logo
Виртуальная образовательная среда

5. Преподаватель в виртуальной образовательной среде

виртуальный образовательный среда методический

Преподаватель в виртуальной образовательной среде, его роль:

- в новой форме коммуникации - асинхронный «разговор», виртуальная дискуссия проводится по-иному (важными критериями становятся краткость и конкретность сообщений, однозначность высказываний) и служит дополнительным средством для развития способности к рефлексии в общении, повышает уровень логического и абстрактного мышления обучающихся;

- при использовании современных технологий (например, проектной методики) - как одного из теоретических фундаментов, важных для установки виртуальных объединений для обучения;

- при применении современных принципов обучения (индивидуализации - как приоритетного направления в обучении сегодня, практикоориентированности - как продуктивного сочетания системы непрерывного образования и профессионального развития с практическими навыками обучающихся, которые позволят каждому члену виртуального сообщества выстроить собственную траекторию для инновационной работы);

- в создании педагогической интернет-среды, учитывая технологические, административные и финансовые возможности;

- в структурировании виртуальной образовательной среды, которая должна, оставаясь довольно гибкой и открытой, приспосабливаться к индивидуальным разногласиям и учитывать личные потребности обучающихся, а это требует разработки новой концепции и методики обучения;

- в связи между виртуальными объединениями и различными формами традиционных сообществ для направления и педагогического поддержки профессиональной деятельности этих новых виртуальных пространств.

Преподаватель в виртуальной образовательной среде (педагог-виртуал), отличия от деятельности преподавателя в традиционной среде:

- опосредованное общение при обучении;

- использованием средств виртуальной образовательной среды для поиска и доставки учебных материалов, реализации обратной связи со обучающимися;

- оказание поддержки, коррекции и направлением деятельности работы обучающегося;

- стремление к сотрудничеству с учетом мотивации обучающихся.

Преподаватель в виртуальной образовательной среде, специфические квалификационные характеристики:

- профессиональная компетентность (компетентность в области преподаваемого курса, свободное владение учебно-методическим материалом, привлечение различных источников дополнительной информации, использование новейших разработок в процессе обучения по предмету и т.п.). Знание своего предмета является необходимым условием преподавания и основным компонентом образовательного стандарта;

- стремление к постоянному непрерывному повышению квалификации, саморазвитию и самосовершенствованию. Это очевидное требование сегодня особенно актуально, так как быстрый темп развития информационного общества диктует изменения в технологиях и содержании обучения. Не идя в ногу со временем, преподаватель не только отстает от своих учеников, но и в целом тормозит образовательный процесс;

- владение традиционными методами педагогической деятельности (диагностика, проектирование процесса обучения, целеполагание и планирование, мотивация на учебную деятельность; организация и управление взаимодействием в виртуальной образовательной среде; рефлексия, контроль и анализ);

- умение организовывать контроль (разработка тестов; проведение групповых и индивидуальных форм контроля, итоговых занятий с учетом опыта обучающихся);

- свободное владение технологиями информации и коммуникации (базовая компьютерная грамотность, умение работать Интернет-ресурсами, использовать свободные программные продукты для интерактивного взаимодействия обучающихся и т.п.);

- профессиональное использование дистанционных технологий для организации учебного процесса в виртуальной образовательной среде. От уровня мастерства педагога-виртуала напрямую зависит успешность дистанционного обучения слушателей;

- владение методикой разработки интерактивных учебных курсов и обучающих программ;

- интериоризация педагогом-виртуалом специфических особенностей обучения в виртуальной образовательной среде. Умение правильно подбирать принципы дистанционного обучения и руководствоваться ими в процессе обучения;

- демонстрация умения видеть технологические, организационные, социально-экономические, педагогические, информационные и коммуникативные возможности получения максимального педагогического результата.

Профессиональная педагогическая поддержка, основные функции: проведение семинаров, лекций, экспертиз, разработку и актуализацию системообразующих документов; мониторинг широкого набора показателей; поддержание программного обеспечения в актуальном состоянии; сбор и анализ замечаний и предложений от пользователей всех категорий; выработку рекомендаций по совершенствованию системы взаимодействия; помощь в последующей самостоятельной работе учителя и др.

