помогает расширить знания в области экологии и других предметов, в области охраны окружающей среды, способствует общению со специалистами, учеными различных учебных заведений.

В настоящее время экология стала интегральной наукой, связанной почти со всеми естественными и техническими дисциплинами. Однако не хватает еще в школе практических занятий по овладению практическими навыками по экологии и охране окружающей среды, которые углубляли бы познания предмета.

Человечество сейчас находится перед жесткой необходимостью изменить свое отношение к природе и принципы природопользования, действовать в соответствии с фундаментальными законами живой природы.

Сегодня современные экологические проблемы подразделяются на две группы.

Первая связана с устранением последствий человеческой деятельности и восстановлением природных экосистем. Решению этих проблем способствуют разрабатываемые профилактические, защитные и восстановительные меры. Вторая группа экологических проблем направлена на разработку новых хозяйственных технологий, в корне меняющих наши отношения с природой. Это и новые системы промышленных технологий, которые должны быть безотходными и ресурсосберегающими. Это и сельскохозяйственные технологии - более совершенная обработка почв, использование удобрений и т.д.

Как показывают труды Н.И. Вавилова и других ученых агрономической науки и растениеводства, главный путь развития - это использование растений, имеющих большой коэффициент полезного использования солнечной энергии.

Проведение исследований способствует закреплению умений работы с естественными и искусственными экологическими системами, физическими приборами, химическими реактивами, а также освоению различных методов экологических исследований, которые составляют систему наблюдений и контроля за мониторингом окружающей среды.

Учащиеся приобретают умения анализировать полученные результаты, вырабатывать рекомендации и предложения по устранению воздействий и прогнозировать изменения окружающей среды.

Каковы же основные направления в работе по формированию экологической компетентности должны использоваться более активно?

- изучение, обобщение и распространение лучшего опыта по экологическому образованию и воспитанию школьников;

- подготовка методических рекомендаций и предложений;

- методическая работа;

- изменения на уровне содержания образования;

- изменения на уровне содержания воспитательной работы;

- освещение экологических проблем через печатные издания, СМИ;

- организация и проведение массовых мероприятий;

- выступления с опытом работы на различных конференциях, встречах;

- привлечение к этой работе специалистов из разных областей, родителей;

- сотрудничество с образовательными общеобразовательными, культурными и социальными учреждениями района, края, России;

- развитие материально-технической базы для проведения исследований и выполнения проектно-исследовательских работ;

- стимулирование учащихся и педагогов, работающих по исследовательской деятельности;

- проведение мониторинга по результатам работы за каждый учебный год.

Особенность такой работы в школе заключается в том, что:

1. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по экологии используется как средство для реализации разностороннего обучения детей.

2. Проекты, исследовательские работы может выполнить любой учащийся школы, мотивированный на эту работу, независимо от его способностей.

3. Проведение ежегодной школьной научно-практической конференции.

4. Привлечение к выполнению творческой работы специалистов разных областей.

5. Взаимосвязь различных программ и подпрограмм школы, влияющей на общий результат.

6. Ежегодное изменение формы работы с детьми, представление и подача материала, формы проектов.

Исследовательская и проектная работа по экологии дает возможность школьникам осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами и формами научной и творческой работы.

Учащиеся приобретают функциональные навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления.