Глава 2. Психологическое исследование подростковой агрессии на основе методики Басса - Дарки
Цель исследования - выявление агрессивности и её форм в подростковом возрасте.
Объект исследования - подростковая агрессивность учащихся средней школы.
Предмет исследования - показатели проявления различных форм агрессивности в подростковом возрасте.
Задачи исследования
1. Оценить уровень агрессивности учащегося в данном возрасте.
2. Выявить различия проявления агрессии у мальчиков и девочек подростков.
3. Разработать и апробировать процедуру экспертной оценки проявлений различных форм агрессивности.
В исследовании приняли участие: учащиеся 8А, 8б классов школы №43. Всего 36 человек.
Методы исследования: методика Басса-Дарки, метод экспертных оценок проявления различных форм агрессии.
Подготовка и проведение исследования.
На первом этапе исследования был проведен тест Басса-Дарки, который включал в себя 75 вопросов.
На втором этапе нами был разработан бланк оценки проявлений агрессивности в соответствии с показателями, выделяемыми методикой Басса-Дарки.
Учителям, хорошо знающим данный класс предлагалось оценить каждого учащегося по 8 критериям, используя 5 бальную шкалу оценки.
1 балл - данные проявления не встречаются у ученика, (такого поведения не замечалось).
2 балла - проявляются, но очень редко.
3 балла - иногда проявляются.
4 балла - проявления у ученика бывают часто.
5 баллов - это свойственно ребёнку в полной мере.
Формы агрессивности.
1. Косвенная агрессия (КА)- агрессии, которая окольными путем направлена на другое лицо - злобные сплетни, шутки, также агрессия, которая ни на кого не направлена - взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битью кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуют ненаправленность и неупорядоченность.
2. Склонность к раздражению (Р)- готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.
3. Негативизм (Н)- оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
4. Обида (О)- зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
5. Подозрительность (П)- недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
6. Вербальная агрессия (ВА)- выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
7. Физическая агрессия (ФА) (нападение) - использование физической силы против другого лица.
8. Чувство вины (ЧВ) - выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызение совести.
На третьем этапе учащимся было предложено оценить проявления агрессивности у каждого одноклассника по 5 бальной шкале. Использовались выше перечисленные критерии (косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, физическая агрессия, чувство вины).
Результаты исследования.
1. Анализируя полученные результаты, мы провели сравнение выраженности различных форм агрессии у мальчиков и девочек.
Таблица 1. Средние значения показателей агрессии в группе девочек и группе мальчиков (по методике Басса-Дарки). Нельзя не отметить и недостаток выбранного нами теста: обращаясь к нашей диаграмме на первый взгляд можно сказать, что показатели вербальной агрессии самые высокие по сравнению с другими. Но это не так, если внимательно изучить структуру теста то сразу замечаешь, что вопросов на выявление вербальной агрессии гораздо больше, чем например косвенной агрессии и соответственно баллов у детей по этому показателю будет больше. Из-за чего точное соответствие между всеми показателями этим способом нам установить не удалось.
Таблица 1. Средние значения показателей проявления форм агрессии у мальчиков и девочек
Формы агрессивности |
К.А. |
Р. |
Н. |
О. |
П. |
В.А. |
Ф.А. |
Ч.В. |
|
Показатели (девочки) |
5,7 |
6,3 |
3,9 |
4,7 |
5,7 |
10,3 |
6,4 |
6 |
|
Показатели (мальчики) |
5,4 |
6,3 |
3,6 |
4,2 |
5,3 |
9,3 |
7,5 |
4,8 |
Используя критерий U- Манна-Уитни установлены различия проявлений агрессии мальчиками и девочками по двум формам. Проявление физической агрессии чаще встречается у мальчиков. Значение критерия U- Манна-Уитни равно 97,5, что соответствует уровню значимости р=0,043.
У девочек достоверно выше показатели проявления чувства вины. Значение критерия U-Манна-Уитни равно 101, что соответствует уровню значимости р=0,057. По показателям появления агрессивности других форм статистически значимых различий не выявлено.
Действительно в доказательство этому достаточно вспомнить обычную школьную будничную жизнь. В большинстве случаев участниками драк являются мальчики, т.к. в этом возрасте, по их мнению, с помощью физической силы можно добиться, заслужить гораздо большее уважение среди одноклассников. А вот для девочек это редкое явление, они в состоянии решать свои проблемы, выражать себя какими-нибудь более спокойными и менее выраженными способами. Наиболее свойственным для девочек является другой показатель агрессивности - чувство вины. В отличие от мальчиков они способны почти всегда признавать, осознавать, пускай даже внутри себя, свою вину и ошибки. А мальчикам это не всегда просто сделать, в большинстве случаев они начинают доказывать свою правоту и твердо стоять на своём, не слушая ни мнения окружающих, а порой и не обращая внимания на то, что он действительно не прав.
Анализируя результаты теста Басса-Дарки и экспертные оценки проявления различных форм агрессии, которые давали учителя, мы использовали метод корреляционного анализа. Результаты статистической обработки представлены в таблице 2.
Таблица 2. Корреляции показателей проявления агрессии у подростков и экспертных оценок проявления агрессии.
Эксп.оц./ Показ.оц. |
К.А. Эксп. |
Р. Эксп. |
Н. Эксп. |
О. Эксп. |
П. Эксп. |
В.А. Эксп. |
Ф.А. Эксп. |
|
К.А. |
0,743** |
|||||||
Р. |
0,912** |
|||||||
Н. |
0,770** |
|||||||
О. |
0,910** |
|||||||
П. |
0,895** |
|||||||
В.А. |
0,915** |
|||||||
Ф.А. |
0,938** |
** уровень значимости 0,01
По всем показателям проявления агрессии установлены значимые связи результатов теста и оценок учителей. Важно отметить, что уровень достоверности очень высокий (0,01).
Полученные результаты позволяют нам сказать, что учителя очень хорошо знают своих учеников и способны дать достаточно объективную оценку их поведению, в частности агрессивному. В своих комментариях во время оценивания учителя очень точно описывали ситуации, в которых наиболее ярко проявляется та или иная форма агрессивного поведения.
На данном этапе наша работа не завершена. Мы предполагаем, что не только учителя, но и сами учащиеся способны оценить проявления различных форм агрессии своих одноклассников. Также очень важно выявить отношения подростков к различным проявлениям агрессии. Какие формы они считают приемлемыми, а какие недопустимыми. Что чаще всего является пусковым механизмом агрессивного поведения. Какие формы разрешения конфликтов, снятия напряжения они знают и как используют. На наш взгляд ответы на эти вопросы позволят более успешно решать проблему подростковой агрессивности в нашей школе.
- 1.2. Подростковый возраст – средняя школа
- 2.3 Влияние телевидения на агрессивность подростков
- На тему: «исследование агрессивности детей и подростков, занимающихся в спортивных секциях»
- 2.1. Агрессивность
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- 1.3. Подростковая агрессивность.
- Педагогические причины агрессивности подростков