logo
Разработка интерактивной экскурсии по современному Берлину на тему "Берлин в Великой Отечественной войне"

1.2 Особенности изучения истории Великой отечественной войны

интерактивный экскурсия изучение история

В Государственном общеобразовательном стандарте среднего (общего) образования по истории написано, что изучение истории в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

* воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

* развитие исторического мышления, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

* освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

* овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

* формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную социальную информацию, различая в ней факты и мнения, описания и объяснения, выявляя историческую и методологическую обусловленность различных точек зрения, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.

Интерес к истории Великой Отечественной войны сегодня значительно вырос. В современных условиях, на фоне кризисных явлений в жизни российского общества и появившихся надеждах на лучшее будущее, в общественном сознании россиян идет поиск того, что условно можно назвать «якорями гордости», т.е. таких событий, явлений, имен нашей истории, которые воспринимаются как доказательства состоятельности России и уверенности в ее успехе в будущем.

Переживаемые трудности заставляют людей искать аналогии в истории своей страны, демонстрирующие способность выходить из тяжелейших ситуаций. История Великой Отечественной войны 1941 -- 1945 гг. по сложности решаемых проблем выделяется среди всех других событий.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. -- единственное крупнейшее событие истории России XX в., воспринимаемое гражданами, независимо от их политических пристрастий и социального статуса, как особое явление в истории, несмотря на наличие значительного числа противоречий в подходах к раскрытию его отдельных сторон, имен, событий, дает общий положительный вектор отношения к Победе Советского Союза.

Именно в этот период, были проявлены лучшие черты россиян. Однако следует отметить , что война стала тяжелейшем испытанием, в ходе которого проявлялись и худшие черты человека.

В восприятии различных социальных групп Великая Отечественная война не может быть одинакова: есть люди, прошедшие войну на фронте или в тылу, в армии или на гражданской службе; есть те, кто пережил военное детство; есть послевоенные поколения, узнавшие о войне от тех, кто добыл Победу; есть современная молодежь, которая узнает о войне от тех, кто узнал о ней из рассказов очевидцев. Для них в этом перечислении очень важны уроки истории, вытекающие из опыта Великой Отечественной и Второй мировой войны в целом:

-- войны лучше предотвращать или, при невозможности это сделать, включаться в них в максимально выигрышных для своей страны условиях, чем их выигрывать с колоссальными жертвами;

-- только сплочение народа может дать Победу. Такое сплочение оказалось возможным в условиях жизни многонационального, поликонфессионального государства, раскинувшегося на огромной территории со всеми «плюсами» и «минусами» этого;

-- командно-административная система, столь неуклюжая в мирное время, позволила в экстремальных условиях дать высокий результат в превращении страны в единый военный лагерь;

-- Вторая мировая война с ее влиянием на последующее развитие человечества оказалась ключевым событием в истории XX в.;

-- действия со стороны страшного врага для всего человечества -- достаточное основание сплочения в борьбе с ним очень разных политических, идеологических и социальных сил. При этом надо следить, чтобы в ходе совместной борьбы внутри стана союзников не нашли нового страшного врага для всего человечества;

-- войну надо изучать многогранно: через аспекты военно-стратегические, организационно-хозяйственные, внешнеполитические и морально-психологические;

-- хотите понять историю войны -- изучайте историю своей семьи, краеведческий материал;

-- для понимания сути происходившего важнее всего понять войну через призму проблем: «народ и война», «человек на войне», а это приводит, например, к таким не всегда героическим темам, как поведение на оккупированных врагом территориях;

-- о цене Победы надо говорить. Солдат не должен думать о цене Победы («одна на всех, мы за ценой не постоим»), а маршал думать должен. Должны думать и будущие маршалы -- наши ученики. А цена Победы не только в невосполнимых жертвах и разрушениях, но и моральных факторах (как живут победители и побежденные?);

-- последнее обстоятельство выводит на уроки российской ментальности (как она проявилась в ходе войны?);

-- поколение победителей достойно уважения и преклонения. Именно война не позволила им получить даже то, что могло им дать то время. Поэтому не место для высокомерия и далее доли неуважения к ним от тех, кто сегодня молод и получил, благодаря победителям, куда большие, при всех наших трудностях, возможности для реализации себя как личности.

Именно на формирование такой позиции к урокам Великой Отечественной Войны и направлено изучение истории к старших классах современной школы.

Опираюсь на вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сегодня особое значение приобретает гражданское воспитание молодежи, которое прививает патриотизм и семейные ценности.

Гражданское воспитание - это часть воспитания в целом, одно из его основных направлений. Его сущность и содержание сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. На личностном уровне гражданственность выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. (ссылка)

Стоит отметить, что эффективность гражданского воспитания во многом зависит от тех педагогических технологий, которые используются педагогами в образовательном процессе. Задача школы, других образовательных структур, детских общественных организаций в период, когда идет переоценка нравственных ценностей общества, состоит в создании условий для более адекватного самоопределения молодого человека в выборе жизненных приоритетов. Возникает необходимость в создании такой психологической атмосферы в ближайшем социуме, такой системы социальных отношений, в которых растет патриот, способный не только оценить и понять путь развития страны, но и видящий свою перспективу участия в этом процессе, организующий продуктивную и социально значимую деятельность.