1.1.3 Интегрированные дни
Более удачной формой концентрации являются интегрированные дни. “В школьной практике -- это такие школьные дни, когда происходит интеграция естественнонаучных знаний, полученных на уроках различных предметов. <...> В этот день уроки физики, химии, биологии ставятся один за другим и ведут их практически сразу три учителя. Готовятся к такому дню ученики также под руководством трех предметников, оценки за урок получают по трем предметам.” Удачными интегрированными днями можно считать дни по темам ”Силы в природе, их проявление в организмах животных и человека”, “Физические основы кровообращения”. Такая форма занятий по естествознанию способствует формированию единой научной картины мира, позволяет выявить, какие фундаментальные законы и обобщенные естественнонаучные идеи обуславливают структуру изученных тем по физике, химии, биологии, позволяет построить схему взаимосвязи естественнонаучных знаний, отражающую их структурирование на основе фундаментальных и частных закономерностей природы -- “образ природы”, по возможности иллюстрировать ее.
Интегрированные дни, разработанные и апробированные группой ученых и методистов, кроме традиционных, насыщены многообразными специфическими формами работы: конкурсы (“Развитие картины мира от древности до наших дней”, “Отражение естественнонаучной картины мира в песнях, стихах, загадках”), выставки и защиты “образов природы” и рефератов, “открытий”, обсуждения вопросов обобщающего характера, театрализованные представления.
Говоря об интегративных днях, необходимо заметить, что подготовка к каждому из них начинается за 2-3 недели до него. Заблаговременно работают межпредметные консультации, где учащимся указывается какой объем работы необходимо выполнить непосредственно перед “днем”. Так, например, учащимся предлагается: 1) выявить, какие фундаментальные законы и обобщенные естественнонаучные идеи обуславливают структуру изученных тем по физике, химии, биологии; 2) опираясь на составленные структурные схемы и используя учебники, выделить в каждой теме главные понятия и подчиненные им, заполнить таблицу, отражающую структуру полученного естественнонаучного знания:
Естественнонаучные идеи |
Главные знания (понятия, частные закономерности) по физике, химии, биологии |
“Подчиненные” им знания (явления, факты, эмпирические зависимости) |
|
3) построить схему взаимосвязи естественнонаучных знаний, отражающую их структурирование на основе фундаментальных и частных закономерностей природы -- “образ природы”, по возможности иллюстрировав ее.
Выполненная работа проверяется разными учителями, защищается перед экспертами. Такой день должен быть праздником знаний, общественным открытым экзаменом для учащихся и учителей.
- Введение
- 1. Теория и практика концентрированного обучения как педагогической технологии
- 1.1 Модели, предшествующие концентрированному обучению
- 1.1.1 Параллельная система обучения
- 1.1.2 Интегрированные уроки
- 1.1.3 Интегрированные дни
- 2. “Погружение” как наиболее распространенная модель концентрированного обучения
- 2.1 “Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия
- 2.2 “Погружение” как модель длительного занятия одним или несколькими предметами
- 3. “Погружение” в предмет или однопредметное “погружение”
- 4. Двухпредметная система “погружения”
- Заключение
- 43)Технология схемно-знакового(концентрированного) обучения
- Варианты реализации технологии концентрированного обучения
- Технология концентрированного обучения
- 4. Модель концентрированного обучения.
- Краткие теоретические положения технологии концентрированного обучения
- 72. Концепция и технология концентрированного обучения
- 33 Модель концентрированного обучения
- 33. Модель концентрированного обучения.