2.2 “Погружение” как модель длительного занятия одним или несколькими предметами
Несколько иную педагогическую технологию, назвав ее тоже “погружением”, предложил М.П.Щетинин. Под “погружением” он понимал длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенный промежуток времени. М.П.Щетининым была высказана идея о том, что спад здоровья детей от класса классу во многом обусловлен неравномерной нагрузкой лево- и правополушарных центров головного мозга. “Наша школа специализируется на развитии вербально - знакового мышления, а это означает, что почти все предметы, если пользоваться терминологией учения об асимметрии головного мозга, -- “левополушарные”, то есть формируют, так сказать, алгебраическое мышление. А тот тип мышления, который мы называем интуитивным, образным, собственно творческим, который обусловлен работой правого полушария головного мозга, в системе школьных предметов -- в общей их пропорции в учебном плане -- представлен ничтожно мало. ... Что же получается? Идут один за другим уроки математики, литературы, физики, химии -- и часть мозга требует не просто отдыха, но восполнения затрат энергии. Другая же часть, которая накапливала энергию, настоятельно требует ее сброса. Сброса, как видим, практически не происходит. И те, и другие участки мозга оказываются в чрезвычайно дискомфортном состоянии. Мозг отключается. Ученик не работает, а если и работает, то с низкой продуктивностью. Этот дисбаланс приводит к тому, что две трети учебного времени как бы ”спят”. ... Вот почему нам необходим учебный план, в котором были бы представлены на равных предметы образно-эмоционального и понятийно-логического циклов”.
Дни недели |
Время |
I класс |
II класс |
III класс |
IV класс |
|
8.30 -- 9.05 9.15 -- 9.50 10.00 -- 10.35 10.35 -- 10.55 10.55 -- 11.30 11.40 -- 12.15 12.25 -- 13.05 |
Математика Хореография Чтение Изобр.искусст. Русский язык |
Математика Хореография Чтение Легкий Изобр.искусст. Русский язык Занятия |
Математика Хореография Чтение завтрак Изобр.искусст. Русский язык по интересам |
Математика Физкультура Чтение Изобр.искусст. Русский язык |
||
8.30 -- 9.05 9.15 -- 9.50 10.00 -- 10.35 10.35 -- 10.55 10.55 -- 11.30 11.40 -- 12.15 12.25 -- 13.05 |
Математика Физкультура Чтение Музыка Русский язык |
Математика Физкультура Чтение Легкий Музыка Русский язык Занятия |
Математика Физкультура Чтение завтрак Музыка Русский язык по интересам |
Математика Хореография Русский язык Изобр.искусст. История |
||
8.30 -- 9.05 9.15 -- 9.50 10.00 -- 10.35 10.35 -- 10.55 10.55 -- 11.30 11.40 -- 12.15 12.25 -- 13.05 |
Математика Хореография Русский язык Изобр.искусст. Чтение |
Математика Хореография Русский язык Легкий Изобр.искусст. Чтение Занятия |
Математика Хореография Русский язык завтрак Изобр.искусст. Чтение по интересам |
Математика Физкультура Русский язык Музыка Природоведен. |
||
8.30 -- 9.05 9.15 -- 9.50 10.00 -- 10.35 10.35 -- 10.55 10.55 -- 11.30 11.40 -- 12.15 12.25 -- 13.05 |
Математика Физкультура Чтение Музыка Русский язык |
Математика Физкультура Чтение Легкий Музыка Русский язык Занятия |
Математика Физкультура Чтение завтрак Музыка Русский язык по интересам |
Математика Хореография Русский язык Изобр.искусст. Литература |
||
8.30 -- 9.05 9.15 -- 9.50 10.00 -- 10.35 10.35 -- 10.55 10.55 -- 11.30 11.40 -- 12.15 12.25 -- 13.05 |
Математика Хореография Чтение Изобр.искусст. Русский язык |
Математика Хореография Чтение Легкий Изобр.искусст. Природоведен. Занятия |
Математика Хореография Чтение завтрак Изобр.искусст. Природоведен. по интересам |
Математика Физкультура История Музыка Литература |
||
8.30 -- 9.05 9.15 -- 9.50 10.00 -- 10.35 10.35 -- 10.55 10.55 -- 11.30 11.40 -- 12.15 12.25 -- 13.05 |
Математика Физкультура Чтение Русский язык Музыка |
Математика Физкультура Чтение Легкий Русский язык Музыка Занятия |
Математика Физкультура Чтение завтрак Музыка Русский язык по интересам |
Математика Хореография Русский язык Изобр.искусст. Природоведен. |
Апробация такого расписания дала положительные результаты: снизилась усталость детей, повысилась их активность на уроках, повысился уровень усвоения знаний.
Учебные |
Количество часов в неделю по классам |
|||||||||||
предметы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
1. Ознакомление с окружающим миром. Человек. Природа. Общество. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
||||
2. Русский язык и литература. |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
6 |
6 |
5 |
5 |
4 |
5 |
|
3. Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||
4. История |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
||||||
5. Биология, география, химия, физика, астрономия |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
|||||||
6. Математика и основы информатики |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
7. Изобразительное искусство, черчение и художественный труд |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
8. Музыка |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
9. Физическая культура и хореография |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
10. Трудовая подготовка |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
11. Начальная военная подготовка |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
ИТОГО |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
37 |
37 |
37 |
|
Трудовая практика (в днях) |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
20 |
-- |
Очевидное уменьшение количества часов на “левополушарные” предметы приводит к задаче концентрации знаний или “прессования времени” (термин М.П.Щетинина). Тогда и возникла идея “погружения” как “способа познания”. В качестве теоретической основы были взяты учение о доминантной деятельности А.И.Ухтомского, для систематизации знаний -- идеи укрупнения дидактических единиц П.М.Эрдниева (он был консультантом эксперимента), для организации коллективной учебной деятельности -- элементы методик В.Ф.Шаталова, Ш.А.Амонашвили, П.М.Эрдниева.
- Введение
- 1. Теория и практика концентрированного обучения как педагогической технологии
- 1.1 Модели, предшествующие концентрированному обучению
- 1.1.1 Параллельная система обучения
- 1.1.2 Интегрированные уроки
- 1.1.3 Интегрированные дни
- 2. “Погружение” как наиболее распространенная модель концентрированного обучения
- 2.1 “Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия
- 2.2 “Погружение” как модель длительного занятия одним или несколькими предметами
- 3. “Погружение” в предмет или однопредметное “погружение”
- 4. Двухпредметная система “погружения”
- Заключение
- 43)Технология схемно-знакового(концентрированного) обучения
- Варианты реализации технологии концентрированного обучения
- Технология концентрированного обучения
- 4. Модель концентрированного обучения.
- Краткие теоретические положения технологии концентрированного обучения
- 72. Концепция и технология концентрированного обучения
- 33 Модель концентрированного обучения
- 33. Модель концентрированного обучения.