1. Общая характеристика объекта практики - МБДОУ №32
Моя педагогическая практика проходила в МБДОУ д/с комбинированного вида №32 "Страна чудес" города Зеленогорска (ул. Мира, 66) Красноярского края.
Заведующая МБДОУ: Котлярова Елена Олеговна.
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и склонностями; подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника; коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления:
- в состав структуры управления дошкольным учреждением входят следующие формы: Общее собрание трудового коллектива; Совет педагогов.
- в состав структуры общественного управления дошкольным учреждением входят следующие формы: Попечительский совет; Родительские комитеты групп.
В детском саду функционируют следующие группы: раннего возраста (для детей 1-3лет) - 2; дошкольного возраста (для детей 3-7 лет) - 8 (табл. 1).
Особенностью ДОУ является то, что наряду с обычными группами функционируют 7 групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, из них 1 группа с круглосуточным пребыванием.
Режим работы ДОУ установлен учредителем, исходя из потребностей семьи, бюджетного финансирования, и является следующим:
- для детей с задержкой психического развития, пятидневная рабочая неделя с круглосуточным пребыванием детей;
- для детей общеобразовательных групп - дневное пребывание детей, с 6.30 до 18.30;
- круглосуточное пребывание детей, с понедельника 6.30 до пятницы 18.30.
Таблица 1 - Количество детей по группам
Группа |
Возраст |
Норма |
Кол-во |
% |
|
1 ясельная |
1-2 |
15 |
15 |
100 |
|
2 ясельная |
2-3 |
15 |
15 |
100 |
|
2 младшая |
3-4 |
20 |
20 |
100 |
|
1 младшая компенсирующей направленности для детей с ОВЗ |
3-4 |
10 |
10 |
100 |
|
1 средняя компенсирующей направленности для детей с ОВЗ |
4-5 |
5 |
5 |
100 |
|
2 средняя компенсирующей направленности для детей с ОВЗ |
4-5 |
10 |
10 |
100 |
|
1 старшая компенсирующей направленности для детей с ОВЗ |
5-6 |
10 |
10 |
100 |
|
2 старшая компенсирующей направленности для детей с ОВЗ |
5-6 |
10 |
10 |
100 |
|
1 подготовительная компенсирующей направленности для детей с ОВЗ |
6-7 |
10 |
9 |
90 |
|
2 подготовительная компенсирующей направленности для детей с ОВЗ |
6-7 |
10 |
10 |
100 |
|
Всего |
- |
115 |
114 |
99 |
Показатели самообследования ДОУ представлены в Приложении 1.
Социальный паспорт семей воспитанников ДОУ показан на рис. 1:
Рисунок 1 - Социальный паспорт семей воспитанников МБДОУ №32
Реализуемые программы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Приоритетное осуществление квалифицированной коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется в соответствии со специальными программами:
2. Программа "Коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития" под ред. С.Г. Шевченко.
3. Программа "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта" под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.
Кадровое обеспечение образовательного процесса осуществляют 35 педагогов и специалистов, в том числе: 21 воспитатель, 2 педагога-дефектолога, 5 педагогов- логопедов, 1 педагог-психолог, 2 инструктора по физической культуре, 2 музыкальных руководителя, заведующая и заместитель заведующей по ВМР.
Анализ педагогических кадров ДОУ представлен в Приложении 2.
Для организации деятельности в ДОУ задействованы кабинеты (табл. 2).
Таблица 2 - Деятельность кабинетов ДОУ
Методический кабинет |
Библиотека для педагогов. Консультации, семинары, "круглые столы", педсоветы: повышение профессионального уровня педагогов. |
|
Кабинет психолога |
Комната психологической разгрузки. Коррекционные занятия с детьми и взрослыми, психогимнастика, индивидуальная работа. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, формирование положительных личностных качеств, развитие деятельности и поведения детей. |
|
Кабинет логопеда |
Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, консультативная работа с родителями и педагогами: развитие речи детей, коррекция звукопроизношения. |
|
Кабинет дефектолога |
Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, консультативная работа с родителями и педагогами: развитие интеллектуальных способностей, формирование волевых качеств детей. |
|
Музыкальный зал |
Утренняя гимнастика, праздники, досуги, занятия, индивидуальная работа: развитие музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы. |
|
Физкультурный зал |
Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения. Укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни. Развитие способности к восприятию и передаче движений. |
|
Медицинский кабинет |
Осмотр детей, консультации медсестры, врачей: профилактика, оздоровительная работа с детьми, консультативно-просветительская работа с родителями и воспитателями ДОУ. |
|
Процедурный кабинет |
Профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия. |
В ДОУ Эффективность коррекционно-развивающей образовательной и воспитательной работы с детьми, имеющими ОВЗ, заключается в системном педагогическом взаимодействии, которое осуществляется по трем блокам. Каждый блок включает в себя формы работы с воспитанниками, родителями, коллегами и предусматривает единство целей и задач процесса сопровождения детей с ОВЗ.
