logo
Формирование профессионально-педагогических умений логопеда в дошкольном образовательном учреждении

1. Общая характеристика объекта практики - МБДОУ №32

Моя педагогическая практика проходила в МБДОУ д/с комбинированного вида №32 "Страна чудес" города Зеленогорска (ул. Мира, 66) Красноярского края.

Заведующая МБДОУ: Котлярова Елена Олеговна.

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и склонностями; подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника; коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления:

- в состав структуры управления дошкольным учреждением входят следующие формы: Общее собрание трудового коллектива; Совет педагогов.

- в состав структуры общественного управления дошкольным учреждением входят следующие формы: Попечительский совет; Родительские комитеты групп.

В детском саду функционируют следующие группы: раннего возраста (для детей 1-3лет) - 2; дошкольного возраста (для детей 3-7 лет) - 8 (табл. 1).

Особенностью ДОУ является то, что наряду с обычными группами функционируют 7 групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, из них 1 группа с круглосуточным пребыванием.

Режим работы ДОУ установлен учредителем, исходя из потребностей семьи, бюджетного финансирования, и является следующим:

- для детей с задержкой психического развития, пятидневная рабочая неделя с круглосуточным пребыванием детей;

- для детей общеобразовательных групп - дневное пребывание детей, с 6.30 до 18.30;

- круглосуточное пребывание детей, с понедельника 6.30 до пятницы 18.30.

Таблица 1 - Количество детей по группам

Группа

Возраст

Норма

Кол-во

%

1 ясельная

1-2

15

15

100

2 ясельная

2-3

15

15

100

2 младшая

3-4

20

20

100

1 младшая компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

3-4

10

10

100

1 средняя компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

4-5

5

5

100

2 средняя компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

4-5

10

10

100

1 старшая компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

5-6

10

10

100

2 старшая компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

5-6

10

10

100

1 подготовительная компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

6-7

10

9

90

2 подготовительная компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

6-7

10

10

100

Всего

-

115

114

99

Показатели самообследования ДОУ представлены в Приложении 1.

Социальный паспорт семей воспитанников ДОУ показан на рис. 1:

Рисунок 1 - Социальный паспорт семей воспитанников МБДОУ №32

Реализуемые программы:

1. Примерная основная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Приоритетное осуществление квалифицированной коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется в соответствии со специальными программами:

2. Программа "Коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития" под ред. С.Г. Шевченко.

3. Программа "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта" под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.

Кадровое обеспечение образовательного процесса осуществляют 35 педагогов и специалистов, в том числе: 21 воспитатель, 2 педагога-дефектолога, 5 педагогов- логопедов, 1 педагог-психолог, 2 инструктора по физической культуре, 2 музыкальных руководителя, заведующая и заместитель заведующей по ВМР.

Анализ педагогических кадров ДОУ представлен в Приложении 2.

Для организации деятельности в ДОУ задействованы кабинеты (табл. 2).

Таблица 2 - Деятельность кабинетов ДОУ

Методический кабинет

Библиотека для педагогов. Консультации, семинары, "круглые столы", педсоветы: повышение профессионального уровня педагогов.

Кабинет психолога

Комната психологической разгрузки.

Коррекционные занятия с детьми и взрослыми, психогимнастика, индивидуальная работа.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, формирование положительных личностных качеств, развитие деятельности и поведения детей.

Кабинет логопеда

Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, консультативная работа с родителями и педагогами: развитие речи детей, коррекция звукопроизношения.

Кабинет дефектолога

Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, консультативная работа с родителями и педагогами: развитие интеллектуальных способностей, формирование волевых качеств детей.

Музыкальный зал

Утренняя гимнастика, праздники, досуги, занятия, индивидуальная работа: развитие музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы.

Физкультурный зал

Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения. Укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни. Развитие способности к восприятию и передаче движений.

Медицинский кабинет

Осмотр детей, консультации медсестры, врачей: профилактика, оздоровительная работа с детьми, консультативно-просветительская работа с родителями и воспитателями ДОУ.

Процедурный кабинет

Профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия.

В ДОУ Эффективность коррекционно-развивающей образовательной и воспитательной работы с детьми, имеющими ОВЗ, заключается в системном педагогическом взаимодействии, которое осуществляется по трем блокам. Каждый блок включает в себя формы работы с воспитанниками, родителями, коллегами и предусматривает единство целей и задач процесса сопровождения детей с ОВЗ.

1) Формы педагогического взаимодействия в диагностическом блоке:

- ПМПК с целью реализации задач комплексного психолого-медико-педагогического изучения и сопровождения детей с ОВЗ через определение индивидуальных перспективных задач обучения и развития воспитанников, разработку индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов и программ, отслеживание динамики и результативности коррекционно-развивающей работы;

- индивидуальное педагогическое взаимодействие в процессе еженедельного методического часа с целью выбора и корректировки эффективных методов и приемов коррекционной работы с воспитанниками и индивидуального консультирования их родителей.

2) Формы педагогического взаимодействия в коррекционно-развивающем блоке:

- единое календарно-тематическое планирование по всем образовательным областям и воспитательной работе с учетом лексического цикла с целью реализации общих коррекционно-развивающих задач и повышения качества коррекционной работы;

- интегрированная образовательная деятельность педагогов с целью повышения качества коррекционно-развивающей работы с воспитанниками;

- ассистирование педагогов в процессе НОД и ООД с целью повышения эффективности индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками;

- тематические консультации и мастер-классы, отражающие актуальные вопросы, методические аспекты и технологии коррекционно-развивающей работы с воспитанниками и их родителями с целью педагогической преемственности и обогащения профессионального опыта;

- совместные выступления, практические задания в рамках методической работы творческих групп ДОУ, городского образовательного пространства, методических объединений учителей-дефектологов, логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности, базовых и стажерских площадок городского и федерального уровня с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.

3) Формы педагогического взаимодействия в социально-педагогическом блоке:

- индивидуальное консультирование родителей с целью ознакомления с результатами диагностики, динамики обучения и развития воспитанников, формирования адекватной оценки психического состояния и их готовности к школьному обучению;

- практическое индивидуальное и групповое консультирование родителей с целью формирования педагогической компетентности и обучения коррекционным приемам игровой и учебной деятельности с детьми;

- тетради рекомендаций дефектологов и логопедов с целью использования представленной системы развивающих игр, упражнений и заданий, связанных с текущим учебным материалом, для закрепления и повторения с детьми в домашних условиях.

В работе с детьми используются различные формы организации воспитательно-образовательного процесса: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе различных видов деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Численность воспитанников подготовительных к школе групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ составляет 18 человек. Все выпускники посещают занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Так, по результатам мониторинга образовательного процесса в подготовительных к школе группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ на конец 2013-2014 учебного года отмечается положительная динамика у всех детей (рис. 2).

Рисунок 2 - Мониторинг образовательного процесса (итоговые результаты)

При этом:

- 13 воспитанников (72%) - условно готовы к школьному обучению. Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией им рекомендовано обучение и воспитание по программе VII вида в классе компенсирующей направленности;

- 4 воспитанникам (22,4%) Краевой психолого-медико-педагогической комиссией рекомендовано обучение по программе VIII вида;

- 1 ребёнку (5,5%) рекомендовано дублирование Программы подготовительной к школе группы.

Таким образом, все специалисты ДОУ предоставляют возможность учиться и развиваться детям, имеющим проблемы в здоровье и развитии.

Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий специалистов помогают создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей с ОВЗ.

Принцип комплексности предполагает, что устранение нарушений в развитии должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Все специалисты работают под руководством учителя - дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы.