logo
Разработка интерактивной экскурсии по современному Берлину на тему "Берлин в Великой Отечественной войне"

1.4 Сущность интерактивной экскурсии в средней школе

Современные старшеклассники часть информации воспринимают через СМИ. Однако не все они ориентированы на раскрытие героизма народа в Великой Отечественной войне, а некоторое из них показывают негативные стороны борьбы с агрессорами, или обращаются к тематике Великой Отечественной только по соответствующим праздникам.

В современных СМИ начало Великой Отечественной войны чаще всего характеризуется как паническое отступление, практически бегство Красной армии от западных границ почти до самой Москвы, как массовую гибель и пленение личного состава, деморализацию войск. Таким образом создается образ провала Красной Армии в борьбе с врагом, и дальнейшие ее победы представляются делом случая, а не закономерностью. Отсюда происходит и отношение к Великой Отечественной Войне как к позорному для России явлению, как к событию, уничтожившему миллионы русских солдат и подовравшему экономику страны.

И лишь несколько лет назад данная ситуация стала меняться.

Анализируя информационное поле СМИ 2013 года, можно констатировать, что в печатных, и электронных изданиях, и программах стало значительно больше материалов, посвященных значимым битвам разных периодов нашей истории, героям России разных лет, ранее мало освещаемые темы.

Например, неизвестные факты сотрудничества Русской православной церкви и советской разведки раскрывает документальная программа Сергея Медведева «Операция «Послушники». «Между молотом и наковальней» (Первый канал), посвященная победе под Курском в Великой Отечественной войне.

Целый ряд публикаций раскрывает такие сложные страницы Великой Отечественной, как оккупация и плен. Наблюдается отход от огульного очернения военнопленных и тех, кому выпало остаться на оккупированных фашистами территориях. Журналисты тщательно изучают архивы, разбирают персональные материалы, восстанавливают историческую правду.

Таким образом, современные школьники могут довольно много почерпнуть из СМИ, особенно из сети Интернет, а которой можно найти любую интересующую информацию. В данной ситуации перед школой стоит одна задача: заинтересовать школьника конкретной темой, привить ему интерес к познанию новой информации.

Этой цели служат инновационные технологии обучения в школе, одна из которых - экскурсии.

Экскурсия -- это один из видов занятий по ознакомлению детей с природой и трудовой деятельностью людей. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им, а также труд людей. В чем заключается преимущество экскурсий перед другими видами деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром?

И. П. Павлов показал, что физиологической основой чувственного познания служит совместная деятельность зрительного, слухового, кожного, обонятельного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Отсюда следует, что в основе ознакомления детей с окружающим и с природой должны быть наглядность, непосредственное воздействие предметов окружающей действительности и явлений природы на их организмы и чувств. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, пощупать, понюхать, ощутить их тяжесть и так далее Васильева Р.К. Экскурсия-урок. Преподавание истории в школе. - М.: 2013. - с 14..

Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое понимание мира.

Виды экскурсий по содержанию:

1. Природоведческие экскурсии -- в парк, в лес, на реку, на луг и т.д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны);

2. Экскурсии, связанные с трудом человека (на стройплощадку, в поле, сад, огород, магазин и т.д.);

3. Экскурсии в музей, на выставку, с целью воспитания эстетических чувств;

4. Ознакомительные экскурсии по улицам города Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М. Советский спорт, 2010. - с 200..

Организация и проведение экскурсий, как показывает практика, складывается из нескольких этапов: подготовительного, проведения экскурсии, подведения итогов, обработки собранных материалов, использования материалов в преподавании. Подготовительный этап включает подготовку и учителя и учащихся. Учитель, готовясь к экскурсии, отбирает вопросы для повторения или намечает, какие представления школьники получат для формирования новых понятий в будущем, выбирает объекты для обследования и всесторонне их изучает Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М. Советский спорт, 2010. - с. 118.

В период подготовки к экскурсии учитель подбирает необходимую литературу, восстанавливает и расширяет свои знания. Ознакомившись с районом экскурсии по картам, литературным, источникам, в беседах с местными жителями, учитель приступает к непосредственному знакомству с местностью или предприятием. В дальнейшем, изучая местность, учитель дополняет этот план, уточняет маршрут, с тем чтобы сократить переходы и сделать маршрут по возможности замкнутым.

В период подготовки к экскурсии учителю целесообразно провести запись о том, какие вопросы нужно рассмотреть и что показать учащимся на экскурсии.

Результаты экскурсии будут эффективны лишь в том случае, если учитель добьется максимального использования материалов в преподавании. Прочность и осознанность знаний, полученных на экскурсии, достигается повторением экскурсионного материала. Поэтому на ближайшем (после экскурсии) уроке или уроке обобщенного повторения наиболее главное и существенное необходимо закрепить, увязав это с содержанием программного материала Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - Спб.: КАРО, 2011. - с. 296.

Если экскурсия проведена до изучения программных тем, связанных с нею, то при прохождении соответствующих разделов программы учитель связывает их с экскурсионными материалами. Он обычно ставит перед школьниками вопросы, заставляющие их вспомнить виденное и слышанное на экскурсии, те или иные вопросы географии иллюстрирует материалами, собранными школьниками.

Сейчас всю большую популярность приобретают интерактивные экскурсии.

Интерактивные экскурсии - экскурсионные программы, в которых дети не только слушают экскурсовода, но и принимают активное участие в мероприятии. Например, становятся героями сказок, пробуют на себе крестьянский труд, разгадывают загадки и шарады. К тому же, и экскурсоводы на этих экскурсиях привлекают к себе внимание необычными костюмами.

Первые «живые», «одушевленные» экскурсии начал проводить Государственный Политехнический музей практически с момента своего открытия в 1872 году. Уже в начале прошлого века юные кадеты и гимназистки на лекциях и семинарах профессоров Сеченова и Зелинского, Чаплыгина и Тимирязева могли прикоснуться к науке и поучаствовать в опытах.

Современная интерактивная экскурсия в музейных стенах больше похожа на волшебную сказку или веселое приключение. Ребятам сообщают, что они попали в удивительную страну, где царствует сказочная фея или владычествует страшный дракон. Разумеется, с главным героем приключилось нечто ужасное и помочь ему могут только самые умные и любознательные юные экскурсанты, которые тотчас же с рвением и явным удовольствием принимаются за разгадывание необычной загадки. Им предстоит склеивать, рисовать, складывать мозаики, лепить из глины - и все это на фоне увлекательного рассказа гида, который совершенно не похож на обычную экскурсионную программу Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М. Советский спорт, 2010. - с. 185.

Экскурсии с интерактивной программой имеют несколько отличительных особенностей:

1. Ограничение по количеству экскурсантов.

Как правило, все интерактивные программы рассчитаны на небольшие группы (15-20 человек). Поэтому обычно класс более 20 человек разделяют на несколько подгрупп.

2. Интервал между подгруппами.

Не все музеи могут вести 2 подгруппы параллельно (т.е. начать экскурсию одновременно для обеих подгрупп). Интервал между подгруппами, как правило, составляет 15-20 минут.

3. Костюмы и роли.

На костюмированных интерактивных программах, как правило, детей одевают или вызывают для какой-то роли выборочно (есть исключения и костюмы и роли достаются всем). Детей лучше предупредить об этом заранее, чтобы не было разочарования. Если кто-то из детей очень болезненно реагирует, если ему не достался костюм или роль, скажите об этом нашему групповоду и он постарается сделать так, чтобы костюм или роль достались именно этому ребёнку.

Пару лет назад на рынке туристических услуг начал резко расти сектор детского туризма и, в частности, набрали обороты интерактивные экскурсии для школьников и подростков. От музейных игр-сказок эти интерактивные путешествия отличаются, пожалуй, чуть большим размахом: турфирмы предлагают за день изучить историю Москвы, прокатиться от Кремля до самых до окраин, представляя себя то боярином, то камер-юнкером, то действительным статским советником. Обычно интерактивная экскурсия, устроенная турфирмой, продолжается более 3 часов (поэтому подходит для детей старше 5-6 лет, которые могут выдержать подобную нагрузку). Как правило, в программу входит не только пешая прогулка в исторических костюмах или инсценированное представление в образах из мифов или сказок, но и посещение музеев.

Для проведения интерактивной экскурсии в условиях школьного урока учителю нужны технические средства - это могут быть компьютеры, проектов, телевизор либо магнитофон. Выбор технических средств зависит от того, в каком виде представлен материал экскурсии.

Кроме того, учитель должен владеть навыками взаимодействия с учениками на предмет активизации их внимания, уметь инициировать и поддерживать обсуждение по итогам урока для лучшего усвоение материалов.

Глава 2. Разработка урока по теме «Интерактивная экскурсия по современному Берлину»