Выводы
Практика для студента необходима, так как она помогает сформировать профессиональные умения и навыки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
В ходе практики в МБДОУ комбинированного вида д/с №32 "Страна чудес" я ознакомилась как с деятельностью дошкольного учреждения в целом, так и изучила работу логопедического пункта ДОУ.
Познакомилась с коллективом педагогов, с логопедом. Изучила порядок приема детей и комплектования групп, познакомилась с нормативно-правовыми документами учителя-логопеда, с оформлением и оборудованием логопедического кабинета. Изучила состав детей логопедической группы.
В процессе практики я училась проводить логопедическое обследование, составляла конспекты индивидуальных и фронтальных занятий, училась правильно выбирать языковой и речевой материал, обоснованно использовать методы, формы и приемы преодоления нарушений речевой деятельности. Наблюдала за детьми во время различных занятий, в процессе индивидуальной работы с ними.
Также наблюдала за детьми, их работой во время проведения занятий логопедом, воспитателем. Мною осуществлялось наблюдение фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, которые были мною законспектированы и проанализированы. Присутствовала на диагностике и обследование детей, заполнение речевой карты. Совместно с логопедом планировала содержание работы с детьми, их родителями, определили какой наглядный, дидактический материал следует использовать, а какой сделать своими руками.
Кроме того, самостоятельно проводила психолого-педагогическое и логопедическое обследование дошкольников с речевой патологией, анализировала результаты, с помощью логопеда составляла план коррекционной работы с ребенком. Самостоятельно оформляла речевую карту ребенка. Мною было самостоятельно разработано и проведены занятия: фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по теме: "Звуки Ж-Ш", и индивидуальное занятие, проведенное в старшей группе на тему: "Звук Р". Самостоятельно изготовляла наглядные пособия: предметные картинки для работы с детьми.
Старалась принимать активное участие во всех мероприятиях организованных в ДОУ.
Практика мне очень помогла, я научилась анализировать свою деятельность, вести педагогическую документацию, устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и родителями, находить недостатки и достоинства, исправлять ошибки. В то же время, в процессе практики столкнулась с трудностями, т.к. сказывалось отсутствие опыта в проведении логопедических занятий. Так, при проведении занятий чувствовалась низкая активность, что объясняется появлении на занятии нового незнакомого им человека, но к концу занятий удалось установить контакт с детьми
В процессе прохождения мной педагогической практики я получила содействие и помощь не только логопеда, что выражалось в предоставлении мне дидактического материала, пособий, помощи в написании конспектов отчетных занятий (рекомендательной), но всего коллектива ДОУ.
Таким образом, прохождение данной практики помогло мне более глубоко усвоить и применить в практической деятельности знания, полученные при изучении как специальных дисциплин в области логопедии, так и общепрофессиональных, необходимых в работе с детьми дошкольного возраста.
За четыре недели практики я получила новые знания и умения работы с детьми. Благодаря учителю-логопеду я пополнила уровень теоретических и практических знаний и усвоила специфику работы логопеда. Практика научила меня любить и принимать детей такими, какие они есть. Я поняла, что работая с детьми нужно быть очень терпеливым человеком, иметь выдержку, чувство долга, быть ответственным. Я поняла, что нужно постоянно заниматься самовоспитанием и самообразованием. Чтобы быть профессионалом в своей работе надо много знать, а профессиональные качества требуют развития.
В целом практика прошла хорошо. Для ее прохождения были созданы все условия. Исходя из выше сказанного, считаю, что цель практики можно считать достигнутой.
