logo
Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене

1.2 Особенности адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу

Мы уже отметили, что переход из начальной школы в среднюю, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой.

О.Г. Харкевич выделяет две группы причин, оказывающих влияние на процесс адаптации при переходе в пятый класс:

1. Социальные и психолого-педагогические причины -- это падение жизненного уровня части населения, отсутствие нормальных условий для обучения детей, неблагоприятный микроклимат в семьях из-за увеличения числа родителей-алкоголиков, преобладание авторитарного стиля общения, равнодушие части учителей к успехам и трудностям учеников. Преподаватели, работающие в V классах, не учитывают возрастных особенностей подростков, вместо создания ситуации успеха лексически и интонационно нагнетают страх перед неудачей. Такой стиль работы учителей не предполагает развития мотивации к обучению, не может воспитать настойчивости в преодолении трудностей, уверенности в себе и своем успехе, самостоятельности и решительности в достижении поставленных целей.

2. Физиологические причины снижения успеваемости вызваны общей перегрузкой учащихся: большим объемом информации, предлагаемой к усвоению; перегруженностью внеклассными мероприятиями; разнообразной факультативной подготовкой; нерационально составленным расписанием занятий, с преждевременным включением пятиклассников в кабинетную систему занятий и др. Все это влияет на самочувствие, на отдельные особенности поведения подростков, вызванные одновременным проявлением и утомляемости, и повышенной возбудимости, и раздражительности. Сложности этого возраста усугубляются совпадением периода наибольшего снижения успеваемости школьников с возрастным периодом замедления темпов нарастания показателей умственной работоспособности. [18, с.10-11]

Наиболее сложным в данный период является переход от одного привычного учителя к взаимодействию с несколькими учителями предметниками, отличающихся стилем общения, темпом речи, тембром голоса. Расставание с первым любимым учителем огорчает детей. Ломаются привычные стереотипы под угрозой самооценка ребенка - теперь его оценивает не один педагог, а несколько. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажутся для ребенка также большой неожиданностью.

Но вместе с тем школьники учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и от человека, с которым общаются.

Одной из особенностей обучения на данном этапе является и переход учащихся из одного кабинета в другой. Родного, по-домашнему уютного кабинета начальной школы, где проходили все уроки, больше не будет, пятиклассники будут заниматься в разных кабинетах.

Кроме того, в пятом классе происходит резкое увеличение объема информации, возрастание недельной нагрузки, возрастает количество предметов. Обучение в средней школе предъявляет достаточно высокие требования к уровню сформированности у выпускников начальной школы определенных учебных знаний и учебных действий. Неравномерные темпы нарастания объема и сложности учебных программ при переходе в основную школу вызывают сильную перегрузку, поэтому именно на данный период приходится пик заболеваний школьников.

Трудность данного периода многие психологи и педагоги видят еще и в том, что изменяется личностный смысл учения, часто снижается интерес к учебной деятельности.

С.В. Масолова подчеркивает, что «если недооценивать психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками, то они могут привести к школьной дезадаптации, когда ребенок становится не дисциплинированным, не внимательным, отстает в учебе, да и просто не хочет идти в школу». [11, с. 17]

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

По мнению Е.Г. Коблик «психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.» [8, с.12]

У подростков формируется потребность быть взрослым, осознавать себя личностью, отличной от других людей. Отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению.

Развивается общественная направленность стремлений: подростки стремятся завоевать определенное положение внутри коллектива, во взаимоотношениях со сверстниками.

Е.Г. Коблик пишет: «Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения». [8, с.14]

Потребность занимать новую позицию во взаимоотношениях тесно взаимосвязана с изменением в этот переходный период отношения к самому себе.

«Характерное для младшего школьника равновесие между позитивными и негативными самооценками нарушается, появляется крайнее недовольство собой, распространяющееся главным образом на сферу учебной деятельности и взаимоотношения с окружающими» - отмечает Журавлев Д.И. [7, 105]

Е.Г. Коблик подчеркивает, что «важную роль в данный период играет оценка: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка.» [8, с.14]

По представленному материалу можно сделать следующие выводы:

Переход из младшей школы в среднюю -- важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, отличающихся стилем общения, темпом речи, тембром голоса, применяющих в образовательном процессе различные технологии, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.

Ломаются привычные стереотипы, под угрозой самооценка ребенка - теперь его оценивает не один педагог, а несколько.

Обучение в средней школе предъявляет достаточно высокие требования к уровню сформированности у выпускников начальной школы определенных учебных знаний и учебных действий.

Кроме того, приход детей в среднюю школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности.

Трудность данного периода еще и в том, что изменяется личностный смысл учения, часто снижается интерес к учебной деятельности.

Практика выявляет у детей в этот период утомляемость, перегрузки, эмоциональное напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности.

Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым и создание условий, способствующих успешной адаптации пятиклассников к новым условиям жизнедеятельности, эмоциональной устойчивости, снижению тревожности, утомляемости детей просто необходимо.