logo
Современные модели в учебно-воспитательном процессе младшей школы

2.1 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы

Цель опытно - экспериментальной работы: исследовать образовательную модель в учебно-воспитательном процессе младшей школы

через решение следующих задач: исследовать одну из современных образовательных моделей в учебно-воспитательном процессе младшей школы; проанализировать результативность учебно-воспитательного процесса в школе нового типа.

База проведения эксперимента: основная и средняя школа, п. Архиповка и п. Степановка этого же сельского округа. На различных этапах исследования в эксперименте приняли участие 42 ученика первой школы и 32 - второй, 8 учителей и 12 родителей.

Исследование проводилось в три этапа в период педагогической практики на базе начальной школы с использованием методов анализа специальных литературных источников, педагогического эксперимента:

констатирующий (диагностика эффективности новой образовательной модели организации обучения, соответствие её современным требованиям),

формирующий эксперимент,

контрольный эксперимент;

Использовались методы: исследование текущей документации, опыта работы; системный и сравнительный анализ; систематизация и интерпретация полученных данных; опытно-экспериментальная работа; методы описания

В исследовании принимали участие две однородные школы, каждая из которых насчитывала по 42 и 32 ученика с 1 по 4 классы. Одна из школ работает в режиме "Школы свободного выбора" п. Архиповка и средняя школа п. Степановка в режиме традиционной модели.

На первом этапе изучалась и анализировалась литература, подбирался соответствующий возрастным особенностям материал. При анализе литературы были изучены 84 источника, куда вошли работы учёных, монографии, статьи, освещающие передовой педагогический опыт. Основной педагогический эксперимент проходил с целью проверки эффективности новой образовательной модели организации обучения.

Для реализации цели на втором этапе проводилось обследование двух школ (экспериментальной и контрольной) с целью выявления уровня эффективности традиционной и новой образовательных моделей организации обучения перед началом эксперимента, а также после его окончания. На третьем этапе проводились обобщения, обработка полученных результатов.

Педагогический эксперимент:

Две начальных школы (сорок два и тридцать два учащихся соответственно "Школа свободного выбора" п. Архиповка и начальная школа традиционной модели п. Степановка) определены: контрольная школа, работающую по стандартной государственной программе, и экспериментальная, работающая по программе "Школы свободного выбора".

Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления эффективности традиционной и новой образовательных моделей организации обучения; изучалась организация учебно-воспитательного процесса; новые варианты и замыслы.

Использовались уровни, предложенные Ж.А. Караевым:

III уровень - низкий. Школа не может предложить новую модель, работает в традиционном режиме по известному замыслу. Имеются затруднения при адаптации к новым условиям. Используют известный варианты организации учебно-воспитательного процесса.

II уровень - средний. Школа не всегда готов принять новый вариант организации учебно-воспитательного процесса и что - то изменить, строго действует в соответствии с традицией. Затрудняется в предложении нововведений.