Выводы
1. Проведенное исследование показало значимые различия в проявлениях агрессивности у мальчиков-подростков и девочек-подростков только в двух формах - преобладание физической агрессии у мальчиков и преобладание чувства вины у девочек.
2. Значимые связи экспертных оценок проявления различных форм агрессии, которые давали учителя и показателей теста Басса-Дарки, позволяют говорить о способности учителей по внешним проявлениям своих учеников оценить выраженность различных форм агрессивного поведения.
Литература
1. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996. - 192 с.
2. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А.Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 660 с.
3. Кобзева О.В. Динамика агрессивности в подростковом возрасте//Научное обозрение, 2006. - №2. - с. 196 - 201.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.
Психологический словарь справочник. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 576с.
5. Кон И.С.
Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.,Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1988.
6. Рыбалко Е.Ф.
Возрастная и дифференциальная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 224с. - (Серия "Учебник" нового века)
7. Мартин Д.
Психологические эксперименты Секреты механизмов психики. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 480с. (Серия "Секреты психологий")
8. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - Второе издание, дополненное и переработанное. - М.: Изд - во "Современник", 1998. -432с. (Практическая психология в образовании)
9. Словарь практического психолога / Сост.С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1997. -800с.
Приложения
Приложение 1
Методика Басса-Дарки. Общая характеристика.
Опросник Басса-Дарки - одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных ситуациях, вызывающих психическую напряженность.
А.Бассом и А. Дарки в 1957 г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал которые они считают важными показателями агрессии. Этот Опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике.
Опросник Басса-Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия - под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путем направлена на другое лицо - злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битью кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуют ненаправленность и неупорядоченность.
3. Склонность к раздражению - готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.
4. Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
6. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызение совести.
Цель применения данного метода: выявление агрессивности и её форм в подростковом возрасте.
Задачи: на основе выполнения методики, оценить уровень агрессивности ребенка в данном возрасте.
Необходимы материал: лист бумаги, ручка.
Инструкция: Опросник состоит из 75 утверждений, на которые ребенок дает ответ "да" или "нет". По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций (Приложение).
Суммирование индексов 1,2,7 дает общий индекс агрессивности (ИА), 1,3,7 - показывает уровень агрессивной мотивации, а суммирование индексов 6и 5 - индекс враждебности (ИВ). Можно также получить представление о конструктивной или деструктивной направленности агрессивности, сложив "ИА" и "ИВ".
Методика Басса - Дарки. Обработка результатов.
Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов.
1. Физическая агрессия: ответы "да" в вопросах 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; ответы "нет" в вопросах 9, 17, 41.
2. Косвенная агрессия: ответы "да" в вопросах 2,10, 18, 42, 34, 56, 63; ответы "нет" в вопросах 26, 49.
3. Раздражение: ответы "да" в вопросах 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; ответы "нет" в вопросах 11, 35, 69.
4. Негативизм: ответы "да" в вопросах 4, 12, 20, 28; ответы "нет" в вопросе 36.
5. Обида: "да" - 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; "нет" - 44.
6. Подозрительность: "да" - 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; "нет" - 65, 70.
7. Вербальная агрессия: "да" - 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; "нет" - 39, 66, 74, 75.
8. Чувство вины: "да" - 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 67, 61.