Приложения
Приложение 1
Показатели деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию
N п/п |
Показатели |
Единица измерения |
|
1. |
Образовательная деятельность |
||
1.1 |
Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: |
116 человек |
|
1.1.1 |
В режиме полного дня (8 - 12 часов) |
116 человек |
|
1.1.2 |
В режиме кратковременного пребывания (3 - 5 часов) |
0 человек |
|
1.1.3 |
В семейной дошкольной группе |
0 человек |
|
1.1.4 |
В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации |
0человек |
|
1.2 |
Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет |
26 человек |
|
1.3 |
Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет |
90 человек |
|
1.4 |
Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: |
7 человек/6% |
|
1.4.1 |
В режиме полного дня (8 - 12 часов) |
116 человек/100% |
|
1.4.2 |
В режиме продленного дня (12 - 14 часов) |
0 человек/% |
|
1.4.3 |
В режиме круглосуточного пребывания |
8 человек/6,9% |
|
1.5 |
Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги: |
73 человек/62,9% |
|
1.5.1 |
По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии |
61человек/52,5% |
|
1.5.2 |
По освоению образовательной программы дошкольного образования |
116 человек /100% |
|
1.5.3 |
По присмотру и уходу |
7 человек/6% |
|
1.6 |
Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника |
18,7 дня |
|
1.7 |
Общая численность педагогических работников, в том числе: |
33 человек |
|
1.7.1 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование |
28 человек/84,8% |
|
1.7.2 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) |
28 человек/84,8% |
|
1.7.3 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование |
5 человек/ 15,1% |
|
1.7.4 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) |
5 человек 15,1% |
|
1.8 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: |
25 человек/75,8% |
|
1.8.1 |
Высшая |
10 человек/30% |
|
1.8.2 |
Первая |
14 человек/42% |
|
1.9 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: |
33 человека/% |
|
1.9.1 |
До 5 лет |
3 человек/9% |
|
1.9.2 |
Свыше 30 лет |
2 человек/6% |
|
1.10 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет |
2 человек/6% |
|
1.11 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет |
0 человек/0% |
|
1.12 |
Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников |
36 человек 97,2% 97,2% |
|
1.13 |
Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников |
3 человека 8,3% |
|
1.14 |
Соотношение "педагогический работник/воспитанник" в дошкольной образовательной организации |
1 человек/3,96 человек |
|
1.15 |
Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: |
||
1.15.1 |
Музыкального руководителя |
да |
|
1.15.2 |
Инструктора по физической культуре |
да |
|
1.15.3 |
Учителя-логопеда |
да |
|
1.15.4 |
Логопеда |
да |
|
1.15.5 |
Учителя-дефектолога |
да |
|
1.15.6 |
Педагога-психолога |
да |
|
2. |
Инфраструктура |
||
2.1 |
Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника |
20,46 кв. м |
|
2.2 |
Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников |
223,5 кв. м |
|
2.3 |
Наличие физкультурного зала |
да |
|
2.4 |
Наличие музыкального зала |
да |
|
2.5 |
Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке |
да |
Приложение 2
логопедический детский сад речевой
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Анализ педагогических кадров
Ф.И.О. |
Должность |
Образование |
Педстаж |
Категория |
|
Котлярова Е.О. |
Заведующий |
высшее |
28 лет |
I категория |
|
Огдина Л.В. |
Зам.зав. по ВМР |
высшее |
19 лет |
I категория |
|
Рыбачкова А.В. |
Старший воспитатель |
высшее |
18 лет |
I категория |
|
Теплова Е.С. |
Педагог-психолог |
высшее |
9 лет |
I категория |
|
Ходырева Е.А. |
Учитель - дефектолог |
высшее |
29 лет |
высшая категория |
|
Фогельгезанг Е.А. |
Учитель - логопед |
высшее |
14 лет |
I категория |
|
Котловская О.Б. |
Музыкальный руководитель |
высшее |
25 лет |
I категория |
|
Диденко Н.А. |
Музыкальный руководитель |
высшее |
11 лет |
I категория |
|
Осипова О.Н. |
Инструктор по физической культуре |
средне-професс. |
29 лет |
I категория |
|
