4. Педагогическая практика студентов педагогического училища (колледжа) в дошкольных образовательных учреждениях.
А) Основные положения педагогической практики: принципы, задачи, планируемые результаты.
Особое место в системе профессиональной подготовки будущих специалистов в области дошкольного образования занимает педагогическая практика. Практика является эффективным средством актуализации теоретических знаний студентов, формирования у них педагогических умений и навыков, развития профессионально-педагогических качеств и творческих способностей. Кроме этого в процессе педагогической практики происходит проверка теоретической и практической подготовленности студентов к самостоятельной работе.
Изучению вопросов организации педагогической практики посвящены работы О.А. Абдуллиной, И.Т. Огородникова, В.К. Розова, А.И. Щербакова и др. Большинство работ созданы в помощь студентам и носят инструктивно-методический характер.
Педагогическая практика является очень сложным и ответственным этапом на пути к профессии педагога. Ведь положение студента характеризуется известной двойственностью: он является участником двух видов деятельности – учебной и профессиональной. Проблема профессионального становления студента в ходе педагогической практики осложняется тем, что одна деятельность, еще незавершенная (учебная), накладывается на другую (педагогическую), имеющую принципиально другие средства осуществления (цель, мотив, средства, контроль, оценка).
Задачи и функции педагогической практики вытекают из требований, предъявляемых обществом и государством к школе, к педагогу, из задач подготовки педагогов. Требования к учителю определяются задачами и уровнем развития школы, перспективами ее развития, основными функциями педагога в современном обществе.
Изменение содержания образования, повышение уровня учебно-воспитательной работы вносят существенные изменения в характер и содержание педагогической деятельности на современном этапе. Деятельность педагога становится более интенсивной, усиливается ее творческий характер, повышается значение самообразования. Педагог сегодня – это исследователь, который постоянно ведет научный поиск путей повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения.
В типовой инструкции по организации и проведению педпрактики сформулированы следующие задачи:
1) углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами, научить их применять эти знания на практике в учебно-воспитательной работе;
2) вооружить студентов умением наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
3) подготовить студентов к проведению различного типа уроков с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;
4) научить студентов выполнять функции классного руководителя, работать с коллективом школьников, а также проводить индивидуальную воспитательную работу с учащимися;
5) развивать и закреплять у студентов любовь к педагогической профессии, стимулировать стремление к изучению специальных и педагогических дисциплин и совершенствованию своих педагогических способностей с целью подготовки к творческому решению задач воспитания и самообразования;
6) прививать студентам навыки внимательного отношения к охране здоровья школьников.
В процессе развития и совершенствования практической педагогической подготовки будущих педагогов сложились следующие функции практики:
обучающая (закрепление и углубление теоретических знаний, формирование педагогических умений и навыков, навыков самообразовательной работы);
развивающая (развитие познавательной и творческой активности, педагогического мышления, формирование исследовательских навыков);
воспитывающая (формирование убежденности, активной жизненной позиции, развитие профессионально педагогических качеств, интереса и любви к педагогической профессии, любви к детям);
диагностическая (проверка степени подготовленности и определение пригодности студентов к педагогической деятельности).
Принципы организации педпрактики: единства теоретической и практической подготовки будущих учителей, связь практики с жизнью; систематичности, непрерывности организации педагогической практики; комплексный характер практики.
Практика студентов является составной частью учебного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по изучаемой специальности.
Практика проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее ГОС СПО) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности и включает следующие этапы:
- практику для получения первичных профессиональных умений (учебную);
- практику по профилю специальности (педагогическую) для овладения целостной профессиональной деятельностью;
- практику преддипломную (квалификационную) для овладения первоначальным профессиональным опытом.
Организация практики на всех ее этапах должна быть направлена на выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией; непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения, преемственность всех этапов практик.
Базами практики могут являться образовательные учреждения разных типов, которые соответствуют необходимым условиям для организации и проведения практики по той или иной педагогической специальности. Закрепление баз практики осуществляется администрацией учебного заведения на основе договоров с органами исполнительной власти или образовательными и др. организациями независимо от их организационно-правовых форм.
Общий объем времени на проведение практики определяется ГОС СПО по специальности и примерным учебным планом. В соответствии с примечанием к ГОС СПО и пояснениями к примерному учебному плану указанный объем времени может быть увеличен за счет резерва времени учебного заведения.
Практика по усмотрению образовательных учреждений может осуществляться как концентрированно, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями при обязательном сохранении в пределах учебного года объема часов, установленного учебным планом на теоретическую подготовку.
Этапы практики
Учебная практика
Задачами учебной практики для получения первичных педагогических умений является подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению психолого-педагогических и предметных дисциплин, привитие им практических педагогических умений по избранной специальности. Продолжительность и сроки проведения учебной практики определяются учебными планами.
К учебной практике в зависимости от специальности относятся: практика наблюдений; практика показательных уроков и занятий; подготовка к летней практике и другие, определенные учебным планом.
Практика наблюдений и практика показательных уроков и занятий, как правило, проводятся за счет времени, отведенного на лабораторные работы и практические занятия по педагогике, психологии и частным методикам. Практика показательных уроков и занятий проводится для иллюстрации приемов и методов организации образовательного процесса параллельно с изложением соответствующих разделов курсов педагогики и частных методик.
Тематика показательных уроков и занятий определяется программами по соответствующим методикам, педагогике и психологии. Рекомендуется следующее количество показательных уроков и занятий по специальности Дошкольное образование на одну группу на весь период обучения: по основной профессиональной образовательной программе СПО базового уровня – 14, по профессиональной образовательной программе СПО повышенного уровня – 20. В качестве показательных уроков и занятий могут быть использованы видеозаписи. Показательные уроки, занятия и их анализ могут проводиться с делением учебной группы на подгруппы не менее 8 человек.
Б) Обязанности студента и руководителя практики.
Руководство практикой
Директор педагогического колледжа (училища) обеспечивает общее руководство и осуществляет контроль за педагогической практикой; утверждает годовой (семестровый) план практики; рассматривает аналитические материалы по организации практики.
Заместитель директора по учебно-производственной работе (заведующий производственной практикой) составляет годовой (семестровый) план проведения и расписание практики, графики консультаций и доводит их до сведения преподавателей и студентов; подбирает совместно с органами управления образованием базы для проведения практики: общеобразовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения разных видов и др.; организует до начала практики обучение всех студентов правилам техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей; распределяет студентов совместно с руководителем практики по базам практики, оказывает методическую помощь, заботится об условиях труда и быта; осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью всех лиц, участвующих в организации и проведении практики; контролирует ведение документации по практике; проводит совместно с преподавателями конференции и выставки по итогам практики; выставляет студентам совместно с преподавателями итоговые оценки за практику; ведет табель учета рабочего времени работников общеобразовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений разного вида и др.; готовит аналитические документы по итогам практики; готовит материалы для тарификации по практике, составляет смету затрат практики.
Руководители группы студентов-практикантов осуществляют инструктаж учителей, воспитателей и других специалистов, привлекаемых для работы с практикантами; распределяют практикантов на рабочие места, осуществляют методическое руководство и контроль за их педагогической деятельностью; наблюдают за работой практикантов с детьми, анализируют и оценивают ее совместно с учителями, музыкальными руководителями, воспитателями и др. специалистами; совместно с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений разного вида и др. специалистами составляют отзыв-характеристику и выставляют итоговые оценки (зачет) практикантам.
Преподаватели педагогики, психологии и частных методик распределяют по согласованию с учителями, воспитателями, педагогами-психологами и др. специалистами между практикантами темы пробных уроков и занятий; консультируют практикантов, утверждают конспекты пробных уроков и занятий, планы проведения других видов деятельности, проводят анализ и оценивают деятельность студентов; наблюдают за работой практикантов, анализируют и оценивают ее; принимают участие в подведении итогов и проведении конференции по практике.
Руководители организаций баз практики при проведении педагогической и преддипломной практики в соответствии с договором, заключенным с образовательным учреждением, обеспечивают необходимые условия для успешного проведения практики и осуществляют общее руководство ею; контролируют работу учителей, воспитателей и др. специалистов с практикантами; посещают выборочно уроки и занятия практикантов и принимают участие в их анализе; подводят итоги практики в организации.
Работники баз практики знакомят практикантов с планированием учебной и воспитательно-образовательной работы; проводят отдельные показательные уроки и занятия; определяют темы уроков, занятий, содержание других видов деятельности, внеклассных занятий практикантов, консультируют их, проверяют конспекты предстоящих уроков и занятий и дают согласие на их проведение; присутствуют на уроках и занятиях, анализируют их и выставляют оценки; знакомят практикантов с документацией (журналом, планами воспитательно-образовательной работы, дневником и др.); привлекают студентов-практикантов к индивидуальной работе с детьми, родителями, к организации внеклассной работы по предмету; представляют отзыв-характеристику на работу практикантов и участвуют в конференции по итогам практики.
Воспитатели групп (школ) продленного дня, школ-интернатов, детских домов и другие педагогические работники знакомят практикантов с составом группы, планированием учебно-воспитательной работы; знакомят с методикой работы в группе продленного дня и привлекают к проведению различных режимных процессов; оказывают помощь при изучении индивидуальных особенностей учащихся; определяют темы воспитательных занятий с детьми, консультируют практикантов, проверяют конспекты занятии и дают согласие на их проведение; присутствуют на пробных занятиях, участвуют в их обсуждении и выставлении оценок; участвуют в конференции по итогам практики.
Музыкальные руководители дошкольных учреждений знакомят практикантов с планированием учебно-воспитательной работы, проводят отдельные показательные занятия; определяют темы музыкальных занятий, консультируют практикантов, проверяют конспекты предстоящих занятий и дают согласие на их проведение; присутствуют на пробных занятиях практикантов, анализируют их и выставляют оценки; участвуют в конференции по итогам педагогической практики.
