1.2 Средства целостного педагогического процесса
Средства целостного педагогического процесса -- совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.
Рассмотрим основные виды средств обучения и воспитания и их классификацию. Подходов к классификации средств целостного педагогического процесса достаточно много. В данном пособии используется такая классификация:
Познавательная нагрузка и функции наглядности:
в наглядных образах отражается многообразие конкретных явлений, предметов окружающего мира;
организует восприятие и наблюдения учеником реальной действительности;
оказывает значительное влияние на сенсорную сферу школьника, развивает его наблюдательность, мышление, воображение;
стимулирует познавательную и творческую активность, способствует развитию интереса к учению;
создаваемые наглядностью живые ассоциации надолго сохраняются памятью;
с помощью наглядности отвлеченные понятия и абстракции наполняются конкретным содержанием;
способствует обобщениям (аллегории или образы литературных героев, выраженные словом либо средствами театрального, изобразительного искусства, носители обобщенных идей); [5]
-- повышает качество усвоения, способствует оснащенности знаний, их ясному и сознательному пониманию.
Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что неумелое ее использование может увести учеников от решения главной задачи, подменить учебную цель ярким средством, стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей.
Наглядность -- универсальное средство обучения и воспитания, которое одинаково ценно с учащимися разных возрастных групп: чем моложе ученики и воспитанники, тем необходимее и важнее использование наглядности. В старших классах ее роль столь же значительна, лишь меняются ее виды и пути использования.
Кроме наглядных средств обучения и воспитания, в педагогической практике широко используются технические средства, функциональные возможности и ценность которых подробно будут представлены далее.
Технические средства обучения (ТСО) -- совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Они объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся [8].
Без соответствующей технической поддержки образовательных стандартов невозможно достичь необходимого уровня современного образования, создать условия для разностороннего развития личности.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы изучения средств целостного педагогического процесса
- 1.1 Понятие целостного педагогического процесса
- 1.2 Средства целостного педагогического процесса
- Глава 2. Теоретические основания использования современных средств обучения в целостном педагогическом процессе
- 2.1 Компьютер как современное техническое средство обучения и воспитания
- 2.2 Использование мультимедийных технологий в образовании
- Заключение
- 2. Характеристика современных средств обучения.
- Лекция 9. Современные средства обучения в системе профессионального обучения Понятие и классификация средств обучения
- 19Вопрос Классификация и характеристика современных средств обучения
- 39. Средства обучения. Модернизация современной школы.
- Вопрос 3. Современные средства обучения
- 26.Современные средства обучения. Информационные технологии в технологическом образовании.
- 29. Современные средства обучения
- 15. Понятие средств обучения. Типология и функции средств обучения в современной школе.
- 3.3. Современные технические средства обучения рки
- Современные средства оценивания результатов обучения