Воробьева А.О. |
Инструктор по физической культуре |
студентка КГПУ |
- |
- |
|
Казаковская О.А. |
Учитель-логопед |
высшее |
14 лет |
I категория |
|
Надымова Е.А. |
Учитель-логопед |
высшее |
25 лет |
I категория |
|
Шеломенцева Е.В. |
Учитель-логопед |
высшее |
11 лет |
I категория |
|
Коновалова Л.Ю. |
Учитель-логопед |
высшее |
19 лет |
высшая категория |
|
Ермишкина Т.В. |
Учитель-дефектолог |
высшее |
14 лет |
I категория |
|
Бочкова О.Г. |
Воспитатель |
высшее |
31 лет |
высшая категория |
|
Шмидт Е.Е. |
Воспитатель |
высшее |
18 лет |
высшая категория |
|
Попкова С.А. |
Воспитатель |
высшее |
14 лет |
I категория |
|
Коновалова Н.В. |
Воспитатель |
высшее |
16 лет |
I категория |
|
Шкулова М.Н. |
Воспитатель |
высшее |
18 лет |
высшая категория |
|
Ионина Т.А. |
Воспитатель |
высшее |
14 лет |
высшая категория |
|
Аксенова К.Ю. |
Воспитатель |
высшее |
8 лет |
I категория |
|
Стрельникова О.Н. |
Воспитатель |
высшее |
22 год |
I категория |
|
Матвеева Н.Г. |
Воспитатель |
высшее |
9 лет |
I категория |
|
Татаринова М.А. |
Воспитатель |
высшее |
6 лет |
- |
|
Якубович И.В. |
Воспитатель |
высшее |
12 лет |
II категория |
|
Цыбигей Н.А. |
Воспитатель |
высшее |
14 лет |
I категория |
|
Потылицына В.В. |
Воспитатель |
высшее |
10 лет |
- |
|
Шалыгина А.С. |
Воспитатель |
высшее |
3 года |
СЗД |
|
Сидорова Л.И. |
Воспитатель |
средне-професс. |
5 лет |
СЗД |
|
Емельяшина И.А. |
Воспитатель |
высшее |
23 года |
I категория |
|
Маслюкова И.В. |
Воспитатель |
студентка педколледжа |
1 год |
- |
|
Щербинина Л.В. |
Воспитатель |
Студентка педколледжа |
1 год |
- |
|
Егорова М.В. |
Воспитатель |
высшее |
10 лет |
- |
|
Изотова О.П. |
Воспитатель |
высшее |
15 лет |
II категория |
Приложение 3
Положение о логопедической службе в МБДОУ д/с №32
1. Общие положения
1.1. Логопедическая служба создаётся на базе МБДОУ д/с №32 для обеспечения, наблюдения, обследования и коррекции речевых дефектов детей в условиях МБДОУ компенсирующего вида.
1.2. В состав логопедической службы входят логопеды специальных речевых групп и логопеды логопедических пунктов.
1.3. Логопедическая служба оказывает содействие внедрению в практику работы современных (инновационных) методов профилактики, диагностики и коррекции речевых нарушений на основе достижений медицинской и коррекционной науки.
1.4. В своей деятельности логопедическая служба руководствуется следующими документами:
- законом РФ "Об образовании";
- нормативно-правовыми документами, регулирующими защиту прав и достоинств ребёнка;
- уставом МБДОУ ДС №32;
- инструкциями по оказанию коррекционной (логопедической) помощи детям;
- договором между МБДОУ ДС №32 и родителями (законными представителями);
- настоящим положением.
2. Задачи логопедической службы.
2.1. Организация и осуществление учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими речевые недостатки.
2.2. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), с целью профилактики речевых нарушений у детей.
2.3. Оказание методической помощи специалистам ДОУ по вопросам дифференциальной диагностики и организации работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
2.4. Анализ причин речевого нарушения у детей с учётом сопутствующей патологии, разработка и проведение мероприятий, направленных на снижение и их ликвидацию.
2.5. Координация работы педагогов и специалистов МБДОУ по коррекции звукопроизношения у детей.
2.6. Распространение и внедрение в практику работы МБДОУ достижений в области отечественной и зарубежной коррекционной педагогики.
2.7. Организация взаимодействия с ГПМПК и ПМПК учреждения по своевременному уточнению речевого нарушения, составлению и реализации программы коррекции звукопроизношения.
3. Организация деятельности логопедической службы МБДОУ ДС №32.
3.1. В своей деятельности логопедическая служба выполняет следующие функции: диагностическая; коррекционная; профилактическая; просветительская.
3.2. Диагностическая функция
3.2.1. Логопедическое обследование воспитанников на период всего пребывания в МБДОУ, выявление специфических речевых нарушений и определение структуры дефекта.
