logo
Экологическая компетентность

Заключение

По результатам выполненного исследования можно сказать, что цель его была достигнута, задачи решены. Анализ полученных теоретических данных и данных собранных методом анкетирования подтверждают выдвинутые гипотезы.

Как общий итог всей проведенной исследовательской работы сформулируем основные положения и выводы:

На основании анализа литературных источников выявлено наиболее простое и понятное содержание основных понятий компетентностного подхода - компетенция и компетентность, а также определено их соотношение. Компетенция - «социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере». Компетентность - это «владение соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере» (по А.В. Хуторскому).

Компетентностный подход представляет собой новую личностно-деятельностную парадигму образования, пришедшую на смену знаниевой парадигме. Целевое содержание компетентностного подхода заключается в готовности и умении разрешать разного рода профессиональные, этические, коммуникационные и иные проблемы.

Существует много определений понятия «компетентность». Компетентность не стоит путать с компетенцией. Под компетентностью, с одной стороны, понимается интегрированная характеристика качеств личности, с другой - результат подготовки для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях).

2. Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся является одной из его приоритетных позиций. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности.

Экологическая культура в современной обществе выступает в качестве современной формы проявления общей культуры человека. Особенно это проявляется в сфере взаимоотношений общества и природы. Экологическая культура служит специфическим показателем активной жизненной позиции человека, надежной гарантией практического применения результатов антропогенной деятельности не в ущерб современному обществу и будущим поколениям.

Исследовательская и проектная работа по экологии дает возможность школьникам осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами и формами научной и творческой работы. Учащиеся приобретают функциональные навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления.

Эффективность работы по формированию экологической культуры оценивается на основе следующих параметров: мотивация к экологоориентированной деятельности, успеваемость, качество знаний, тип доминирующей установки в отношении природы, устойчивость интереса к экологическим проблемам, уровень развития субъективного отношения к природе, самооценка уровня экологической компетентности. Формирование экологической компетентности происходит поэтапно. На основании анализа полученных данных можно сделать вывод об уровнях сформированности экологической компетентности.

Список использованных источников

1. Абакумова Н. Н., Малкова И. Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. - Томск, - 2007. - 368с.

2. Андреев А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.

3. Бакиров Т. С. Оптимизация процесса формирования экологической культуры старшеклассников: Автореферат дис. канд. пед. наук. - Казань, 2006. - 26 с.

4. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

5. Блинов В.И., Сергеев И.С., Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие - М.: Аркти, - 2009. - 132с.

6. Болонский процесс и его значение для России. интеграция высшего образования в Европе./ под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. - М.: РЕЦЭП, - 2005. - 199 с.

7. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков//Педагогика. - 2003. - №10. - С 52-56.

8. Великий Д. С. К вопросу об обобщённой структуре компетенций и уровнях их развития в области школьного и высшего образования [Текст] / Д. С. Великий // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 674-677.

9. Веселовская, Н.С. Компетентностный подход в образовании - основа подготовки высококвалифицированного специалиста / Н.С. Веселовская. Омск, - 2004. - С23-26.

10. Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование: Монография. /А.В. Гагарин - М.: Издательство РУДН, - 2011. - 160 с.

11. Глазачев С. Н., Перфилова О. Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы. Учебное пособие. - М.: РИО МГГУ им. М.А, Шолохова, - 2008. - 128 с.

12. Глазачев С. Н., Перфилова О. Е. Экологическая компетентность: теория и практика // Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально значимых задач: Сб. материалов Всероссийской конференции.: М., - 2007. - С. 5-8.

13. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, - 1997. - 200с.

14. Гудкова Л.А. Условия формирования ключевых компетенций студентов-бакалавров естественно-географического факультета педагогического Вуза. Современные концепции развития науки: сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 мая 2014 г.: Уфа: Изд-во ООО «Аэтерна», - 2014. - С.89-91.

15. Даниленкова В. А. Формирование экологической компетенции у студентов технического вуза: Дис. канд. пед. наук. - Калининград, - 2005. - 122 с.

16. Дахин А. Н. Компетентностное обучение в России и за рубежом: попытка сопоставления / А. Н. Дахин // Школьные технологии. - 2009. - № 5. - С. 45-54.

17. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая психология и педагогика.: Ростов-на-Дону.: Феникс, - 1996. - 476 с.

18. Дудкина Я.А. Практическая подготовка по экологии на естественно-географическом факультете в Вологодском государственном педагогическом университете. Магистерская диссертация. - Вологда, - 2011. - 61 с.

19. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: Монография. М.: РУДН, - 2008. - 60с.

20. Ермаков Д. С. Программа дисциплины «Экологическая компетентность учащихся и методика ее формирования» // Экологическая психология и педагогика: программы дисциплин специализации. - М.: Изд-во МНЭПУ, - 2008. - С. 103-117

21. Ермаков Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора педагогических наук: защищена 18.06.09/ Ермаков Дмирий Сергеевич. - Москва, - 2009. - 23 с.

22. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - № 3. - С. 3-8.

23. Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы. -М.: Педагогика, 1981.

24. Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования/Зеер Э.Ф.// Образование и наука. - 2002. - №2(14).

25. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2003. - № 5. - С. 45-48

26. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32с.

27. Иванова Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 1. - С. 16-20.

28. Игнатова В. А. Духовно-нравственный потенциал экологического образования: пути и средства его повышения // Тез. докл. и выступлений участников секц. «Экологическое образование и просвещение» на III Всерос. съезде по охране природы.: М., - 2003. - С. 15-17.

29. Ильязова М.Д. «Компетентность», «компетенция», «квалификация» - основные направления современных исследований / Профессиональное образование. 2008. - №1. - С.7

30. Казакова Н. Ф. Формирование компетенции старшеклассников в сфере экологического образования: Дис. канд. пед. наук. - Ижевск, 2004. - 185 с.

31. Карпеченко А.С. Анализ уровня информационной компетентности будущих менеджеров / А.С. Карпеченко // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 1 (09).