logo
Экологическая компетентность

1.2 Роль экологической компетентности в нравственном развитии учащихся старших классов

Важнейшая роль в решении современных экологических проблем отведена экологическому образованию. Проблема экологической компетентности личности и ее развития является предметом ряда психолого-педагогических исследований. При этом компетентностный подход как результативно целевая основа образования сегодня находит весьма широкое применение на различных уровнях - общее, профессиональное, дополнительное образование, а также и в различных предметных областях (в т.ч. экологической) [14].

Отдельные работы (Т.С. Бакиров [3], Д.С. Ермаков [20,21], А.А. Макоедова [47], Н.Ф. Казакова [30]) посвящены вопросам формирования экологической компетентности учащихся в процессе естественнонаучного направления в системе общего и дополнительного образования и др. Исследования затрагивают психолого-педагогические особенности экологической компетентности как элемента профессионализма будущих учителей, инженеров, техников и др. При этом сущностное и функциональное наполнение понятия «экологическая компетентность», а также особенности формирования и развития представлены различными авторами разноаспектно.

Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся является одной из его приоритетных позиций. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности. Компетентностный подход акцентирует внимание. Теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе: образованность, грамотность как личностные качества являются составляющими культуры, под которой понимается совокупность ценностей, норм, идеалов, характерных для социальной общности (этноса, нации, общества), зафиксированных и закрепленных в текстах, преданиях, обычаях, традициях и обеспечивающих смысл существования человека и общества, присвоенная и используемая человеком в процессе его активной жизнедеятельности и во взаимодействии с другими людьми. Культурного взрослого человека характеризует: 1) уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия; 2) адекватность ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия; 3) соблюдение этносоциокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в морально - и кросскультурном взаимодействии; 4) актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний, сформированного в процессе образования, для решения задач социального взаимодействия; 5) ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного развития и саморазвития; 6) ориентация в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны; 7) социальная ответственность. Очевидно, указанные компоненты культуры не могут быть полностью сформированы как в средней, так и в высшей школе. В связи с этим в качестве основного результата образования у человека должно быть сформировано целостное качество, проявляющееся в адекватности решения типичных и творческих задач, соответствующих разнообразию социальных ситуаций, - компетентность, проявляющаяся в действиях, деятельности, поведении, поступках. То есть, если культура человека - это социально - детерминированный способ жизнедеятельности, то компетентность (та или иная) есть проекция этого способа на определенную сферу, область деятельности. В современной философской и психолого-педагогической литературе однозначное определение экологической культуры отсутствует. Как правило, она связывается с осознанием самоценности и равноправности всех форм жизни как необходимого условия существования человека, ответственным отношением личности и общества к природе, овладением разносторонними знаниями о социоприродной среде, с приобретением умений и опыта решения экологических проблем, предвидением возможных последствий природообразующей деятельности, потребностью в постоянном общении с природой, в непосредственном участии в природоохранном движении, природосообразным поведением, бережным и ответственным от- ношением к природе, заботой о ее сохранении о здоровье человека[25]. Расширение границ научного познания, философское осмысление экологии, выход ее за пределы биологических рамок в социальную область создают условия для широкого толкования понятия «экологическая культура», это этап и составная часть общечеловеческой культуры, характеризуемая острым, глубоким и всеобщим осознанием научной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества. В экологической культуре выделяются экологические знания (естественнонаучные, ценностно-правовые, практические), система экологических умений и навыков (оценочные, исследовательские, поведенческие, природоохранные), экологическое мышление (установление причинно-следственных связей, моделирование, прогнозирование); культура чувств (сочувствие, сопереживание, забота о здоровье), экологически оправданное (экологически сообразное) поведение, экологическое мировоззрение, экологическое сознание (научный, нравственный, эстетический и природоохранительный аспекты) и экологический образ жизни. Следует заметить, что, определяя содержание экологической культуры, в большинстве своем авторы указывают ее предполагаемые, желательные функции, как части общечеловеческой культуры, с общих культурологических и философских позиций. В связи с этим, вслед за В. А. Игнатовой, целесообразно выделить в рассмотрении экологической культуры теоретический (философская категория) и практический (качество личности, формируемое в процессе экологического образования) аспекты [28]. В общефилософском смысле культура мыслится как специфический способ человеческой деятельности. Такое понимание культуры обладает определенными эвристическими возможностями, поскольку помогает постичь сущность культуры, не ограничиваясь простым феноменологическим описанием ее компонентов. Экологическая культура - способ жизнедеятельности человека и жизнеобеспечения человечества, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм, социальных институтов формирует потребности людей и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле. Основное содержание экологической культуры заключается в следующем: 1) культура производства и потребления, которые должны поддерживать устойчивость, динамическую стабильность экосистем и биосферы в целом; 2) культура взаимодействия между партнерами, народами, странами, культурами, конфессиями, основанная на взаимном уважении, взаимной поддержке и сотрудничестве; 3) культура поведения, основанная на самореализации каждой личности, малых и больших социальных групп и направленная не на рост, а на оптимизацию, качественное совершенствование потребления, исключающее излишнее, ненужное, избыточное; 4) обращение к традиционным формам культуры и к образу будущего, взаимодополняющим друг друга в духовном развитии отношений с природой; 5) диалог культур, не стирание, а углубление и параллельное существование культур, гармонизация их взаимодействия; 6) движение навстречу, углубление связей между духовной, социально-политической, экономической деятельностью, между управлением и образованием, наукой, искусством, религией. Как основной результат экологического образования, экологическая культура - способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Если люди обладают необходимыми знаниями (грамотность, образованность), но не владеют ими (компетентность), экологическая культура у них не сформирована.

