logo
Организация учебной деятельности

1.2 Индивидуальные особенности исполнения учебной деятельности

Стиль учебной деятельности. Наука и практика свидетельствуют, что внимательное отношение к стилям обучения не только обеспечивает эффективность организационных воздействий педагога, но есть способ помощи в преодолении трудностей встающих на пути становления ведущего вида деятельности. в решении этой проблемы выделяются два подхода. Один из них связан с изучением преподавания (учитель, воспитатели, родители), а другой-стилей деятельности обучающихся.

В условиях организации учебной деятельности учащихся в школе и дома следует различать стиль деятельности педагога, воспитателя, родителей. Стиль деятельности школьников в основном определяют такие факторы как их индивидуально-типологические особенности, особенности самой деятельности и особенности обучающихся. В педагогической деятельности, характеризующимся субьектно-объектным взаимодействием в условиях организации и управления учебной деятельности обучаемого, эти особенности соотносятся с предметно-профессиональной компетентностью педагога, с характером взаимодействия и общения, с характером организации деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности представляет собой систему способов осуществления деятельности, которую субъект вырабатывает с учетом своих стойких личных качеств. Индивидуальный стиль деятельности охватывает как внешние практические способы действия, так способы и приемы психической деятельности, организации внимания и т.д. основным в способах деятельности, протекающей во внутреннем плане, является своеобразие соотношения ориентировочной и исполнительной составляющей деятельности. так в одних случаях внутренний план действий очень детализирован и в большей мере создается до их осуществления, а в процессе выполнения изменяется незначительно. Ориентировочная деятельность главным образом осуществляется до исполнения действий и лишь, затем сочетается с исполнительной. Контроль занимает большое место в процессе выполнения. В других случаях мыслительный план создаваемый до их реализации имеет схематический характер и в процессе выполнения значительно детализируется и видоизменяется. Ориентировочная деятельность протекает одновременно и в связи с исполнительской. Контроль занимает мало времени. Одну и ту же деятельность разные люди выполняют успешно разными путями и способами. Стиль деятельности навязывать не следует, если имеются свои не менее успешные способы осуществления деятельности. Стиль - объект процессуальный, как и сама деятельность, и при этом не воспринимаемый. О нем как о системе можно узнать после того, как реализована программа сбора, обработки и интерпретации материалов, характеризующих его различные проявления.

Существует и такое понятие как нерациональный стиль деятельности. его называют псевдостилем. В ряде случаев он может выступать некоторым этапом перед формированием рационального стиля. Псевдостиль рассматривается как особенности выполнения тех или иных действий, выходящие за пределы оптимальных границ.

И.С.Кон И.С. Кон, «В поисках себя. Личность и её самосознание» 1984 утверждает, что в познавательных процессах стиль деятельности выступает как стиль мышления, понимаемый как устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Стиль деятельности может быть скорректирован с целью его улучшения, считает Е.А.Климов Е.А. Климов, «Путь в профессию. Пособие для старших классов общеобразовательной школы» 1974. Им разработана программа анализа (самоанализа) стиля профессиональной деятельности и рекомендаций по его улучшению, которая может быть перенесена и на учебную деятельность. Программа включает в себя следующее:

1. Видимые проявления своеобразия работы:

а) в протекании познавательной составляющей деятельности (развернутость или краткость ориентировки в среде; частый или редкий текущий контроль, преобладающая ориентация на предметную, социальную среду или на свои переживания);

б) в протекании исполнительской составляющей деятельности (торопливость, медлительность; частые пробы или точность; рывкообразность, плавность и другие особенности, доставляемые наблюдением);

в) в области результатов деятельности (много продукта при умеренном качестве или, наоборот, мало, но при высоком качестве; другие варианты).

2. Предполагаемые причины наблюдаемого стиля:

а) в области внутренних условий (стойкие особенности психического склада, осведомленность, опыт, наличие навыков, приемов саморегуляции);

б) в области внешних предметных условий (наличие или отсутствие хороших образцов продукта, инструментов, материалов);

в) в области внешних социальных условий (имеются или отсутствуют традиции обмена опытом, сплоченна или разобщена группа участников деятельности, особенности межличностных взаимоотношений).

3. Проекты рекомендаций по улучшению стиля (узнать о приемах саморегуляции, о требованиях к продукту, лучше узнать друг о друге в группе).

Работоспособность. Работоспособность-это характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную работу на заданном уровне в течение определенного времени.

Тесная связь между работоспособностью и учебной деятельностью подмечена не сегодня. Так, ещё П.П.Блонский П.П. Блонский, «Задачи и методы народной школы» 1916 в своих работах указывал на то, что плохая работоспособность детей может быть не только вследствие слабого здоровья и быстрой утомляемости.

Наряду с методиками, ориентированными на практикующего психолога, существуют методы исследования состояния работоспособности учащихся, которые могут применяться и педагогами. Одна из таких методик предложена Ю.К.Бабанским Ю.К. Бабанский, «Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьников)» 1973 . ее автор выделяет следующие критерии и признаки оценки работоспособности обучающихся:

«+» - высокий уровень развития качества (у ребенка сохраняется высокая работоспособность в течение всех уроков, повышенная утомляемость не обнаруживается даже в конце рабочего дня);

«сред.» - средний уровень (нормальная работоспособность сохраняется в течении всех уроков, несущественное появление признаков утомления наступает лишь в конце дня);

«-» - низкий уровень развития качества (у ребенка обнаруживается низкая утомляемость уже в середине рабочего дня, что проявляется в вялости, сонливости или раздражительности на уроках, в резком снижении в середине уроков внимания, в проявлении описок, ошибок в элементарных вычислениях, при переписывании текста, в нарушениях дисциплины).