2. Отчет о прохождении практики в МБДОУ №32
Закрепленная за мной группа: 2 подготовительная компенсирующей направленности.
Режим дня:
7:00-8:30 - Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика.
8:30-8:50 - Подготовка к завтраку, завтрак.
8:50-9:00 - Подготовка к занятиям.
9:00-11:05 - Занятия.
11:05-12:35 - Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдение, труд).
12:35-12:45 - Возвращение с прогулки.
12:45-13:15 - Подготовка к обеду, обед.
13:15-15:00 - Подготовка ко сну, дневной сон.
15:00-15:25 - Подъем, воздушные, водные процедуры, игры.
15:25-15:40 - Подготовка к полднику, полдник.
15:40-16:30 - Игры, труд.
16:30-18:00 - Подготовка к прогулке, прогулка.
18:00-18:20 - Возвращение с прогулки.
18:20-18:45 - Подготовка к ужину, ужин.
18:45-19:00 - Игры, уход детей домой.
Списочный состав группы:
1. Алина С. 21.12.07 ОНР III
2. Артем Б. 10.11.07 ОНР III
3. Вадим Ш. 26.11.07 ОНР III
4. Витя Ш. 26.11.07 ОНР III
5. Даша П. 29.06.07 ФФН
6. Илья М. 21.03.08 ОНР III
7. Катя П. 19.11.08 ОНР III
8. Лиза Ж. 18.09.07 ОНР III
9. Маша В. 19.04.08 ОНР III
10. Настя Л. 20.03.08 ОНР III
В соответствии с "Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи" на коррекционную группу утверждена одна ставка логопеда и две ставки воспитателя. Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя построен с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.
Воспитатели: Ионина Т.А. и Бочкова О.Г.
Учитель-логопед: Фогельгезанг Е.А.
Отбор и комплектование детей с нарушениями речи в логопедические группы детского сада производится на заседаниях медико-психолого-педагогических комиссий (ПМПК).
В ДОУ действует логопедическая служба, положение о которой представлено в Приложении 3. Основными задачами логопедической службы в детском саду являются: определение уровня речевого нарушения и характера; устранение этих нарушений; распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей).
Направления работа логопункта представлены в Приложении 4.
Содержание коррекционно-педагогической работы нарушений речи на логопедическом пункте МБДОУ №32 приведены в Приложении 5.
В целях оказания эффективной логопедической помощи воспитанникам в ДОУ оборудован кабинет логопеда и дефектолога. Паспорт логопедического кабинета представлен в Приложении 6.
Продолжительность учебной недели 5 дней. Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда представлена в Приложении 7.
Обучение проводится на занятиях - основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми. В программе предусмотрены 3 типа занятия:
1) Фронтальные. Занятия проводится в утренние часы, их количество зависит от периода обучения. Предусматривают усвоение произношения звуков и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомление с окружающим миром. Предоставляют ребёнка благоприятные условия для ознакомления с родным языком.
2) Подгрупповые. Основная цель подгрупповых занятий - воспитание навыков коллективной работы. Состав подгрупп меняется по усмотрению логопеда в зависимости о динамики дошкольников в коррекции произношения.
3) Индивидуальные. Задачи: научить ребёнка овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в разных облегчённых фонетических условиях, т.е. изолированно, в слоге, в словах.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические фронтальные (подгрупповые) и индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.
Для детей 5-7 лет предусмотрены следующие виды занятий:
- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
- занятия по формированию произношения.
Занятия проводятся как индивидуально, так и фронтально, которые планируется с 8.15 до 12.15.
Количество занятий, проводимых в течение недели в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 7 лет, не меняется в зависимости от периодов и соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ. В первом, втором и третьем периоде проводятся 3 раза в неделю: 1 занятие по формированию лексико-грамматических средств языка, 1 занятие по развитию связной речи, 1по формированию произношения. Работа по коррекции звукопроизношения проводится индивидуально. В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Логопед четко организует непосредственно-образовательную деятельность и хорошо знает особенности речи и личности каждого ребенка, так же учитывает специфические проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии.
Подлежащий изучению и отработке фонетический материал распределяется по периодам обучения в соответствии с программой.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия. Существенной особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает не только организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, но и взаимосвязь всех направлений работы: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. В группе компенсирующей направленности при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Взаимодействие логопеда и воспитателя показано на рис. 3.
Рисунок 3 - Взаимодействие логопеда и воспитателя группы
За время прохождения практики принимала участие в подготовке планов занятий логопеда группы, помогала подбирать и готовить необходимые материалы для занятий; присутствовала на занятиях, которые проводила логопед, проводила их анализ. Так, 4.02.2015 г. принимала участие в открытом занятии логопеда, которое проходило в ДОУ. На нем присутствовали администрация МБДОУ №32, логопеды других детских садов города, педагоги и воспитатели.
В ходе практики, мною проведена самостоятельная деятельность. Под руководством логопеда, проведено обследование детей и составлены:
- 1 психолого-логопедическая характеристика (Приложение 8).
- 2 речевые карты (Приложение 9).
В ходе практики были также подготовлены и проведены самостоятельные занятия, перечень которых приведен в Приложении 10.
Краткая характеристика детей, с которыми проводились индивидуальные занятия приведена в табл. 3.
Таблица 3 - Характеристика детей, с которыми проводились индивидуальные занятия
Ф.И. |
Тема занятия |
Краткая характеристика ребенка |
|
Витя Ш. |
Дифференциация звуков Ш и Щ |
Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает. Движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует "желобок". голос негромкий, темп речи несколько замедленный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей. |
|
Илья М. |
Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях |
Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные. Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает. Движения губ нормальные, отсутствует "грибок", "ложечка". |
|
Маша В. |
Автоматизация звука [а] |
Ребенок физически развит хорошо, выполняет все нормативы для этого возраста. Существуют трудности в развитии мелкой моторики рук. Речевая инструкция более 5 слов ребенком понимается с трудом, требуется повторения или объяснение. Артикуляционный аппарат у ребенка в норме. Речь быстрая, невнятная. Многие звуки просто "глотаются". Фразы односложные. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). |
В Приложении 11 представлены конспекты двух занятий: индивидуального и по подгруппе.
Важное условие в работе с такими детьми имеет взаимодействие с родителями, имеющими детей с нарушениями речи. Формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству.
Среди индивидуальных форм наиболее эффективными являются следующие:
- обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
- анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;
- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность. Наряду с индивидуальными формами желательной является групповая форма работы с родителями. Был составлен перспективный план работы с родителями на февраль (Приложение 12). 06.02.2015 года на родительском собрании проводила беседу с родителями на тему: "Воспитание добротой".
Таким образом, дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи. Изучение организации логопедической работы в МБДОУ №32 показало, что работа осуществляется в условиях логопедического пункта. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухо-произносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков. Дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чем и заключается главная цель данной работы.
- Программа педагогической практики в должности учителя-логопеда дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи
- 57.Основные профессиональные функции воспитателя дошкольного учреждения.
- 46. Корпоративная культура взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении
- 4. Педагогическая практика студентов педагогического училища (колледжа) в дошкольных образовательных учреждениях.
- 27. Дошкольное образовательное учреждение и семья.
- Программа педагогической практики студентов IV курса (8 семестр) в специальных дошкольных учреждениях в качестве учителя-логопеда