Разработка интерактивной экскурсии по современному Берлину на тему "Берлин в Великой Отечественной войне"

дипломная работа

1.3 Анализ программы и школьных учебников

В Государственном общеобразовательном стандарте среднего (общего) образования по истории написано, что по теме Великой Отечественной Войны должны быть изучены следующие аспекты:

- Причины, этапы и итоги Великой Отечественной войны.

- Советское военное искусство в Великой Отечественной войне.

- СССР в антигитлеровской коалиции.

- Союзнические отношения.

- Решение вопросов о послевоенном устройстве мира.

- Влияние войны на жизнь советского общества.

- Тыл в годы войны.

- Идеология и культура в годы войны.

- Церковь в годы войны.

За последние пятнадцать лет в стране была проделана огромная работа по созданию современных учебников и учебных пособий для школы. Сегодня в учебные заведения поступают уже учебники третьего поколения -- написанные с учетом новейших достижений науки и педагогического опыта, содержащие новые методические приемы и навыки.

Эти изменения отразились в учебниках по истории для школы .

В качестве примера изменений содержания темы по истории Великой Отечественной Войны можно привести вышедший в 2012 году учебник «Россия и мир в XX веке», где впервые в учебной литературе для старшеклассников Вторая мировая война рассмотрена как единое для всех ее участников общественно-политическое, социальное явление. В нем история войны рассмотрена не с позиции анализа военных действий на фронтах, а через призму комплексного подхода к изучению экономических систем различных стран -- участниц войны, их военного и человеческого потенциала, выявления общего и особенного в таком сложном явлении, как коллаборационизм, место и роль человека на войне, эволюция власти и общества в экстремальных условиях.

Что же касается военных операций, то и они даны совершенно иначе -- путем сравнительного анализа не только военных потенциалов сторон, но и влияния тех или иных военных операций на общий результат войны. Именно при таком подходе и учитель, и ученик увидят без лишних подсказок, кто и почему выиграл войну, как она изменила разные страны и народы. Очень подробно разобраны глобальные вопросы, такие, как «война и общество» (истоки массового героизма советских людей, жизнь на фронте, жизнь в тылу, жизнь в плену и оккупации), какой была цена Победы, ее моральные аспекты, ответственность власти. Очевидно, что именно эти проблемы в большей мере интересуют современных россиян, вспоминающих события Великой Отечественной войны.

Остановимся на других учебниках истории.

Среди множества школьных учебников истории России привлекает внимание "Академический школьный учебник" для 11 класса под редакцией академика Андрея Сахарова. Это издание, следует отдать ему должное, написано достаточно официальным, но доступным языком, в отличие от многих других учебников, больше похожих на публицистику, и содержит весьма сдержанное описание этого исторического эпизода. Авторы дают понять, что Сталин не строил иллюзий относительно длительного перемирия с Германией и считал войну неизбежной, однако надеялся при помощи дипломатических и политических средств оттянуть ее до лета 1942 года. Также говорится о том, что нарком обороны Тимошенко и начальник Генштаба Жуков неоднократно просили Сталина разрешить привести армию в полную боевую готовность, однако Сталин дал согласие лишь за несколько часов до немецкого наступления, и решения не были исполнены вовремя. При этом авторы стараются не давать оценок тому, почему Сталин принял то или иное решение.

Примерно тот же объем фактов приведен в некоторых других учебниках. Например, в популярном учебнике Александра Данилова и Людмилы Косулиной также говорится о том, что несмотря на ощущаемое всеми приближение войны, Сталин рассчитывал, что она начнется не раньше лета 1942 года. При этом дана высокая оценка советским дипломатам, которые "сложнейшими дипломатическими комбинациями" отсрочили начало войны на два года. Что касается утра 22 июня, то, по словам авторов учебника, Сталин отправил в войска директиву о приведении войск в боевую готовность, но дошла она уже, когда велась бомбардировка. При этом указывается, что руководство страны не сразу поняло, что произошло. Опасаясь провокаций, Сталин отказывался верить в случившееся и предписывал войскам разгромить врага, но не переходить государственной границы с Германией.

И совсем уж особняком можно отметить учебник Людмилы Алексашкиной. В этом учебнике вообще не говорится о начале войны, да и, по большому счету, о Великой Отечественной войне в целом. На нескольких десятках страниц, посвященных периоду Второй мировой войны, вклад СССР теряется и размывается на фоне рассказов о других странах. Например, достаточно подробно авторы рассказывают о том, как Пикассо и Лоуренс Оливье поддерживали войска союзников, приводятся воспоминания Чарли Чаплина и генерала де Голля, а в параграфе о героях войны рассказ о немецком асе Хартмане, который сбил за время войны 352 самолета (к слову сказать, 345 из них были советскими), и мужественных итальянских подводниках и японских камикадзе занимает места немногим меньше, чем упоминание о Маринеско, Покрышкине, Гастелло и Матросове. В целом же рассказ о вкладе Советского Союза в победу во Второй мировой войне в данном издании умещается на 4-5 страницах, а СССР остается лишь "одной из многих" равных участниц конфликта.