3.2.2. Отслеживание динамики в речевом развитии детей, занимающихся в логопедическом пункте и в речевой группе.
3.2.3. Выявление причин речевого нарушения.
3.2.4. Диагностика проводится индивидуально, используя при этом проверенные методики.
3.3. Коррекционная работа
3.3.1. Логопедическая служба осуществляет коррекционную речевую работу как по подгруппам, так и индивидуально.
3.3.2. Подгруппы комплектуются согласно возрасту и дефекта.
3.3.3. Набор и выписка детей идет через ГПМПК (речевые группы) и ПМПК учреждения - логопункты.
3.3.4. Работа по коррекции звукопроизношения идёт в контакте со всеми специалистами МБДОУ и родителями (законными представителями).
3.3.5. Логопедическая работа осуществляется по индивидуальным коррекционным перспективным планам и программам, соответствующим уровню речевого развития ребёнка.
3.4. Профилактическая работа:
3.4.1. Профилактическая работа заключается в разработке конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в речевом развитии детей.
3.5. Просветительская работа:
3.5.1. Логопедическая служба работает в тесном контакте со специалистами-педагогами, консультирует их, родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.
3.5.2. Принимает активное участие в процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию речевых нарушений.
4. Документационное обеспечение
4.1. План работы службы является частью плана МБДОУ ДС №32.
4.2. В документацию службы входят следующие документы:
4.2.1. Аналитический отчёт за предыдущий год.
4.2.2. Журнал обследования речи детей (в логопунктах).
4.2.3. Журнал движения детей.
4.2.4. Журнал учёта посещаемости логопедических занятий.
4.2.5. Протокол обследования речи детей (протокол ГПМПК).
4.2.6. Речевые карты на детей.
4.2.7. Перспективные и календарные планы, в соответствии с речевыми дефектами.
4.2.8. Планы-конспекты фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, в зависимости от дефектов.
4.2.9. Индивидуальные тетради детей.
4.2.10. Журнал учёта консультаций для педагогов, родителей (законных представителей).
4.2.11. Тетради рабочих контактов учителей-логопедов и воспитателей групп.
4.3. Остальная документация может заводится учителем-логопедом, но она не является обязательной.
Положение о логопедической службе составлено на основе следующих документов:
1. Письма Минобразования России от 27.03.2000 г. №27/901-6 "О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) образовательного учреждения".
2. Методического письма Минобразования РФ от 16.01.2002 г. №03-51-5 ИН/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ".
3. Должностной инструкции учителя-логопеда МБДОУ ДС №32.
Приложение 4
Направления логопедической службы МБДОУ №32
Аналитико-диагностическая работа - комплексное логопедическое обследование устной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий и циклограммы работы; подготовка необходимой документации для участия в работе психолого-медико-педагогического консилиума.
Профилактическая работа - целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физвоспитанию, музыкального руководителя и медицинского работника, а так же родителей воспитанников:
- выявление детей "группы риска" (как известно, стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей отрицательно сказывается на их речевом развитии);
- предупреждение и преодоление вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным речевым дефектом;
- охрана нервно-психического здоровья детей;
- адаптация детей к ДОУ;
- создание благоприятного эмоционально- психологического климата в педагогическом и детском коллективах, в семье.
Осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях педагогов, индивидуальных консультаций по коррекции речи детей-логопатов, индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные об анамнестическом развитии детей, диагностики уровня речевых достижений, бесед с педагогами и организует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных.
На своих занятиях учитель-логопед применяет психокоррекционные приёмы, нейропсихологические методы для развития психических функций, использует приемы психотерапии с воспитанниками.
Коррекционно-развивающая работа - направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых (2-3 ребенка) и фронтальных логопедических занятий.
Результаты логопедической работы вносятся в речевые карты детей, принятых для занятий в логопункте, доводятся до сведения администрации ДОУ и родителей, представляются на ПМПк и на районной ПМПК, а затем, при выпуске детей передаются в школу.
Пропаганда логопедических знаний - повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы и мероприятиях коррекционно-развивающего процесса с детьми-логопатами. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом.
