"Синдром высшего образования" в России

курсовая работа

Заключение

В результате проведённых исследований, я пришла к выводам:

1. Результаты моего микроисследования по вышеобозначенным проблем во многом совпадают с результатами социологических исследований.

2. 97% опрошенных (одиннадцатиклассников, студентов, родителей) считают высшее образование необходимым.

3. Основными мотивами поступления в ВУЗ различные группы респондентов назвали: хорошая зарплата, гарантированный карьерный рост, престижность любого высшего образования, реализация творческих возможностей, получение отсрочки от армии.

4. Мотивации получения высшего образования не сильно зависят от профиля обучения старшеклассников.

5. Будущая работа по общим представлениям учащихся и студентов не должна требовать особого физического труда; должна быть: творческой, интересной, требующей инициативы; обязательно дающей социальные гарантии (прежде всего жильё). Однако, молодые люди не придают значения гигиеническим и невредным для здоровья условиям труда; не акцентируются на том, чтобы иметь нужную обществу профессию.

6. Все респонденты признали, что массовость высшего образования породила много проблем:

а) снижение качества высшего образования, предъявление обществу полуграмотных специалистов, большой отсев студентов неспособных учиться в ВУЗе;

б) формализация отношений между преподавателями и студентами;

в) хроническая занятость преподавателей-совместителей;

г) высокая платность образования, студенты, обучающиеся за счёт домохозяйств превалируют в общей массе студентов (53%);

д) двусменность занятий во многих ВУЗах.

Однако есть предположение, что платность образования поможет решить проблемы материально - технической базы ВУЗов, повысит требования к качеству образования.

7. "Синдром" высшего образования, несомненно, имеет последствия в нашей жизни:

а) Переизбыток специалистов в ряде областей. Не меньше половины выпускников российских вузов не могут найти вакансию по полученной специальности и даже в столице свыше 40% современных выпускников работают не по специальности. По данным федеральной службы по труду и занятости, из числа выпускников, обращающихся к услугам государственной службы занятости, 3/5 выпускников ВУЗов трудоустраиваются не по специальности.

б) "Мода" на высшее (все равно какое) образование: образует "зону" профессиональных потерь:

по результатам опроса 70-75% студентов педвузов, 82% ветеринарных и 60% аграрных вузов не собираются работать по специальности;

по данным итогов Всероссийской переписи населения 2002 года из 7,5

млн. человек общей массы неквалифицированных рабочих 330 тысяч имели высшее образование Попов А.Д. Демографическая база профессионального образования: современное состояние и перспективы до 2025года//Трудовые ресурсы и занятость.2006.№3.с.;

в Екатеринбурге в объявлениях о вакансиях нередко говорится о необходимости иметь высшее образование, чтобы занять место секретаря, продавца-консультанта или любого другого работника, требующегося для организации сбыта продукции и оказания сопутствующих услуг.

в) Отсутствие необходимого количества квалифицированных рабочих (слесари, токари, сантехники и др.).

г) Я думаю, к последствиям данного явления можно отнести и тот факт, что при приёме в ВУЗы в 2006 году количество мест было сокращено на 1,2% - очное и на 9,3% очно-заочное и заочное обучение. В 2007 году предусматривается сокращение контрольных цифр приёма в целом на 10,9%. (приложение, рис. №2) Егоршин А. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России)//Высшее образование в России. -№5.2006. с.32-35.

Внедрение (примерно)

В курсе обществознания, в теме "Образование";

В профориентационной работе классного руководителя

В работе администрации школы: недостаточное осознание учениками и студентами личной экологии при выборе будущей профессии требует усиления валеологического воспитания.

Список сносок

1. А. Егоршин. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. - №5, 2006. с.35-37.

2. М.В. Арапов Бум высшего образования: масштабы причины и следствия // Общественные науки и современность. №6, 2004. с.30-31.

3. Госкомстат РФ даёт цифру 414, учитывая аспирантов и докторантов.

4. А. Егоршин. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. - №5, 2006. с.35-37.

5. О. Богословская // Мотивации получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. №5, 2006. с.44-47.

6. М.В. Арапов // Бум высшего образования: масштабы, причины и следствия // Общественные науки и современность. 2004. №6. с.38-39.

7. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. - Екатеринбург, 2000, с.269.

8. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. - Екатеринбург, 2000, с.274-275.

9. Зборовский Г.Е. Социология образования. Ч.2. Екатеринбург. 1994, с.131-148.

10. Егоршин А. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. №5.2006. с.21-26.

11. http://mkaz. shu.ru/publ/crossing. htm/ Пересекая национальные, структурные и технологические границы в высшем образовании (24й ежегодный форум Европейской ассоциации высшего образования - EAIR, Прага, 8-11 сентября 2002 г)

12. Попов А.Д. Демографическая база профессионального образования: современное состояние и перспективы до 2025года // Трудовые ресурсы и занятость. 2006. №3. с.4.

13. Егоршин А. Возможности сценария (О развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. - №5.2006. с.32-35.

Список литературы

1. Александрова О. // Высшее образование и структура российской экономики // Высшее образование в России. №5.2006. с.27-36.

2. М.В. Арапов // Бум высшего образования: масштабы причины и следствия // Общественные науки и современность. №6, 2004. С.30-31.

3. О. Богословская // Мотивации получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. №5, 2006. С.44-47.

4. А. Егоршин // Возможные сценарии (о развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. №5.2006г. с.35-37.

5. Зборовский Г. // Эффективность профессиональной подготовки: проблемы социологического измерения // Высшее образование в России. №3.2006. с.121-126.

6. Мочалова И. // Античные идеалы образованности: история и со временность // Alma mater. Вестник высшей школы. №1.2006. с.41 - 42.

7. Попов А. // Демографическая база профессионального образования: современное состояние и перспективы до 2025 года // Вопросы статистки. №3.2006. с.32-37,8.

8. Сагинова O.B. // http:// www.marketologi.ru/ lib/saginova/ inter_vuz3/html // Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования.

9. А. Смирнов // Высшее образование сегодня // Фундаментальное высшее образование; новые проблемы. №3.2006. с.23-24.

Делись добром ;)