1) Формы педагогического взаимодействия в диагностическом блоке:
- ПМПК с целью реализации задач комплексного психолого-медико-педагогического изучения и сопровождения детей с ОВЗ через определение индивидуальных перспективных задач обучения и развития воспитанников, разработку индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов и программ, отслеживание динамики и результативности коррекционно-развивающей работы;
- индивидуальное педагогическое взаимодействие в процессе еженедельного методического часа с целью выбора и корректировки эффективных методов и приемов коррекционной работы с воспитанниками и индивидуального консультирования их родителей.
2) Формы педагогического взаимодействия в коррекционно-развивающем блоке:
- единое календарно-тематическое планирование по всем образовательным областям и воспитательной работе с учетом лексического цикла с целью реализации общих коррекционно-развивающих задач и повышения качества коррекционной работы;
- интегрированная образовательная деятельность педагогов с целью повышения качества коррекционно-развивающей работы с воспитанниками;
- ассистирование педагогов в процессе НОД и ООД с целью повышения эффективности индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками;
- тематические консультации и мастер-классы, отражающие актуальные вопросы, методические аспекты и технологии коррекционно-развивающей работы с воспитанниками и их родителями с целью педагогической преемственности и обогащения профессионального опыта;
- совместные выступления, практические задания в рамках методической работы творческих групп ДОУ, городского образовательного пространства, методических объединений учителей-дефектологов, логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности, базовых и стажерских площадок городского и федерального уровня с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.
3) Формы педагогического взаимодействия в социально-педагогическом блоке:
- индивидуальное консультирование родителей с целью ознакомления с результатами диагностики, динамики обучения и развития воспитанников, формирования адекватной оценки психического состояния и их готовности к школьному обучению;
- практическое индивидуальное и групповое консультирование родителей с целью формирования педагогической компетентности и обучения коррекционным приемам игровой и учебной деятельности с детьми;
- тетради рекомендаций дефектологов и логопедов с целью использования представленной системы развивающих игр, упражнений и заданий, связанных с текущим учебным материалом, для закрепления и повторения с детьми в домашних условиях.
В работе с детьми используются различные формы организации воспитательно-образовательного процесса: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе различных видов деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Численность воспитанников подготовительных к школе групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ составляет 18 человек. Все выпускники посещают занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Так, по результатам мониторинга образовательного процесса в подготовительных к школе группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ на конец 2013-2014 учебного года отмечается положительная динамика у всех детей (рис. 2).
Рисунок 2 - Мониторинг образовательного процесса (итоговые результаты)
При этом:
- 13 воспитанников (72%) - условно готовы к школьному обучению. Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией им рекомендовано обучение и воспитание по программе VII вида в классе компенсирующей направленности;
- 4 воспитанникам (22,4%) Краевой психолого-медико-педагогической комиссией рекомендовано обучение по программе VIII вида;
- 1 ребёнку (5,5%) рекомендовано дублирование Программы подготовительной к школе группы.
Таким образом, все специалисты ДОУ предоставляют возможность учиться и развиваться детям, имеющим проблемы в здоровье и развитии.
Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий специалистов помогают создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей с ОВЗ.
Принцип комплексности предполагает, что устранение нарушений в развитии должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Все специалисты работают под руководством учителя - дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы.
- Программа педагогической практики в должности учителя-логопеда дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи
- 57.Основные профессиональные функции воспитателя дошкольного учреждения.
- 46. Корпоративная культура взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении
- 4. Педагогическая практика студентов педагогического училища (колледжа) в дошкольных образовательных учреждениях.
- 27. Дошкольное образовательное учреждение и семья.
- Программа педагогической практики студентов IV курса (8 семестр) в специальных дошкольных учреждениях в качестве учителя-логопеда