1.2 Анатомо-физиологические и психологические особенности учащихся первых классов
Младший школьный возраст - особый период в жизни ребенка. В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный. Окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда - его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия. У первоклассников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к 9-11 годам, а запястья - к 10-11 годам. Поэтому понятно, почему первоклассник нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть рук, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно [31].
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.
В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, относительно устойчивой становится сердечно-сосудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.
Каждый период психического развития ребенка характеризуется основным, ведущим видом деятельности. Так для дошкольного детства ведущим видом деятельности является игровая деятельность. Хотя дети этого возраста, например в детских садах, уже учатся и даже трудятся посильно, все же подлинной стихией, определяющий весь их облик, служит ролевая игра во всем ее разнообразии.
В игре появляется стремление к общественной оценке, развивается воображение и умение использовать символику. Все это служит основными моментами, характеризующими готовность ребенка к школе. Как только семилетний ребенок вошел в класс, он уже школьник. С этого времени игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью ученика 1 класса становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Процесс такой перестройки имеет несколько этапов. Особенно отчетливо выделяется этап первоначального вхождения первоклассника в новые условия школьной жизни. Большинство детей психологически подготовлены к этому. Они с радостью идут в школу, ожидая встретить здесь что-то необычное по сравнению с домом и детским садом. Прежде всего, предчувствие и желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня.
Другая сторона внутренней позиции ученика 1 класса связана с его общим положительным отношением к процессу усвоения знаний и умений. Еще до школы он свыкается с мыслью о необходимости учения для того, чтобы когда-то по настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх. Он тянется к знаниям, как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то и проявляется у первоклассника любознательность, теоретический интерес к окружающему. Этот интерес, как основная предпосылка ученика, формируется у ребенка всем строем его дошкольной жизни, включающей развернутую игровую деятельность.
- Мыслительные операции
- 2.3. Оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности.
- 3. Оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности
- Активизация процессов мышления в учебной деятельности
- Мыслительные операции
- 4) Активизация мыслительной деятельности учащихся:
- 18. Способы активизации мыслительных процессов.
- Мыслительная деятельность
- 2. Активизация мыслительной деятельности учащихся