logo
Активизация мыслительной деятельности первоклассников

Введение

Актуальность. В новых условиях общественного развития в Казахстане изменились требования социума к личности, к ее установкам, ценностям. Общество востребовало психически здоровую личность с развитыми компетенциями: способностями, качествами, определяющими ее как гражданина и участника социальной жизни.

На этапе реформирования системы образования Республики Казахстан становится очевидной необходимость поиска условий умственного развития молодых людей, в полной мере отвечающих требованиям и вызовам времени, а также применение различных технологий обучения и воспитания, позволяющих эффективно реализовать их интеллектуальный потенциал. В современной педагогической науке эта проблематика еще не нашла своего должного рассмотрения. Именно это обстоятельство и актуализирует научно-педагогические задачи, связанные с разработкой методов, форм и средств развития интеллектуальных, мыслительных способностей учащихся уже в первый год их обучения в школе.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется:

1) важностью теоретического обоснования реализации потенциала инновационной среды современной школы в сфере активизации мыслительной деятельности учащихся;

2) необходимостью изучения влияния условий внедрения определённых форм и методов в учебный процесс первоклассников.

Для современной образовательной системы проблема умственного развития и умственного воспитания была и остается одной из самых значимых в детской психологии и педагогике. На современном этапе она приобретает особую актуальность, так как по-новому осмысливаются содержание, формы, методы умственного воспитания детей в условиях образовательных учреждений, изменяются представления о детстве, которое рассматривается теперь

как самоценный период человеческой жизни, основополагающий в формировании личности.

По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, в которое уже вступило человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30 -- 40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения -- от дошкольных учреждений до университетов -- отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны -- снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

Умственное развитие традиционно понималось как одна из существенных сторон всестороннего развития ребенка и заключалось в сообщении детям знаний и воспитания у них правильного отношения к окружающему миру, в развитии умственных способностей, приучение к умственному труду.

Психологами накоплен значительный опыт в изучении умственного развития учащихся, установлении общих закономерностей этого развития (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, А.А. Люблинская, З.И. Калмыкова, И.В. Дубровина и др.).

Однако, несмотря на повышенный интерес к данной проблеме, в психологии отмечается недостаточная разработанность вопроса об индивидуальных различиях в умственном развитии учащихся (Н.А. Менчинская, Н.С. Лейтес, И.С. Якиманская, И.В. Дубровина, К.М. Гуревич, М.С. Егорова, Г.В. Бурменская, О.М. Дьяченко). Данное противоречие получило отражение в диагностике умственного развития, обращенной преимущественно к выявлению различий в уровне умственного развития без учета его качественной специфики.

Сегодня главным в умственном развитии подростков обозначается не накопление им знаний, умений, навыков, а развитие познавательной сферы.

Поэтому пересмотр и переосмысливание парадигм умственного воспитания вызваны глубоким пониманием того, что именно в этой сфере существуют многие деструктивные корни проблемы современного общества, существование которого невозможно без полноценного функционирования системы воспитания в целом.

Согласно новой парадигме умственное воспитание должно проводиться в тесной связи с физическим, нравственным, художественным, эстетическим и трудовым, ему дано определение, которое включает все психофизическое развитие детей, т.е. под умственным воспитанием понимается целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей, а также сообщение ребенку доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных умений и навыков, развитие познавательных способностей.

Соответственно все это обуславливает необходимость совершенствования не только содержания, форм, методов умственного воспитания, но и изучение условий и факторов, обеспечивающих полноценное психическое развитие личности.

Изучение этих условий диктует с одной стороны усложнение и углубление содержания умственного воспитания, а с другой необходимость дальнейшего поиска разработки специфических форм и методов умственного воспитания.

Актуализируя проблему умственного развития первоклассников в данной работе, мы определяем объект исследования: мыслительная деятельность первоклассников.

Предмет исследования -- процесс активизации мыслительной деятельности первоклассников.

Цель: определить сущность современных проблем активизации мыслительной деятельности первоклассников в современной школе и обосновать пути их решения.

Гипотеза исследования: если образовательная среда задается инновационным содержанием программ, то развитие мыслительной активности первоклассников проходит более эффективно.

Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи исследования:

- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования и провести теоретический анализ особенностей активизации мыслительной деятельности первоклассников;

- рассмотреть теорию поэтапного умственного развития;

- исследовать эффективность самостоятельной работы и проблемного обучения как условий активизации мыслительной деятельности первоклассников.

Методы исследования: анализ литературы; психолого-педагогический эксперимент; наблюдение; тестирование; статистическая обработка данных; выработка предложений на основе данных эксперимента.

Новизна исследования заключается в том, что нами впервые исследуются возможности влияния самостоятельной работы и проблемного обучения на развитие мыслительной активности первоклассников.

Теоретическую ценность могут представлять материалы данной работы, если будут использованы для дальнейшей разработки темы исследования.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут быть применены в практике работы учителя начальных классов.

Структурными единицами данной работы являются: введение, две главы, заключение, список использованных источников.