Семинары асинхронные длятся не несколько часов, а, как правило, одни - двое суток, любые высказывания участников являются письменными и хранятся в течение всего времени существования курса. Таким образом, обучающиеся могут обращаться к вопросам прошедшего семинара и после его окончания. Каждый учитель «присутствует» на семинаре в удобное для него время и находится в том месте, где у него есть возможность выхода в Интернет.

Семинар-форум, особенности взаимодействия участников:

- обсуждаемую на форуме тему занятия публикует преподаватель. Всё обсуждение проводится в рамках сформулированной темы. Возможно, что учителя сами предлагают направления обсуждения проблемы в рамках предложенной темы;

- продолжительность обсуждения темы ограничена по времени.

Единицей измерения времени чаще являются сутки. При необходимости, обучающийся может возвращаться к обсужденной теме (например, если у него появились комментарии или вопросы по теме);

- преподаватель в рамках рассматриваемой темы публикует введение, определяет общую цель и подходы, которые используется для её достижения. Кроме этого, преподаватель публикует информацию для учителей: что прочитать из учебных материалов, какие выполнить задания и т.д.;

- при обсуждении темы преподаватель инициирует вопросы, подводититоги, т.е. ведет дискуссию (в качестве ведущего может также выступать обучающийся, назначенный преподавателем). Обучающийся, участвуя в семинаре, во-первых, предлагает собственное решение поставленной задачи и, во-вторых, формулирует свое отношение к точкам зрения других участников семинара, а преподаватель или ведущий, в свою очередь, направляет ход дискуссии;

- правилом участия в семинарах является ознакомление обучающихся со всеми материалами и высказываниями, опубликованными в оболочке до опубликования собственных мнений;

- обучающиеся должны регулярно, не менее двух раз в сутки (например, каждое утро и каждый вечер), «заглядывать» в форум и участвовать в развернутой дискуссии.

Система непрерывного повышения квалификации, особенности:

- построена на интеграции очных и дистанционных технологий, поэтому по окончании занятий выпускники аттестуются также в очной и дистантной формах;

- преподавание ведется не штатным преподавателями, а ведущими специалистами по конкретным направлениям повышения квалификации.

- ориентирована на реализацию антропоцентрического индивидуального подхода в процессе обучения; на взаимозависимость выбранной формы обучения слушателем и ее последующего применения в его деятельности.

Очное погружение в среду обучения с отрывом от педагогической деятельности позволяет в полной мере прочувствовать инновационные возможности виртуальной образовательной среды. Вместе с тем, тот же эффект наблюдается и при выборе дистанционного режима обучения в виртуальной образовательной среде;

- группы для обучения формируются из учителей разных предметов, что позволяет им обмениваться в ходе обучения проектами в области инновационной деятельности, а также накопленным методическимопытом. Такой взаимообмен расширяет методический кругозор обучающихся и нацеливает их на инновационно ориентированный педагогический поиск, на нетрадиционные педагогические решения, на разработку межпредметных технологий обучения;

- обучение ведется не по одной программе, а сразу по нескольким.

«Разнопрограммная технология» ориентирует педагогов в процессе обучения на знакомство с максимально широким диапазоном программ. «Пилотажно» познакомившись с методическим потенциалом каждой из них, учитель получает возможность самостоятельно педагогически осмысленно выбрать те, которые, с его профессиональной точки зрения, необходимо использовать на конкретном уроке, что позволяет учитывать профессиональный статус обучающегося, который предполагает профессиональное умение учителя сделать выбор.

Технологии информации и коммуникации - современные способы использования, преобразования, передачи, обработки, накопления, хранения и контроля информации в образовательной среде, основанные на применении инновационных коммуникационных средств и компьютерной техники.

Технологии инновационные, используемые в качестве технологических компонентов виртуальной образовательной среды: электронная почта, дискуссионные группы с использованием некоторого программного обеспечения для их поддержки (телеконференции, списки рассылки,web-форумы, чаты и web-чаты и пр.); интернет-конференции, электронные журналы, электронные библиотеки, служба мгновенной почты (Instant Messenger, ICQ), многопользовательские миры, или MUD/MOO, web-сайты, WWW( World Wide Web), или Всемирная паутина, web-квесты, виртуальные лекции, дискретные лекции.

Технологии инновационные, факторы, обусловливающие их «вхождение» в педагогическую среду и педагогическую систему:

- усложнение параметров и динамики изменений современного нам мира;

- революция в сфере технологий информации и коммуникации, в результате которой они стали синтетическими элементами человеческой жизни, обладающими новаторскими или дестабилизирующими характеристиками, в зависимости от активного и сознательного выбора человека;

- метаморфоза содержания общественного прогресса, которая состоит в переходе от производительной модели валового сбора к новой социоэкономической модели производства знания;

- изменение языка и культуры, семиотизация цифровых технологий, визуализация языка и культуры, проникновение «цифры» в знаково-символическую систему культуры;

- становление глобальной информационной инфраструктуры (модель, которая, согласно стратегии, будет представлять собой интегрированную общемировую информационную сеть массового обслуживания населения нашей планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-коммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Предложена в феврале 1995 г. в Брюсселе);

- тенденция «ослабления» национальных государств. Глобализация технологий и рынков создает слияние экономических пространств, которое ослабляет политические границы, экономические и социальные возможности государств в их традиционном понимании;

-континентализация и глобализация, то есть тенденция замещения локальных и региональных рынков и технологий континентальными и глобальными;

- информационный «взрыв»: нарастание в экспоненциальных темпах объема и содержания информации при отсутствии у человека возможностей их обработки, сортировки и синтеза. Человек вынужден был переложить на информационные системы труд по обработке информации, однако в недалеком будущем системы должны будут также трактовать информацию;

- информационная перегрузка, которая является следствием информационного взрыва. Рост технологий распространения заставил показательно расти количество доступной информации. Однако рост объема информации создает эффект «тоннеля». Желательная информация оказывается труднодоступной в потоке нежелательной информации, информационные технологии и информационные пути не оказывают нам большой помощи, усиливая эффект «препятствия информации»;

- визуализация информации. За последние сто лет переход от литографии к фотографии, затем - к кинематографу, телевидению и к интерактивным электронным службам стал причиной рождения и развития интерактивной визуальной культуры. Фотография и кинопленки предохраняли физическую реальность вещей, предлагающую зрителю вид бессмертия; теперь технологии информации и коммуникации изменяют контакты человека с реальностью, предлагая моделированные «виртуальные реальности». Прежде реальность не была поставлена под вопрос - сегодня критерий реальности изменен в сторону расширения: реально не только то, что реально физически, но и то, что кажется таковым и является частью виртуального бытия.

Технология разнопрограммная, в ее основе - инновационная проектная ориентированность. Педагог не обучается каждой программе отделно (как учат азбуку), а осваивает и реализует в своем собственном методическом проекте те программные продукты, которые в итоге предварительного знакомства он считает важными и необходимыми для его работы. В совершенстве осваивая одну из них, учитель одновременно обучается методике освоения программных продуктов в целом, в дальнейшем может самостоятельно и без затруднений расширять свой потенциал пользователя и инновационно ориентированного педагога, осваивая программные продукты по мере необходимости.

Тьютор, его роль:

сопровождение обучающегося в процессе освоения учебных прграмм и направление движения по траектории профессионального роста. Тьютор в виртуальной образовательной среде, предъявляемые требования:

- умение донести заданные преподаватели цели до обучающегося и помочь найти оптимальные пути решения учебных задач; планировать методы организации поддержки с учётом поставленных целей; прогнозировать возможные трудности в процессе обучения и подбирать пути их преодоления;

- владение технологиями отбора практического материала для занятий с учётом индивидуальных особенностей обучающихся к его восприятию; стимулирования и активизации деятельности обучающихся в процессе решения творческих задача; оптимального выбора организационной формы занятия с учетом поставленных целей преподавателем в виртуальной образовательной среде; организации регулярной профессиональной поддержки обучающегося в процессе его самостоятельной работы;

- знание и использование различных способов мотивации учителей, поддержка психологически комфортных условий в процессе обучения. Процесс обучения строится таким образом, чтобы ведущими оставались познавательные мотивы, приводящие к положительным эмоциям, повышению уровня активности личности и эффективности обучения;

- опосредованное взаимодействие порождает доминирование горизонтальных (одноуровневых) коммуникаций между преподавателем и обучающимися над вертикальными (иерархическими). Это порождает демократический стиль общения тьютора с учителями; - организация учебного процесса компьютером таким образом, чтобы учителя изменили привычную роль пассивного обучающегося, роль объекта воздействия на роль активного, полноправного субъекта педагогического взаимодействия. Учитель современный - это профессионал, владеющий навыками работы с доступной ему информацией; осознающий, что компьютерные и информационные технологии создают не только новые условия труда, но и новую среду обитания с выходом на громадный информционный ресурс человечества, то есть новый тип отношений человека с миром.