Права и обязанности студентов педагогических колледжей и училищ
В период прохождения педагогической практики обязаны:
- выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации общеобразовательного учреждения, дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей, руководителей практики, следить за строгим соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, охраны жизни и здоровья детей; соблюдать нормы педагогической этики;
- выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;
- составлять конспекты или развернутые планы уроков, занятий и других видов деятельности, согласовывать их с воспитателями, учителями (другими руководителями практики) и утверждать у методиста педагогического колледжа (училища);
- присутствовать на всех видах педагогической практики, согласно расписанию;
- активно участвовать в анализе уроков, занятий и других видов деятельности, вести дневник практики по установленной колледжем (училищем) форме.
Студенты имеют право по всем вопросам, возникшим в процессе практики, обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателям, вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации педагогической практики.
В) Виды, содержание и организация практики
Педагогическая практика
Педагогическая практика является важнейшей составной частью профессиональной подготовки и проводится с целью формирования у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного образовательного учреждения и системы педагогических знаний и умении для практической работы. Ее основные задачи и содержание определяются программой педагогической практики. Продолжительность и сроки проведения педагогической практики определяются рабочими учебными планами в соответствии с ГОС СПО по специальности.
К педагогической практике относятся: психолого-педагогическая практика (практика по внеучебной воспитательной работе; введение в специальность); летняя практика; практика пробных уроков и занятий или практика по профилю специальности и др.
Психолого-педагогическая практика (практика по внеучебной воспитательной работе; введение в специальность). Основными задачами являются изучение и развитие психологических особенностей и творческих способностей детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста; формирование коммуникативных умений, культуры педагогической деятельности, Я-концепции будущего педагога; изучение особенностей и участие в планировании и организации воспитательной работы; изучение специфики работы образовательных учреждений разных типов, социальных служб, социально-психологических центров и др.
Летняя практика. Основной задачей является приобретение умений организации жизнедеятельности коллектива детей и отдельного ребенка в летний оздоровительный период. Базой практики являются загородные и городские оздоровительные лагеря и площадки, общеобразовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения разных типов, образовательные учреждения дополнительного образования детей, социальные службы, социально-психологические центры, семья и др. При отсутствии баз летней практики образовательное учреждение вправе использовать объем времени, отведенный на данный вид практики ГОС СПО по специальности, на другие виды практики,
Практика пробных уроков и занятий или практика по профилю специальности. Основной целью практики пробных уроков и занятий является формирование у студентов профессиональных умений планирования, организации и анализа уроков и занятий, а также других форм учебной и внеучебной деятельности детей; развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду. Проводится в основном после изучения соответствующих разделов педагогики, психологии и частных методик.
Количество пробных уроков и занятий, отводимых на специализацию, устанавливается образовательным учреждением, но не более 2-х (уроков и занятий). Практика пробных уроков (занятий) предусматривает предварительные наблюдения воспитательно-образовательного процесса в детских образовательных учреждениях в течение 4 учебных дней за счет времени, отведенного на педагогическую практику. Рекомендуется следующее количество пробных уроков, занятий и внеклассных занятий на каждого студента за весь период обучения: по основной профессиональной образовательной программе СПО базового уровня – 20, по основной профессиональной образовательной программе СПО повышенного уровня – 24.
По специальности 0313 Дошкольное образование обязательным является следующее количество пробных занятий по педагогике и частным методикам: Организация и руководство деятельностью детей в повседневной жизни, учебно-познавательной, игровой и трудовой деятельностью - 5, Методика развития речи, подготовка детей к обучению грамоте - 2, Методика природоведения и экологического образования - 1, Методика математического развития - 1, Методика развития детского изобразительного творчества - 2, Методика физического воспитания и развития - 2, Методика музыкального воспитания - 1, 2 досуговых занятия; Методика физического воспитания и развития - 1, Практикум по детской литературе - 1. Остальные занятия и их распределение по дисциплинам образовательное учреждение вправе определять самостоятельно, включая дисциплины по специализации и программе дополнительной подготовки.
Преддипломная практика
Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего педагога, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность педагога.
В ходе практики студенты выполняют обязанности воспитателей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, руководителей кружков и др.
Если ГОС СПО по специальности на преддипломную практику отведен объем времени менее 4 недель, то образовательному учреждению в целях увеличения времени преддипломной практики (до 4-х недель) следует использовать часть объема времени, отведенного на педагогическую практику в цикле дисциплин предметной подготовки.
По специальностям 0313 Дошкольное образование студенты выполняют учебную нагрузку педагога по основной квалификации в течение 4 недель, по программе дополнительной подготовки – в течение 2 недели.
Д) Отчетная документация.
В педагогических колледжах, училищах предусматривается основная документация по практике: годовой (семестровый) план проведения практики; расписание практики; графики консультаций; журнал учета практики (отдельный на каждую учебную группу на весь период обучения).
Для студентов: отчеты, выполненные по результатам прохождения практики.