logo
Социально-педагогическая коррекция Интернет-зависимых подростков

1.3 Типология Интернет-зависимых подростков

Зависимость от интернета представляет собой группу разных поведенческих зависимостей, где Интернет является лишь средством их реализации, а не объектом. Таким образом, я считаю возможным в зависимости от предпочитаемых подростками сетевых ресурсов выделить следующие типы Интернет-зависимых подростков:

1. Интернет-коммуникаторы-аддикты, которые проводят огромное количество часов в чатах, форумах, дневниках, блогах, через короткие промежутки времени проверяют электронную почту и т.д., то есть заменяют реальное общение со сверстниками на виртуальное.

2. Интернет-эротоманы-аддикты, посещающие разнообразные сайты сексуального и порнографического характера, заводящие любовные романы и знакомства посредством Сети и занимающиеся виртуальным сексом.

3. Интернет-агрессоры-аддикты, значительную часть времени проводящие за посещением сайтов агрессивного характера, демонстрирующих сцены насилия и жестокости.

4. Интернет-когнитиваторы, реализующие свои познавательные интересы посредством Сети (поиск баз данных, составление программ, посещение учебно-образовательных сайтов, участие в телеконференциях и т.д.).

5. Интернет-гемблеры, увлекающиеся сетевыми играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т.д.

6. Интернет - покупатели, реализующие непреодолимую склонность к трате денег посредством многочисленных покупок в режиме реального времени (online).

Американские психологи (К. Янг, И. Гольдберг) выделили в процессе исследования пять основных типов интернет - зависимости:

1. Киберсексуальная зависимость -- непреодолимое влечение к посещению порносайтов;

2. Пристрастие к виртуальным знакомствам -- избыточность знакомых и друзей в Сети;

3. Навязчивая потребность в Сети -- игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;

4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) -- бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

5. Игровая зависимость -- навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры. [5]

В группу риска попадают:

1. Подростки, полагающие, что от них мало что зависит в жизни. В неудачах они винят других. Мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем. Не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. (Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность)

2. Подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться, либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег.

(Повышать самооценку ребёнка, чаще его хвалить, помочь быть успешным)

3. Подростки с высокой степенью внушаемости (т.е. готовностью подчиниться чужой воле), подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности

(Воспитывать в ребёнке самостоятельность, критичность к рекламе, поощрять инициативу)

4. Если ребёнок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок. Такие дети часто компенсируют недостаток реального общения виртуальным.

(Таким подросткам необходима помощь в налаживании реальных отношений)

5. Дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. [8]