Учитель современный. Должен сочетать в себе великое множество способностей: развивать у обучающихся стремление к творчеству и творческому восприятию знаний, учить самостоятельно и критически мыслить, уметь в полной мере реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов. Это не только тот, кто обучает, это Учитель, который сам постоянно учится, повышает уровень своего методического мастерства, готов к инновациям.

Учитель молодой (имеющий опыт работы до 5лет).

Характеристика:

- осознание того, что логика его практической деятельности во многом не совпадает с теоретической логикой той научной дисциплины, которую он изучал в вузе; подготовки к работе в неких искусственно и в теоретической модальности сконструированных условиях

- переинтерпретация накопленных в период обучения в вузе багажа знаний, переосмысление теоретических положений, адаптация их к реальным условиям работы;

- адаптация к педагогической деятельности не в абстрактных условиях, а в конкретных ситуациях, с реальными людьми, каждый из которых отличается неповторимым индивидуальным своеобразием;

- профессиональное переосмысление педагогической деятельности;

- владение технологиями информации и коммуникации и отсутствие опыта работы в области предметной деятельности;

- построение индивидуальной системы целостной педагогической деятельности.

Учитель молодой, особенности обучения в виртуальной образовательной среде:

- опора на заранее приобретенный навык работы с компьютером;

- организация обучения непосредственно в виртуальной образовательной среде дистанционным способом, без отрыва от профессиональной деятельности, так как у молодых специалистов не происходит перерыва в накоплении опыта работы и приобретении знаний и умений в области технологий информации и коммуникации, которые они сразу применяют на практике.

Учитель молодой, подходы к освоению и применению современных средств:

- преобладает экспериментальная работа;

-применяет свободно новые технологии на своих уроках, независимо от педагогических целей;

- присутствие педагогических ошибок, связанных с недостатком педагогического опыта, профессионального видения педагогического процесса и прогнозирования педагогических результатов.

Учитель с опытом работы (свыше 5 лет).

Характеристика:

- нет проблем адаптации к школьной среде и обстановке;

- переинтерпретация накопленного опыта педагогической деятельности в соответствии с требованиями модернизации образования на своевременном этапе;

-консервативность взглядов;

- переосмысление теоретических положений, адаптация их к реальным условиям работы;

- адаптация к педагогической деятельности не в абстрактных условиях, а в конкретных ситуациях, с реальными людьми, каждый из которых отличается неповторимым индивидуальным своеобразием;

-профессиональное переосмысление традиционной педагогической деятельности;

-наличие опыта работы в области предметной деятельности и отсутствие навыков работы с использованием технологий информации и коммуникации;

-построение индивидуальной траектории профессионального роста.

Учитель с опытом работы, особенности обучения в виртуальной образовательной среде:

-препятствие - профессиональный консерватизм, технофобия и другие «барьеры»;

- организация обучения с отрывом от основного рода деятельности, на очных курсах по технологии «погружения» в виртуальную среду обучения;

- обучение под постоянным руководством преподавателя и компьютера, отключаясь от своих текущих проблем;

-развитие умения пользоваться технологиями информации и коммуникации и компьютерными средствами.

Учитель с опытом работы, подходы к освоению и применению современных средств:

- интегрируют полученные знания и умения в канву давно наработанных методов и технологий обучения и, привнося элемент новизны в свои традиционные уроки, заставляют урок «заиграть» по-новому;

- опираются на методический опыт, цельное профессиональное видение педагогического процесса и реалистичные прогнозы педагогических результатов;

-используют инновационный потенциал информационных технологий не в полной мере, часто из-за боязни показаться некомпетентными в глазах учеников;

-повышают свой педагогический авторитет и в своих собственных глазах, и в глазах учеников постепенно осваивая технологии информации и коммуникации, поэтапно привнося их в традиционную работу. Чат-семинары проходят в режиме реального времени: преподаватель и обучающиеся одновременно входят в чат, и обсуждение (или иной вид совместной деятельности, который предложит преподаватель) ведется всеми участниками в отведенное время, как правило, в течение одного часа. В назначенное время участники «входят», «видят» друг друга и могут общаться в реальном режиме времени. Таким образом, у каждого создается ощущение работы в учебной группе.