Таким образом, и факты Великой Отечественной Войны, и их трактовка отличаются у различных авторов учебников. Все это может вызвать замешательство и путаницу в знаниях у школьников.

Необходимо подчеркнуть, что отбор исторических источников для изучения в школе истории Великой Отечественной Войны должен происходить на основе следующих принципов:

1) сбалансированность, с точки зрения отражения в документах интересов, потребностей, взглядов представителей разных политических сил, социальных групп и слоев населения;

2) многоаспектность освещения событий, то есть документы должны характеризовать место, время, участников событий, общий ход развертывания, факты должны рассматриваться очевидцами, современниками событий и людьми, которые их анализируют на определенном временном удалении (прежде всего профессиональными историками);

3) соответствие документов задачам конкретного урока и учебно-воспитательным задачам курса и школьного исторического образования в целом;

4) соответствие содержания, объема и количества документов, которые рассматриваются на протяжении урока, возрастным, особенностям учеников и особенностям класса, профилю учебного заведения.

Отобранные документы должны не иллюстрировать события, которые изучаются, а быть для учеников отдельным главным источником учебной информации, средством активизации познавательной деятельности детей. Поэтому, отбор документов необходимо дополнить тщательным планированием методики их анализа учениками на уроке. Организация познавательной деятельности должна дать возможность ученикам обдумать содержание документов, сформировать на их основе собственную позицию и отношение к изучаемым событиям, обязательно высказать свою точку зрения одноклассникам. Реализовать такие задачи возможно лишь, привлекая учеников к интерактивному взаимодействию, то есть к учебному диалогу, взаимообучению и обмену мнениями. Соответственно обязательными на уроке будут такие интерактивные технологии обучения как парная и групповая работа, дискуссии, общее обсуждение проблем в классе, «круг идей», «воображаемый микрофон», «броуновское движение», дискуссия, дебаты и т.п .

Формами работы на уроке в старшей школе могут быть:

- брейн-ринг: «Встреча с подвигом»; «Современные проблемы распространения фашизма в мире и его проявление в нашей стране»,

- философский стол «Выполняя интернациональный долг», «Роль личности в истории страны», «Антинационалистические движения в современной истории»;

- диспуты: «Что такое Родина? Как связаны между собой понятия «Родина» и «патриотизм»?», «Почему важно хранить память о знаменательном событии прошедшей войны и тех, кто приближал «праздник со слезами на глазах?», «А должен ли я быть верным своей Родине? В чём это должно проявляться?»;

- фотовыставки «Города-герои»;

- презентация фотолетописи «И помнить страшно, и забыть нельзя», в которой можно собрать воспоминания, стихи, фотографии о трудных военных днях .

На основе осмысления старшеклассниками исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне, вклада СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне, необходимо создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, развития мировоззренческих убеждений старшеклассников, расширения их социального опыта, развития способностей сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.

При проведении урока целесообразно учитывать то, что учащиеся 10-11 классов в период их обучения в 9 классе изучали историю Второй мировой, поэтому им знакомы следующие факты, явления, процессы и личности:

- причины, участники, основные этапы военных действий во Второй мировой войне, итоги войны;

- создание и значение антигитлеровской коалиции, деятельность ее лидеров (Ф. Рузвельта, И. Сталина, У.Черчилля), роль СССР в коалиции;

- «новый порядок» на оккупированных территориях, политика геноцида, холокост;

- движение Сопротивления.

Особое внимание в 9 классе уделялось изучению истории Великой Отечественной войны. Рассматривались темы:

- этапы и крупнейшие сражения и итоги Великой Отечественной войны (Московское сражение, оборона Ленинграда, Сталинградская битва, битва на Курской дуге, битва за Берлин);

- вклад СССР в освобождение Европы;

- деятельность выдающихся полководцев (Г.К. Жукова (1896 - 1974), А.М. Василевского (1895 - 1977), К.К. Рокоссовского (1896 - 1968);

- героический труд народа в тылу;

- политику фашистов на оккупированной территории и мужественную борьбу народа в тылу врага (партизанское движение, подполье);

- главные факторы Великой Победы нашего народа .

Итак, как уже говорилось, изучение истории Великой Отечественной Войны в школе происходит в 9 и 11 классах.

В 9 классе на изучение этого раздела по программе отводится 12 часов. Подробно изучаются следующие темы:

1. Советский Союз накануне и в начале Второй мировой войны.

2. Начальный период Великой Отечественной войны Советского Союза. (Документы).

3. Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

4. СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны.

5. СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма.

6. Обобщение. Итоги Великой Отечественной войны.

Каждой из перечисленных тем отводится 2 часа.

В 11 классе на изучение этого раздела отводится 7 часов. Подробно изучаются следующие темы:

1. Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 - ноябрь 1942 гг.

2. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942 - ноябрь 1942 гг.

3. Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны.

4. Причины, цена и значение Великой Победы.

5. Обобщение. Великая Отечественная война 1941-1945 гг .

