logo
Концентрированное обучение: модели образовательной технологии

2.2 “Погружение” как модель длительного занятия одним или несколькими предметами

Несколько иную педагогическую технологию, назвав ее тоже “погружением”, предложил М.П.Щетинин. Под “погружением” он понимал длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенный промежуток времени. М.П.Щетининым была высказана идея о том, что спад здоровья детей от класса классу во многом обусловлен неравномерной нагрузкой лево- и правополушарных центров головного мозга. “Наша школа специализируется на развитии вербально - знакового мышления, а это означает, что почти все предметы, если пользоваться терминологией учения об асимметрии головного мозга, -- “левополушарные”, то есть формируют, так сказать, алгебраическое мышление. А тот тип мышления, который мы называем интуитивным, образным, собственно творческим, который обусловлен работой правого полушария головного мозга, в системе школьных предметов -- в общей их пропорции в учебном плане -- представлен ничтожно мало. ... Что же получается? Идут один за другим уроки математики, литературы, физики, химии -- и часть мозга требует не просто отдыха, но восполнения затрат энергии. Другая же часть, которая накапливала энергию, настоятельно требует ее сброса. Сброса, как видим, практически не происходит. И те, и другие участки мозга оказываются в чрезвычайно дискомфортном состоянии. Мозг отключается. Ученик не работает, а если и работает, то с низкой продуктивностью. Этот дисбаланс приводит к тому, что две трети учебного времени как бы ”спят”. ... Вот почему нам необходим учебный план, в котором были бы представлены на равных предметы образно-эмоционального и понятийно-логического циклов”.

Дни недели

Время

I класс

II класс

III класс

IV класс

8.30 -- 9.05

9.15 -- 9.50

10.00 -- 10.35

10.35 -- 10.55

10.55 -- 11.30

11.40 -- 12.15

12.25 -- 13.05

Математика

Хореография

Чтение

Изобр.искусст.

Русский язык

Математика

Хореография

Чтение

Легкий

Изобр.искусст.

Русский язык

Занятия

Математика

Хореография

Чтение

завтрак

Изобр.искусст.

Русский язык

по интересам

Математика

Физкультура

Чтение

Изобр.искусст.

Русский язык

8.30 -- 9.05

9.15 -- 9.50

10.00 -- 10.35

10.35 -- 10.55

10.55 -- 11.30

11.40 -- 12.15

12.25 -- 13.05

Математика

Физкультура

Чтение

Музыка

Русский язык

Математика

Физкультура

Чтение

Легкий

Музыка

Русский язык Занятия

Математика

Физкультура

Чтение

завтрак

Музыка

Русский язык

по интересам

Математика

Хореография

Русский язык

Изобр.искусст.

История

8.30 -- 9.05

9.15 -- 9.50

10.00 -- 10.35

10.35 -- 10.55

10.55 -- 11.30

11.40 -- 12.15

12.25 -- 13.05

Математика

Хореография

Русский язык

Изобр.искусст.

Чтение

Математика

Хореография

Русский язык

Легкий

Изобр.искусст.

Чтение

Занятия

Математика

Хореография

Русский язык

завтрак

Изобр.искусст.

Чтение

по интересам

Математика

Физкультура Русский язык

Музыка

Природоведен.

8.30 -- 9.05

9.15 -- 9.50

10.00 -- 10.35

10.35 -- 10.55

10.55 -- 11.30

11.40 -- 12.15

12.25 -- 13.05

Математика

Физкультура

Чтение

Музыка

Русский язык

Математика

Физкультура

Чтение

Легкий

Музыка

Русский язык Занятия

Математика

Физкультура

Чтение

завтрак

Музыка

Русский язык

по интересам

Математика

Хореография

Русский язык

Изобр.искусст.

Литература

8.30 -- 9.05

9.15 -- 9.50

10.00 -- 10.35

10.35 -- 10.55

10.55 -- 11.30

11.40 -- 12.15

12.25 -- 13.05

Математика

Хореография

Чтение

Изобр.искусст.

Русский язык

Математика

Хореография

Чтение

Легкий

Изобр.искусст.

Природоведен. Занятия

Математика

Хореография

Чтение

завтрак

Изобр.искусст.

Природоведен. по интересам

Математика

Физкультура

История

Музыка

Литература

8.30 -- 9.05

9.15 -- 9.50

10.00 -- 10.35

10.35 -- 10.55

10.55 -- 11.30

11.40 -- 12.15

12.25 -- 13.05

Математика

Физкультура

Чтение

Русский язык Музыка

Математика

Физкультура

Чтение

Легкий

Русский язык Музыка

Занятия

Математика

Физкультура

Чтение

завтрак

Музыка

Русский язык

по интересам

Математика

Хореография

Русский язык

Изобр.искусст.

Природоведен.

Апробация такого расписания дала положительные результаты: снизилась усталость детей, повысилась их активность на уроках, повысился уровень усвоения знаний.

Учебные

Количество часов в неделю по классам

предметы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Ознакомление с окружающим миром. Человек. Природа. Общество.

2

2

2

2

2

2

1

2

2. Русский язык и литература.

8

8

8

8

8

6

6

5

5

4

5

3. Иностранный язык

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

4. История

3

2

2

2

2

3

5. Биология, география, химия, физика, астрономия

4

5

5

5

4

6. Математика и основы информатики

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

7. Изобразительное искусство, черчение и художественный труд

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

8. Музыка

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

9. Физическая культура и хореография

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

10. Трудовая подготовка

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

11. Начальная военная подготовка

1

1

1

ИТОГО

36

36

36

36

36

36

36

36

37

37

37

Трудовая практика (в днях)

10

10

10

10

10

10

10

10

10

20

--

Очевидное уменьшение количества часов на “левополушарные” предметы приводит к задаче концентрации знаний или “прессования времени” (термин М.П.Щетинина). Тогда и возникла идея “погружения” как “способа познания”. В качестве теоретической основы были взяты учение о доминантной деятельности А.И.Ухтомского, для систематизации знаний -- идеи укрупнения дидактических единиц П.М.Эрдниева (он был консультантом эксперимента), для организации коллективной учебной деятельности -- элементы методик В.Ф.Шаталова, Ш.А.Амонашвили, П.М.Эрдниева.