Приложение 2
Таблица 1. Показатели агрессивности учащихся 7-х классов (данные методики Басса-Дарки)
№ |
Ф.И. |
Пол |
К.А. |
Р. |
Н. |
О. |
П. |
В.А. |
Ф.А. |
Ч.В. |
|
1 |
Г-ов С. |
муж. |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
10 |
6 |
9 |
|
2 |
Ку-ин С. |
муж. |
6 |
6 |
5 |
3 |
5 |
10 |
5 |
5 |
|
3 |
Ра-ва В. |
жен. |
8 |
7 |
4 |
7 |
9 |
8 |
6 |
7 |
|
4 |
Ко-ва Х. |
жен. |
6 |
5 |
4 |
4 |
4 |
9 |
5 |
5 |
|
5 |
Ку-ва. |
жен. |
6 |
6 |
6 |
6 |
8 |
11 |
9 |
8 |
|
6 |
До-ин А. |
муж. |
5 |
5 |
4 |
5 |
6 |
11 |
6 |
5 |
|
7 |
Са-ва В. |
жен. |
7 |
7 |
4 |
8 |
7 |
10 |
4 |
9 |
|
8 |
Те-ва Н. |
жен. |
7 |
8 |
4 |
6 |
7 |
9 |
8 |
9 |
|
9 |
Са-на А. |
жен. |
6 |
5 |
3 |
3 |
4 |
10 |
6 |
4 |
|
10 |
Ро-ва К. |
жен. |
5 |
7 |
4 |
5 |
5 |
10 |
7 |
5 |
|
11 |
Ту-ов. |
муж. |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
6 |
8 |
4 |
|
12 |
Гу-ев М. |
муж. |
7 |
10 |
3 |
4 |
3 |
10 |
9 |
5 |
|
13 |
Ни-ва О. |
жен. |
3 |
3 |
2 |
2 |
7 |
10 |
5 |
7 |
|
14 |
Ки-ва Л. |
жен. |
7 |
10 |
3 |
6 |
8 |
13 |
8 |
8 |
|
15 |
Гу-ом М. |
муж. |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
11 |
6 |
7 |
|
16 |
Фи-ов. |
муж. |
5 |
7 |
4 |
4 |
6 |
9 |
9 |
4 |
|
17 |
Си-ов К. |
муж. |
3 |
6 |
1 |
4 |
5 |
4 |
7 |
2 |
|
18 |
Ке-ва К. |
жен. |
4 |
8 |
3 |
4 |
6 |
11 |
5 |
5 |
|
19 |
Мо-ая С. |
жен. |
7 |
6 |
4 |
5 |
5 |
7 |
4 |
7 |
|
20 |
Зе-ин А. |
муж. |
6 |
7 |
3 |
3 |
6 |
10 |
7 |
7 |
|
21 |
Го-ёв. |
муж. |
5 |
8 |
4 |
6 |
6 |
11 |
9 |
7 |
|
1 |
Ос-ко И. |
муж |
7 |
8 |
4 |
3 |
6 |
10 |
9 |
4 |
|
2 |
Ба-на Л. |
жен |
4 |
6 |
5 |
4 |
5 |
11 |
5 |
6 |
|
3 |
Ры-на А. |
жен |
6 |
4 |
2 |
3 |
6 |
12 |
7 |
8 |
|
4 |
Ко-ва Л. |
жен |
6 |
5 |
4 |
7 |
5 |
8 |
7 |
6 |
|
5 |
Ха-на М. |
жен |
5 |
8 |
4 |
5 |
7 |
14 |
8 |
6 |
|
6 |
Мя-ва. |
жен |
6 |
5 |
5 |
5 |
3 |
11 |
5 |
6 |
|
7 |
Во-на Л. |
жен |
6 |
7 |
4 |
2 |
4 |
12 |
11 |
4 |
|
8 |
Фи-ва Л. |
жен |
6 |
6 |
4 |
4 |
3 |
8 |
3 |
3 |
|
9 |
Вл-ва С. |
жен |
4 |
5 |
4 |
2 |
4 |
11 |
8 |
1 |
|
10 |
Ра-ов. |
муж |
2 |
4 |
1 |
4 |
8 |
5 |
8 |
3 |
|
11 |
Бу-ка А. |
жен |
5 |
8 |
5 |
5 |
6 |
10 |
7 |
5 |
|
12 |
Ма-ис В. |
муж |
6 |
8 |
5 |
5 |
3 |
12 |
8 |
3 |
|
13 |
Пе-ин В. |
муж |
9 |
6 |
4 |
2 |
5 |
12 |
7 |
3 |
|
14 |
Ка-ин Р. |
муж |
6 |
6 |
5 |
3 |
5 |
8 |
8 |
4 |
|
15 |
Г-н. |
муж |
7 |
7 |
4 |
7 |
7 |
10 |
8 |
5 |