logo
Современные средства обучения

Заключение

Информационные технологии как средства целостного педагогического процесса используются для достижения следующих педагогических целей:

1. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):

* развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);

развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);

формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

* подготовка специалистов в области информационных технологий;

* подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

* повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;

выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечисленных технологий - в зависимости от типа личности обучаемого);

углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).

Этими же педагогическим целями определяются и основные направления развития самих информационных технологий. Особое внимание сегодня уделяется совершенствованию таких технологий, как:

технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого;

технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;

технология управляемого мониторинга (контроль, коррекция результатов учебной деятельности, компьютерное педагогическое тестирование и психодиагностика);

коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта;

технология организации интеллектуального досуга, развивающих учебных игр.

Список использованной литературы

1. Андреев АА., Троян Г.М. Основы Интернет-обучения. - М., 2003.

2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

3. Афонин Г.М. Педагогика. - Ростов-на-Дону, 2002.

4. Бальцюк Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе. - М., 1989

5. Беспалъко В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.; Воронеж, 2002.

6. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -- М., 1995.

7. Воронин Т.П., Кашица В.П. и др. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М., 1995.

8. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М., 2001.

9. Кирмайер М. Мультимедиа: Пер. с нем. -- СПб., 1994.

10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1989.

11. Коджаспирова Г.М., Петров В.К. Технические средства обучения. - М., 2001.

12. Котов И.Б., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. - М., 2001.

13. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М.: Педагогика. 1986.

14. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

15. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 2001.

16. Лось М.В. Школьный учебник и новые информационные технологии обучения: на примере учебников математики. - Диссерт. кан. пед. наук. - Владикавказ, 1999. - 201 с.

17. Матросов В.Л., Трайнёв ВА., Трайнёв И.В. Интенсивные педагогические информационные технологии. - Том 1.-М., 1996.

18. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1988.

19. Огородников Е.В. Информационные технологии активизации обучения школьников на основе параллельных циклов деятельности. - Диссерт. кан. пед. наук. - Москва, 2002. - 234 с.

20. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1997.

21. Подкасистый П.И. и др. Педагогика. Учебное пособие. -М., 2002.

22. Подласый И.Л. Педагогика. - М., 2002.

23. Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. - М., 2001.

24. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. -- М., 2001.

25. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М., 1994.

26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998.

27. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения. - М., 2001.

28. Соловое А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Информатика и образование. -- 1996. -- № 1.

29. Столяренко Л Д. Педагогика. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2003.

30. Трайнёв И.В. Конструктивная педагогика. - М., 2003.

31. Троян Г.М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании. - М., 2002.