Методическая работа логопеда направлена на:
- повышение уровня логопедической компетентности и профессионализма;
- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;
- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса. Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для педагогов и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективное планирование деятельности; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск оптимальных средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.
Учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, методических объединений учителей и логопедов, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары, открытые логопедические занятия, посещает занятия воспитателей, выступает на родительских собраниях.
Консультативная работа - консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых НООД, семинаров, выступлений на собраниях. Осуществляется в тесном контакте с родителями, для обеспечения необходимого уровня их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы, обусловленной речевыми нарушениями.
Приложение 5
Содержание коррекционно-педагогической работы нарушений речи в логопедическом пункте МБДОУ №32
1-й год обучения |
||
Содержание работы |
Примерные приемы и методы работы |
|
1. Обследование детей. Составление индивидуальных планов ребенка с учетом зрительной и речевой патологии. Изучение условий развития ребенка, общения в семье со взрослыми и сверстниками. Выявление уровня общего психического развития ребенка. Определение вида ведущей деятельности (игра, конструирование, рисование и т д.). |
Беседы с родителями. |
|
2. Развитие психических функций: а) формирование устойчивости, внимания; б) расширение познавательной активности. |
Тестирование. |
|
3. Формирование навыков готовности к занятиям у логопеда: а) направленность внимания на логопеда; б) понимание и выполнение инструкций; в) осуществление контроля за своей деятельностью. |
Учить играть с образными игрушками-персонажами совместно с логопедом: сначала по подражанию, потом по словесному указанию выполнять простейшие драматизированные действия (зайчик прыгает, цыпленок клюет). |
|
4 Развитие моторики: а) общей; б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия. |
Выполнение общеразвивающих физических упражнений; формирование навыков рисования, различение признаков по фактуре. |
|
5. Развитие движений артикуляционного аппарата для формирования артикуляционной базы, для постановки нарушенных звуков |
Упражнения: "Окошко", "Трубочка", "Заборчик", "Часики", "Вкусное варенье", "Лошадка". |
|
6. Постановка нарушенных звуков согласно индивидуальным планам. Первоначальное закрепление звуков. |
В слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. |
|
7. Развитие речевого дыхания. |
Развитие длительного речевого выдоха -- вдоха. |
|
8. Развитие слухового внимания: а) целенаправленное восприятие с помощью слуха; б) осознанное различение речевых звуков; в) различие на слух звуков в окружающей действительности; г) воспроизведение звуков. |
Узнавание и произнесение неречевых звуков (шум проезжающей машины, шуршание листьев, шум ветра и т. д.). Задания по звукоподражанию: "гав-гав", "га-га-га", "мяу". Игра "Кто как голос подает". |
|
9. Развитие зрительно-пространственных представлений. |
Словесное обозначение пространственных свойств предметов. |
|
10. Развитие сенсорного восприятия с помощью перцептивной деятельности. |
Усвоение сенсорных эталонов: а) геометрические формы; б) основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый); в) система величин (большой, маленький). |
|
11. Развитие зрительного восприятия. |
Анализ частей предмета и опознание предметов по значимым признакам. |
|
12. Восприятие умения говорить правильно, внятно, отчетливо. |
Проговаривание поговорок, загадок, четверостиший. |
|
13. Развитие смысловой стороны речи. |
Задания на соотнесение предмета и об раза по словам. |
2-й год обучения
Содержание работы |
Примерные приемы и методы работы |
|
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) Индивидуальные занятия |
||
1 . Развитие движений артикуляционного аппарата. |
Упражнения: "Окошко", "Трубочка", "Заборчик", "Вкусное варенье", "Чашки", "Лошадки" и др. |
|
2. Формирование правильного звукового произношения: а) постановка нарушенных звуков согласно индивидуальным планам; б) первоначальное закрепление звуков. |
