"Синдром высшего образования" в России

курсовая работа

2.1 Мотивации получения высшего образования среди студентов и учащихся (на примере выпускных классов МОУ СОШ №93)

Для выявления мотивации получения высшего образования мною было проведено социологическое исследование. В качестве респондентов мной было взято 100 человек, проживающих в г. Екатеринбурге: 20 - родителей учащихся 11-х классов (100%), 30 - студентов финансово-юридического института 2-го курса (100%), 50 - школьников (11-х классов МОУ СОШ №93) - 100% (31-девочек, 19-мальчиков).

Всем респондентам была предложена анкета №1, состоящая из 2-х вопросов и вариантов ответов к ним (приложение стр.).

Результаты опроса представлены на рис. и рис. Необходимость высшего образования школьники и студенты признали однозначно - 100%. Однако, взрослые разделились на две группы: за (90%) и против (10%) (приложение стр.).

Второй вопрос касался мотивации молодёжи во что бы то ни стало получить именно высшее образование (приложение стр. рис.). По этому вопросу среди различных социальных групп выявились различия.

1. "Взрослые". Наиболее важным мотивом получения высшего образования, для опрошенных взрослых, оказался вариант ответа "д" (высшее образование позволит сделать карьеру) - 75%. Необходимость самореализации родители ставят на второе место - 50%. Потом идёт мнение, что высшее образование придаст уверенность в себе - 33,3%. Получение образования для отсрочки от армии, важно для 30,1% респондентов (наверное речь идёт уже о своих детях). В варианте "другое" 7,4% опрошенных написали, что высшее образование предупреждает возможность увольнения с работы, Этот вариант вообще предложили только взрослые. Также в вариант другое они отнесли то, что высшее образование - это возможность ещё 5-6 лет занять своего ребёнка привычным ему делом - учёбой, "держать при себе, пока он не повзрослеет". Остальные варианты (мне нужен диплом, неважно какой; для меня это возможность без особых усилий учиться и не работать целых 5-6 лет) респонденты - родители оставили без внимания.

2. Студенты же на первое место среди мотивов поставили то, что в будущем это принесет хорошие деньги - 73,3%. Вторым, но не менее значимым, идёт желание самореализоваться - 60%. Затем следует вариант ответа "д" (высшее образование позволит сделать карьеру) - 56,6%. Только 36,6% студентов ответили, что высшее образование придаст мне уверенность в себе. Получение отсрочки от армии волнует 24,5% респондентов (наверное, юношей). Никто не ответил на вариант другое (0%), а также: мне нужен диплом, неважно какой - 0%; для меня это возможность без особых усилий учиться и не работать целых 5-6 лет - 0%.

3. Для школьников самым популярным вариантом ответа оказался вариант "а" (мне нужен диплом, неважно какой) - 24%. Мнение, что высшее образование позволит сделать карьеру и, что оно придаст уверенность в себе занимает второе место - 7,6%. Следующим, но не менее значимым для учащихся является желание зарабатывать хорошие деньги - 6,2%. Только 4,2% хотят самореализоваться. Вариант ответа "б" (чтобы получить отсрочку от армии) отметил всего 1% всех респондентов - школьников. Остальные мотивации (для меня это возможность без особых усилий учиться и не работать целых 5-6 лет; вариант другое) учащиеся посчитали ненужным указывать - 0%.

Также я решила подробнее исследовать Анкету №2, проанализировав один из предложенных мной вариантов ответа на второй вопрос, а именно - мне нужен диплом, неважно какой. Респондентами были школьники профильного и общеобразовательного классов. В первом случае так ответило 35% мальчиков и 33,7% девочек. Следовательно, девочки больше ориентированы на жизненные цели. В общеобразовательном классе ситуация сложилась противоположная - 65% - мальчиков, 63,3% - девочек. Наверное, это из-за того, что женский пол сильнее рассчитывает на помощь родителей или удачный брак.

Проанализировав данный опрос, я пришла к выводу:

1. Старший контингент (родители и студенты) опрошенных подходят более осознанно к выбору жизненных ценностей.

2. У категории родителей желание самореализоваться и с помощью высшего образования стать более уверенными в себе постепенно пропадает (наверное, этого в жизни они уже добились), тогда, как у молодого поколения оно только набирает свои обороты.

3. Очевидно, что стартовые позиции молодёжи и выбор стратегий поведения во многом определяются образовательным статусом родителей, уровнем материального благосостояния семьи. Родители, не имеющие высшего образования, желают, чтобы дети его получили: это позволит достичь им более высоких позиций. Родители, имеющие высшее образование, не мыслят, чтобы образовательный статус ребёнка был ниже, чем у его родителей.

4. Мотивации школьников зависят, но не сильно от профиля из обучения.

Кроме того, с помощью ниже предложенной анкеты я попыталась выявить и сравнить представления учащихся выпускных 11-х классов МОУ СОШ №93 (50 школьников - 100%) и студентов 2-го курса финансово-юридического института (30 студентов - 100%) о своей будущей работе (анкета №2).

Результаты опроса представлены в диаграмме приложения (рис). На вопрос, какой респонденты - школьники представляют свою будущую работу, самым престижным является ответ, что работа будет хорошо оплачиваемой - 76,8%. Потом идёт мнение, что она будет обеспечивать хорошие социальные гарантии: получение жилья, устройство детей в ясли, сад, проведение лечения и отдыха, занятий спортом - 51,9%.36,9% видят свою работу престижной, признанной и востребованной обществом. Следующей, но не менее важной характеристикой идёт то, что профессия будет соответствовать способностям и наклонностям - 36,6%. Также учащиеся хотят видеть свою работу такой, какая сможет предоставлять возможность регулярно выезжать по делам службы за границу - 19,3%. Некоторые отметили желание, чтобы их будущий род занятий мог представлять самостоятельность и независимость - 14,6%. И совсем немногие отметили вариант другое (характеризоваться гигиеническими и невредными для здоровья условиями труда; не требовать особого физического труда; если будет возможность, предпочел бы вообще не работать; не требовать полной отдачи сил и времени) - 4,6%.

Студенты же на первое место, как и школьники, поставили то, что работа будет хорошо оплачиваемой - 76,3%. Потом идёт желание иметь работу, которая могла бы обеспечивать хорошие социальные гарантии: получение жилья, устройство детей в ясли, сад, проведение лечения и отдыха, занятий спортом - 51,6%. Почти столько же выбрали вариант ответа "б" (соответствовать моим способностям и наклонностям) - 51%.37,5% стремятся получить работу, которая представляла самостоятельность и независимость. Лишь 15,8% хотят иметь нужную обществу профессию. Для 10,7% всех респондентов важна возможность выезжать за границу по делам службы. В отличие от учащихся, на вариант другое студенты дали большее количество ответов (работа должна быть: творческой, интересной, требующей умственного напряжения, инициативы; характеризоваться гигиеническими и невредными для здоровья условиями труда; предоставлять возможность многочисленных контактов с людьми; предполагать благоприятные взаимоотношения с клиентами; обеспечивать возможность повышения профессионального мастерства и развития способностей; не требовать особого физического труда; предполагать требовательный и справедливый стиль управления) - 10,3%.

Вывод:

1. Во многом у студентов и учащихся мнение о своей будущей работе совпадает. Доминирующее желание жить благополучно, более разнообразно, но при этом не затрачивая много сил и времени.

2. Однако, есть и небольшие расхождения, так как студенты более реалистично и осознанно подходят к выбору будущей профессии, для них желание самореализации более значимо

Делись добром ;)