Конечно, в изучении истории Великой Отечественной Войны в старших классах школы существуют свои проблемы. Так, среди них стоит выделить столкновение двух парадигм обучения истории в школе: стремление сохранить фундаментальность исторического образования как сложившейся традиции с одновременным внедрением компетентностного подхода, требующего иного, чем прежде, распределения учебного времени на усвоение фактического материала, теоретических знаний и практической работы школьников.

Причем, одновременно с этим произошло уменьшение часов на преподавание истории в школе: прямое (например, в двух последних классах в восьмидесятые годы выделялось соответственно 4 и 3 часа в неделю, а сейчас по 2 часа) и косвенное -- увеличение объема информации на единицу учебного времени -- введение новых ракурсов и тем изучения истории в школе, невостребованных прежде.

Ярким примером названного выше противоречия и является изучение в курсе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. При линейной системе преподавания истории на нее отводилось в 11 классе не менее 15-17 часов. Сейчас это делается дважды: в 9 классе и в 11 классе (в сумме, как правило, не более 12 часов), и это при необходимости повторного обращения к фактологическому материалу периода в 11 классе с одновременным усилением аналитического характера изучения истории войны, обращением к ее дискуссионным вопросам с учетом важности противоборства негативным тенденциям в освещении истории Великой Отечественной войны в последнее десятилетие в СМИ и в литературной публицистике и др.

Современные старшеклассники не вовлечены в восприятие войны через повседневность, как это было с послевоенными поколениями, жившими в обществе, в котором на бытовом уровне все события делились на: «до войны», «во время войны», «после войны».

В восприятии истории Великой Отечественной войны школьниками важно учитывать и то, что современные учащиеся, привыкшие к иным ритмам и формам подачи информации, не без труда воспринимают воссоздание истории войны с помощью способов и приемов, которые были эффективны на ином этапе истории российского образования.

Значительное внимание опыт преподавания истории Великой Отечественной войны в школе заставляет обратить на современные педагогические технологии, позволяющие в наибольшей степени вовлечь школьников в познание важнейшего периода жизни Отечества. Отсюда поиск диалоговых форм работы, наиболее эффективного осуществления продуктивной деятельности учащихся.

Современный учебник для школьника и методическое пособие для учителя, призваны давать программу самообразования, проектной деятельности ученика, в том числе и по рассматриваемой тематике, но пристальное внимание общества и властей к учебнику истории подталкивает автора к максимально полному раскрытию содержания, и это в условиях, когда, образно говоря, надо дать четыре года войны за четыре часа изучения.

Итак, можно сделать вывод о том, что в современной школе слабо учитываются особенности восприятия информации нынешним поколением школьников, вступившим в технотронное общество.

Современные школьники получают информацию из более широкого круга источников, чем послевоенные поколения учащихся. В этом списке школа не занимает первое место, хотя отметим, что и сегодня в изучении истории именно общеобразовательные учреждения имеют возможность раскрывать вопросы прошлого: во-первых, в системе; во-вторых, под руководством профессионала; в-третьих, при опоре на социокультурные возможности среды жизни учащихся.

В настоящее время приобретает огромную идеологическую значимость создание единого информационного пространства учреждения образования с использованием новейших компьютерных технологий, соответствующего современным техническим требованиям. Компьютерные информационные ресурсы, услуги Интернет и мультимедийные комплексы при грамотном их использовании способствуют вовлечению учащихся в активный познавательный и воспитательный процесс, получению необходимой информации для формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, ее всестороннему исследованию.

Для усиления и обеспечения более широкой системы информирования рекомендуется постоянно обновлять информационные уголки, информационные стенды, выставки литературы по патриотической и военной тематике, витражи, бюллетени; организовать тематические выпуски стенгазет, радиостудий.

Большими воспитательными возможностями располагает музейная педагогика. Государственные музеи и мемориальные комплексы предоставляют возможность ознакомления с уникальными экспонатами и событиями времен Великой Отечественной войны, проведения учебных занятий, а также наиболее значимых торжественных мероприятий в обстановке военной эпохи.

Особое место в формировании гражданско-патриотического сознания учащейся молодежи принадлежит музеям учреждений образования, которые сохраняют и экспонируют достоверные, первичные источники познания истории и культуры. Музеи учреждений образования дают возможность сформировать у молодых людей собственное мировоззрение, основы государственной идеологии; воспитать такие качества как духовность, патриотизм, общественную активность; направить деятельность учащихся на поиск и пополнение музеев боевой славы учреждений образования новыми экспонатами, организацию в музеях выставок и экспозиций, посвященных героическим событиям Великой Отечественной войны.

Особое внимание при изучении истории Великой Отечественной Войны в старших классах целесообразно уделить интерактивным формам работы, предполагающим активное участие самих учащихся в деятельности.

Именно по этим причинам особую актуальность приобретают школьные экскурсии. Но, так как время на традиционные экскурсии строго ограниченно, а география их проведения не велика, на помощь учителю могут прийти интерактивные экскурсии.

Делись добром ;)