Постановка свистящих звуков (с, з, ц, с) использованием специальных зондов. Упражнения: "Загнать мяч в ворота", "Наказать непослушный язычок", "Сделать язык широким", "Кто дальше загонит мяч" и др. |
|
3. Развитие речевого дыхания. |
В словах, слогах, словосочетаниях, предложениях. Упражнения с удлинением речевого выдоха: "Чей пароход лучше гудит?" и др. |
|
4. Развитие слухового внимания и памяти: а) целенаправленное внимание с помощью слуха; б) осознанное различие звуков; в) узнавание на слух неречевых звуков и их воспроизведение. |
Дидактические игры: "Угадай-ка", "Кто кричит?", "Угадай, на чем я играю", "Угадай, что я делаю", "Как шуршат листья?", "Как шумит ветер?". |
|
5. Развитие моторики: а) общей; б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия. |
Общеразвивающие физические упражнения. Работа с карандашом (обводка по контуру). Формирование навыков рисования (раскрашивание). Различение признаков по фактуре. |
|
6. Развитие зрительно-пространственных представлений. |
Работа с мозаикой. Словесное обозначение пространственных свойств предметов. |
|
7. Развитие сенсорного восприятия. |
Работа над усвоением сенсорных эталонов (геометрическая форма, цвет, система величин, система времени) с помощью перцептивной деятельности. |
|
8 Развитие зрительного восприятия. |
Задания на анализ частей предмета и его опознание по значимым признакам. Использование игр с натуральными объектами, объемными моделями, игрушками, элементами мозаики, конструктора. |
|
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) Индивидуальные занятия |
||
9. Пополнение словарного запаса новыми словами, развитие предметной соотнесенности слова и образа предмета. |
Классификация названий предметов. Подбор слов, характеризующих признаки предметов и действия с ними. |
|
10. Развитие внимания к звуковой стороне речи. |
Выделение и определение звуков в окружающей действительности. |
|
11. Воспитание умения говорить внятно, отчетливо, умеренно, громко, в неторопливом темпе. |
На материале упражнений, загадок, поговорок, потешек, стихотворений. Их разучивание с голоса логопеда. |
|
Подгрупповые занятия |
||
1. Развитие психических функций: а) формирование устойчивости внимания; б) расширение объема памяти; познавательной активности. |
В процессе работы по всем разделам обучения. |
|
2. Формирование навыков готовности к обучению: а) направленность внимания на логопеда; б) выполнение инструкций; в) осуществление контроля за своей деятельностью. |
Проведение физкультминуток, речевых игр с движениями хороводов, сюжетно-ролевых игр. |
|
3. Развитие моторики: а) общей; б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия. |
Формирование навыков рисования. Различение признаков по фактуре. |
|
4. Развитие общих речевых навыков. |
Чтение, разучивание стихотворений, потешек, поговорок с голоса логопеда. |
|
5. Развитие фонематического восприятия и представлений. |
Преобразование одного слова в другое путем замены, добавления, усечения звуков (мир -- тир, пир -- пар). |
|
6. Развитие лексической стороны речи: а) знакомство с основными словами; б) конкретизация знакомых и новых слов; в) формирование обобщающих функций слова. |
Использование тем по развитию речи: "Семья", "Игрушка", "Части тела", "Осень", "Фрукты", "Ягоды", "Овощи", "Мебель", "Посуда", "Групповая комната и логопедический кабинет". |
|
7. Развитие связной, грамматически правильной речи. |
Проведение несложных диалогов. Формирование вопросов и ответы на вопросы друг друга. Составление рассказов по картинке, описание предметов, муляжей игрушек. |
|
2-й период (декабрь, январь, февраль) Индивидуальные занятия |
||
1. Формирование правильного звукопроизношения: а) постановка звуков; б) автоматизация звуков; в) активное исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи; г) дифференциация звуков. |
Использование слогов, слов, словосочетаний, предложений, стихотворений. |
|
2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. |
||
Подгрупповые занятия |
||
1. Развитие психических функций: внимания, памяти, мышления, слухового внимания, слуховой памяти. |
Заучивание стихотворений, маленьких текстов с голоса логопеда. |
|
2. Развитие лексической стороны речи: а) знакомство с новыми словами; б) конкретизация новых и имеющихся слов; в) формирование обобщающих функций слова. |
Использование тем по развитию речи: "Продукты питания", "Зима", "Одежда", "Обувь", "Праздник елки", "Домашние животные и их детеныши", "Дикие животные и их детеныши", "Домашние птицы и их детеныши", "Животные жарких стран", "Почта", "Насекомые" и др. |