logo
Современные модели в учебно-воспитательном процессе младшей школы

1.1.1 Сущность и значение инновационных школ в системе образования

Слово "инновация" - имеет латинское происхождение. В переводе оно означает - обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.

Понятие "нововведение" (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику. Само понятие "инновация" - впервые появилось в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века сформировалась новая область знания - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности нововведений. Наука о нововведениях - инноватика - возникла, как отражение обострившейся потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. В 30-е годы в США утвердились термины "инновационная политика фирмы", "инновационный процесс". В 60 - 70-е годы на Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств, осуществляемых фирмами и другими организациями [3].

В работе А.И. Пригожина дается такое определение - "нововведение или инновация - это целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы" [3].

Соответствующее направление научных исследований и термин "педагогическая инновация" и появились в Западной Европе и США еще в середине 60-х годов XX века. Изменение, направленное на повышение уровня и качества знаний обучаемых, сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья всех участников образовательного процесса понимается как "педагогическая инновация" расширение спектра целей, достигаемых в учебно-воспитательном процессе [4].

Развитие педагогической инновации в Казахстане связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать.

Образование как система представляет собой сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, - это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования.

В течение долгого исторического сложились и время от времени появляются школы с особой организацией, которые отличаются собственными принципами и определенной спецификой, в связи с чем, носят различные названия. Например, в педагогическом мире широкой известностью пользуются школы: "Вальдорфская школа", "Школа Амонашвили", "Школа радости", "Школа Френе", "Гуманитарная школа", "Спортивная школа", "Школа жизни", "Школа самоопределения", интеллектуальные школы Назарбаева, школы для одаренных детей, школы опережающего развития и т.д. Методика управления, укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования в данных образовательных моделях разработано с учетом конкретных направлений. Приоритетными задачами сегодня должны стать не только реализация образовательных программ, но и развитие современных образовательных моделей.

Практика доказала, что образование на современном этапе уже не может успешно функционировать, сохраняя прежние педагогические формы. Это значит, что обновленная школа и вся образовательная система с необходимостью требуют применения новых способов управления, что предполагает переосмысление базовых условий организации школьной жизни: переориентирование целей, задач, инструментария и средств, приемов и способов оценивания и коммуникации, то есть существует потребность общества в новых современных образовательных моделях.

В настоящее время цели школьного образования стали определяться более четко, результаты определяются конкретным комплексом задач, хотя и не всегда относятся к предмету или образовательной области, которые способен решать выпускник школы любого звена. Это связано с тем, что уровень постепенного постижения учеником задач школы (ступени, уровня, класса, учебного предмета), определяемых посредством цели - ориентиры, практически не проверяемые и носят чаще всего декларативный характер. Безусловно, нет возможности определить, в какой степени выпускник каждого школьного звена осознал естественно - научную картину мира или понял значимость творческой позиции М. Ауэзова, М. Булгакова или А. Солженицына для становления мировой модернистской школы XX века. Практически невозможно ответить на вопрос об ученических достижениях, позволяющих нам говорить о решении сформированных школой образовательных задач [5].

Подобного рода формулировки делали расплывчатым понятие "примерная или образцовая школа", практически неразрешимой проблему достоверного определения качества работы того или иного образовательного учреждения, уровня достижений ученика, не связанных с приобретением им определенного набора знаний, многих других усложненных умений.

Ответом на изменение понимания целей образования стало появление таких учебных программ, различных современных моделей, сконструированных как последовательность решения конкретных задач.

По замыслу авторов, ученик может теперь встречаться со словосочетанием "естественно-научная картина мира", но обязан, например, приобрести и умение отличать фундаментальные эксперименты от остальных; он должен быть способен даже, не прочтя всех произведений Достоевского, по отрывку одного из романов провести анализ выразительных средств, которыми пользовался великий писатель. Так прагматический, "задачный" подход в образовании начинает занимать важное место, постепенно вытесняя сугубо "концептуально - целевой" [6].

Функционирование любой образовательной модели подчиняется какой-либо цели.

Образовательные цели - это сознательно определенные ожидаемые результаты, к которым стремится данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей.

Цели образовательной системы - это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Неоднократно предпринимались попытки представить такую программу в виде модели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретного учебного заведения, в том числе и в начальной школе, что особенно важно для дальнейшего развития в среднем и старшем звене обучения. В современных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном образовательном процессе.

Цели обучения конкретной дисциплины уточняют и определяют цели образования современного человека как таковые и цели конкретного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей обучающихся.

Внедрение нового в учебно-воспитательный процесс младшей школы, позволяет включить большой процент школьников, как в воспитательный, так и образовательный процесс в целом. Как правило, цели показывают общие стратегические ориентиры и направления деятельности педагогов и учащихся, что является существенным фактором обновления образования. Безусловным содержательным ресурсом моделирования современной школы является обновление образования. Существует достаточно противоречивых теоретических исследований на эту тему, в связи с этим не выработана ни единая схема моделирования, не разработана четкая классификация, не четко определены технологии, полностью отвечающие социальным запросам государства и общества. Разработка современных образовательных моделей находится в стадии формирования.

1.2 Модели - ключевые характеристики образовательного процесса

Модель обучения - систематизированный комплекс основных закономерностей ученика и преподавателя при осуществлении обучения, подразделяется на два вида моделей - педагогические и андрагогические.

Современные модели организации обучения можно разделить на две группы: к первой относятся те, в основе которых лежат педагогические конструкции (цели - идеалы), ко второй относим такие модели, которые построены на новых возможностях дидактических средств обучения. Поворот казахстанского образовательного пространства к человеку, его обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызывает повышенный интерес педагогов к построению различных моделей обучения, направленных на развитие сущностных сил человека [7].

Современная модель обучения отражает психологические закономерности организации и осуществления процесса образования, обучающихся разного возраста и в разных условиях.

Наиболее употребительной в педагогической практике считается классификация по характеру и содержанию противоречий в учебной проблеме:

1) несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новой информацией;

2) многообразие выбора единственного правильного или оптимального варианта решения;

3) новые практические условия использования учащимися уже имеющихся у него знаний;

4) противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью или целесообразностью;

5) отсутствие теоретического обоснования практически достигнутого результата.

Согласно мнению Г.К. Селевко, любая образовательная модель должна удовлетворять некоторым основным требованиям, а именно:

· Концептуальность: должна быть присуща опора на определённую концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения определённых целей.

· Системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

· Управляемость: представляет возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

· Эффективность: современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.

· Воспроизводимость: подразумевает возможность применения педагогических технологий (повторения, воспроизведения) в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами [7].