logo
Исследование проявления подростковой агрессивности учащихся средней школы

Глава 2. Психологическое исследование подростковой агрессии на основе методики Басса - Дарки

Цель исследования - выявление агрессивности и её форм в подростковом возрасте.

Объект исследования - подростковая агрессивность учащихся средней школы.

Предмет исследования - показатели проявления различных форм агрессивности в подростковом возрасте.

Задачи исследования

1. Оценить уровень агрессивности учащегося в данном возрасте.

2. Выявить различия проявления агрессии у мальчиков и девочек подростков.

3. Разработать и апробировать процедуру экспертной оценки проявлений различных форм агрессивности.

В исследовании приняли участие: учащиеся 8А, 8б классов школы №43. Всего 36 человек.

Методы исследования: методика Басса-Дарки, метод экспертных оценок проявления различных форм агрессии.

Подготовка и проведение исследования.

На первом этапе исследования был проведен тест Басса-Дарки, который включал в себя 75 вопросов.

На втором этапе нами был разработан бланк оценки проявлений агрессивности в соответствии с показателями, выделяемыми методикой Басса-Дарки.

Учителям, хорошо знающим данный класс предлагалось оценить каждого учащегося по 8 критериям, используя 5 бальную шкалу оценки.

1 балл - данные проявления не встречаются у ученика, (такого поведения не замечалось).

2 балла - проявляются, но очень редко.

3 балла - иногда проявляются.

4 балла - проявления у ученика бывают часто.

5 баллов - это свойственно ребёнку в полной мере.

Формы агрессивности.

1. Косвенная агрессия (КА)- агрессии, которая окольными путем направлена на другое лицо - злобные сплетни, шутки, также агрессия, которая ни на кого не направлена - взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битью кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуют ненаправленность и неупорядоченность.

2. Склонность к раздражению (Р)- готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.

3. Негативизм (Н)- оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

4. Обида (О)- зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

5. Подозрительность (П)- недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

6. Вербальная агрессия (ВА)- выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

7. Физическая агрессия (ФА) (нападение) - использование физической силы против другого лица.

8. Чувство вины (ЧВ) - выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызение совести.

На третьем этапе учащимся было предложено оценить проявления агрессивности у каждого одноклассника по 5 бальной шкале. Использовались выше перечисленные критерии (косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, физическая агрессия, чувство вины).

Результаты исследования.

1. Анализируя полученные результаты, мы провели сравнение выраженности различных форм агрессии у мальчиков и девочек.

Таблица 1. Средние значения показателей агрессии в группе девочек и группе мальчиков (по методике Басса-Дарки). Нельзя не отметить и недостаток выбранного нами теста: обращаясь к нашей диаграмме на первый взгляд можно сказать, что показатели вербальной агрессии самые высокие по сравнению с другими. Но это не так, если внимательно изучить структуру теста то сразу замечаешь, что вопросов на выявление вербальной агрессии гораздо больше, чем например косвенной агрессии и соответственно баллов у детей по этому показателю будет больше. Из-за чего точное соответствие между всеми показателями этим способом нам установить не удалось.

Таблица 1. Средние значения показателей проявления форм агрессии у мальчиков и девочек

Формы агрессивности

К.А.

Р.

Н.

О.

П.

В.А.

Ф.А.

Ч.В.

Показатели (девочки)

5,7

6,3

3,9

4,7

5,7

10,3

6,4

6

Показатели (мальчики)

5,4

6,3

3,6

4,2

5,3

9,3

7,5

4,8

Используя критерий U- Манна-Уитни установлены различия проявлений агрессии мальчиками и девочками по двум формам. Проявление физической агрессии чаще встречается у мальчиков. Значение критерия U- Манна-Уитни равно 97,5, что соответствует уровню значимости р=0,043.

У девочек достоверно выше показатели проявления чувства вины. Значение критерия U-Манна-Уитни равно 101, что соответствует уровню значимости р=0,057. По показателям появления агрессивности других форм статистически значимых различий не выявлено.

Действительно в доказательство этому достаточно вспомнить обычную школьную будничную жизнь. В большинстве случаев участниками драк являются мальчики, т.к. в этом возрасте, по их мнению, с помощью физической силы можно добиться, заслужить гораздо большее уважение среди одноклассников. А вот для девочек это редкое явление, они в состоянии решать свои проблемы, выражать себя какими-нибудь более спокойными и менее выраженными способами. Наиболее свойственным для девочек является другой показатель агрессивности - чувство вины. В отличие от мальчиков они способны почти всегда признавать, осознавать, пускай даже внутри себя, свою вину и ошибки. А мальчикам это не всегда просто сделать, в большинстве случаев они начинают доказывать свою правоту и твердо стоять на своём, не слушая ни мнения окружающих, а порой и не обращая внимания на то, что он действительно не прав.

Анализируя результаты теста Басса-Дарки и экспертные оценки проявления различных форм агрессии, которые давали учителя, мы использовали метод корреляционного анализа. Результаты статистической обработки представлены в таблице 2.

Таблица 2. Корреляции показателей проявления агрессии у подростков и экспертных оценок проявления агрессии.

Эксп.оц./

Показ.оц.

К.А.

Эксп.

Р.

Эксп.

Н.

Эксп.

О.

Эксп.

П.

Эксп.

В.А.

Эксп.

Ф.А.

Эксп.

К.А.

0,743**

Р.

0,912**

Н.

0,770**

О.

0,910**

П.

0,895**

В.А.

0,915**

Ф.А.

0,938**

** уровень значимости 0,01

По всем показателям проявления агрессии установлены значимые связи результатов теста и оценок учителей. Важно отметить, что уровень достоверности очень высокий (0,01).

Полученные результаты позволяют нам сказать, что учителя очень хорошо знают своих учеников и способны дать достаточно объективную оценку их поведению, в частности агрессивному. В своих комментариях во время оценивания учителя очень точно описывали ситуации, в которых наиболее ярко проявляется та или иная форма агрессивного поведения.

На данном этапе наша работа не завершена. Мы предполагаем, что не только учителя, но и сами учащиеся способны оценить проявления различных форм агрессии своих одноклассников. Также очень важно выявить отношения подростков к различным проявлениям агрессии. Какие формы они считают приемлемыми, а какие недопустимыми. Что чаще всего является пусковым механизмом агрессивного поведения. Какие формы разрешения конфликтов, снятия напряжения они знают и как используют. На наш взгляд ответы на эти вопросы позволят более успешно решать проблему подростковой агрессивности в нашей школе.