logo
Современные модели в учебно-воспитательном процессе младшей школы

1.3 Проблемы классификации современных моделей обучения в учебно-воспитательном процессе младшей школы

Классификация современных моделей обучения подтверждает исследования о вариативности организации и осуществления процесса образования, о возможности учета особенностей развития индивидуальности обучающегося, условий, в которых протекает процесс образования; модель образования как государственно-ведомственной организации, модель развивающего образования, традиционная модель образования, рационалистическая, феноменологическая, неинституциональная и другие.

Доказано, что система может изменить свои свойства, если изменить элементы данной системы. Цели являются системообразующим фактором педагогического процесса. В зависимости от того, какие цели определяются на текущий и прогнозируемый момент, зависит сама сущность учебно-воспитательного процесса в младшей школе. Если целью является формирование знаний, то процесс обучения приобретает объяснительно - иллюстративный характер, если - формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично, проблемного обучения, если ставит цель развития индивидуальности школьника и его личностных качеств, то процесс является подлинно развивающим, то есть целостным процессом проблемно - развивающего обучения или личностно - ориентированного обучения.

Процесс обучения в своем историческом становлении прошел ряд стадий развития от модели догматического обучения, затем объяснительно - иллюстративного, до проблемно - развивающего типа. При этом уровень целостности процесса обучения становился все выше. Сущность целостности проблемно - развивающего типа обучения - в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека, гармоничному развитию индивидуальности и воспитанию личности.

Модели обучения постоянно видоизменяются и сейчас проблемно - развивающий процесс обучения мы уже относим к традиционному его типу. Традиционный процесс обучения в настоящее время осуществляется в виде педагогической или андрагогической модели [13].

Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего. При этом, необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы.

Описание способов изменения образовательного процесса (включая рассмотрение действующих моделей) в начальной школе (система оценивания, безотметочная система, формы организации учебных занятий, индивидуализация образовательных программ и т.д.), направлено наследующие образовательные компоненты:

· поддержание образовательной инициативы ребенка;

· обучение навыкам общения, сотрудничества;

· расширения опыта самостоятельного выбора;

· формирование учебной самостоятельности.

Таким образом, традиционный процесс обучения в настоящее время в виде педагогической или андрагогической модели требует кардинальных изменений, связанных с изменением образовательных моделей учебно-воспитательного процесса, в том числе и в младшей школе. Основные отличия инновационных моделей от традиционной модели обучения мы видим в таблице 1.

Таблица 1.

Основные отличия инновационных моделей от традиционной модели

Традиционная модель обучения

Обучение в системе инновационных моделей

"Образование - это вызванный внешним воздействием процесс усвоение индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта…. То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности" (Клиберг Л. Проблемы теории обучения. - М.: Педагогика, 1994. - с.25)

"Образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности" (Новые ценности образования. А.: - ИПК, 2005. - с.55.

Образное понимание обучаемого: "человек - глина" - не имеет изначальной сущности ("чистый лист") и является материалом для педагогической работы.

Образное понимание обучаемого: "человек - семя" - имеет генетическую программу развития. Образование как развитие потенциальных качеств.

Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель.

В центре процесса обучения - ученик.

Обучение: преподавание + учение: учитель передает знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят.

Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие "освоение", чем понятия "изучение" и "усвоение".

Ведущая деятельность процесса обучения - преподавание.

Ведущая деятельность процесса обучения - деятельность познания.

В процессе обучения нивелируются субъектные различия детей, для всех детей дается единая "планка" - стандарт.

В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьников.

Общественные интересы ставятся выше личных.

Признается высшая самоценность личности ребенка.

Учитель, вместе с учебником, являются основными источниками знания, а учитель еще и контролирующим субъектом познания.

Роль учителя - организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.