Отсюда следует следующий вывод, что экологические знания не только «насыщают» школьников, но и нравственно влияют на их развитие.

В связи с этим в качестве этапа процесса становления экологической культуры (который, безусловно, продолжается на протяжении всей жизни, не завершается на уровне общего среднего образования), критерия уровня ее сформированности можно рассматривать экологическую компетентность. Таким образом, начальной ступенью формирования экологической культуры личности является экологическая грамотность, которая описывается четырьмя компонентами: 1) понимание природы как среды обитания человечества, его «дома»; 2) естественнонаучные знания о взаимодействии природы и общества; 3) организационные и иные умения природоохранной деятельности; 4) умения и навыки обращения с приборами, фиксирующими состояние природной среды. Грамотность предусматривает, в основном, осведомленность и инструментальную вооруженность природоохранной деятельности. Мотивационно-ценностный компонент формируется извне в виде социальных норм, требований, запретов, которые необходимо выполнять. Очевидно, именно на формирование экологической грамотности направлена норма ст. 72 Федерального закона «Об охране окружающей среды», предусматривающая, что в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний. Н. Е. Казакова, опираясь на результаты исследований Э. Ф. Зеера, который выделяет три уровня образованности (грамотность, функциональная грамотность, компетентность), разделяет экологическую грамотность и функциональную экологическую грамотность. Формирование компетенции старшеклассников в сфере экологического образования характеризуется способностью использовать элементарные способы деятельности. Экологическая грамотность (познание и оценка экологической реальности, предвидение последствий хозяйственной деятельности человека для окружающей среды, определение способов рационализации и управления природопользованием) - одна из современных сложных форм грамотности (наряду, например, с компьютерной). Функциональная грамотность характеризуется степенью овладения средствами познания, включает в себя способность решать стандартные жизненные задачи на основе прикладных знаний в различных сферах жизнедеятельности. Противоположность функциональной грамотности - функциональная неграмотность, которая говорит о том, что наличный уровень знаний, умений и навыков не позволяет человеку полноценно функционировать. Функциональная экологическая грамотность должна быть дополнена рядом признаков: - готовность к повышению уровня образованности на основе осознанного выбора образовательных программ; - способность к выбору форм досуговой деятельности в природе, профессии экологического профиля, - соблюдение своих обязанностей и защита своих прав в области охраны окружающей среды. В отличие от грамотности, экологическая образованность, по мнению ряда исследователей[37,59,69]- результат системного экологического образования, который включает: экоцентрический тип мышления; ответственность за сохранение окружающей среды; интерес к экологическим проблемам; знания, умения, навыки, необходимые для их выявления, исследования и решения; понимание ценности жизни во всех ее проявлениях; практический опыт деятельности по улучшению состояния окружающей среды. Следующей необходимой стадией становления экологической культуры личности является экологическая компетентность. Если грамотность - освоение знаний, умений и навыков, образованность дополняется опытом творческого применения полученных знаний и умений, а также опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности, то сущностная черта компетентности - понимание смыслов, социальной и личностной значимости экологической деятельности для решения экологических проблем. Экологическая же культура характеризуется воспроизводством и приумножением этих смыслов в процессе жизнедеятельности[21,59]. Формирование экологического сознания и поведения, экологической культуры, а следовательно, и экологической компетентности может осуществляться различными путями - через политику, экономику, право, средства массовой информации и т.п. Однако ведущая роль принадлежит образованию. Предпосылками экологического образования в интересах устойчивого развития должны стать:

- пересмотр идеи антропоцентризма о превосходстве человека над природой;

- отказ от представлений о неисчерпаемости природных ресурсов;

- осознание ответственности человечества в целом и каждого человека за состояние окружающей среды.

Таким образом, под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством учебной, трудовой и бытовой деятельности. Экологическая культура выступает при этом как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая сохранение и воспроизводство жизни, выживание и развитие человека. Экологическая компетентность - осознанное, осмысленное овладение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми для практической реализации экологически целесообразной деятельности[21].

Экологическая культура в современной обществе выступает в качестве современной формы проявления общей культуры человека. Особенно это проявляется в сфере взаимоотношений общества и природы. Экологическая культура служит специфическим показателем активной жизненной позиции человека, надежной гарантией практического применения результатов антропогенной деятельности не в ущерб современному обществу и будущим поколениям.

Актуализируя вышесказанную информацию, сделаем вывод о том, что роль экологической компетентности для нравственного развития девятиклассников действительно имеет большое значение. Сама экологическая компетентность выступает как жизненный опыт, как качество личности, обеспечивающее способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах своей деятельности; способность и умение уважать друг друга, жить с людьми других культур, владеть новыми технологиями, понимать их возможности и способность критического отношения к различной информации.

Глава 2. Анализ результатов исследования процесса формирования экологической компетентности школьников